Церковно-медицинский журнал

Святой мученик Трифон Апамейский

Автор:В. И. Самохвалова
14 Ноября 2023

 


Варвара Игоревна САМОХВАЛОВА,
студентка 3 курса педиатрического факультета СПбГПМУ




Св. мч. Трифон Апамейский. Фреска из
церкви Панагии Асину близ Никитари
на Кипре. XII в.

Святой мученик Трифон Апамейский известен каждому, хотя от него не осталось ни богословских трудов, ни документов, только предание, сохранившее историю его жизни и мученичества.

Святой Трифон родился в первой половине III во Фригии, в селении Кампсад, близ города Апамеи. Родители святого были бедными людьми. Они исповедовали христианство и сына своего воспитывали так же. Он был особенным ребенком, одаренным живой верой. Именно в детстве с Трифоном произошло первое чудо: во время игр одного из его друзей укусила змея. Трифон начал молиться, и по его усердной молитве произошло исцеление. Когда на селение напали насекомые-вредители и над ним нависла угроза голода и разорения, односельчане, помня о чуде исцелении ребенка, обратились за помощью к отроку Трифону. И вновь по молитве юного Трифона Бог избавил селян от бедствия.

Так прошло детство и отрочество будущего святого — до того, как Господь призвал его к подвижничеству.

В 238 г. на римский престол вступил император Гордиан, который, хотя и был язычником, христиан не преследовал. У него была дочь, славившаяся своим умом и красотою, и многие знатные особы прочили ее в жены своим сыновьям. Но случилось несчастье: в девушку вселился бес, которой жестоко мучил ее, ввергая в огонь и в воду. Бесы превратили красавицу, которую отец готовился выдать замуж, в неконтролируемую и неуправляемую девицу. Врачи не в силах были ей помочь. Однажды во время жестоких мучений девушки бес заявил: «Никто не сможет изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона!» Император тут же разослал гонцов на поиски целителя.

Св. Трифон изгоняет беса из дочери императора Гордиана.
Художник Витторе Карпаччо. 1507 г.

Трифон уже с детства был известен в народе как лекарь, избавляющий от недугов телесных и духовных. Трифон обладал столь мощным даром, что бесы боялись одного его приближения и потому сами добровольно покидали людей. Так случилось и с дочерью римского императора. Силой молитвы святой Трифон изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Услыхав это, царь и окружающие его пришли в ужас; и многие уверовали во Христа; а верующие получили еще большее утверждение в своей вере и прославили Бога.

Но через 10 лет к власти пришел император Деций. Он повелевал казнить и мучить христиан. Когда святой Трифон узнал, что его вызывают для суда, с радостью пошел, желая пострадать за Христа.

На допросе святой отрок проявил завидную мудрость и мужество. Его увещевали отказаться от христианства, но святой Трифон был непреклонен. Предание сохранило его смелые ответы: «Я тогда буду иметь совершенный разум, когда принесу Богу моему совершенное исповедание и если сохраню неизменною благочестивую веру в Него, и сделаюсь жертвою Тому, Кто Сам принес Себя в жертву ради меня».

Непоколебимая вера обвиняемого привела императора в ярость. Три часа воины терзали повешенного на дереве мученика, его привязывали к лошади, с вбитыми в ступни гвоздями волочили по городу, жгли огнем. Трифон же молился: «Господи, не вмени им греха сего». Видя непреклонность юноши, правитель отдал приказ обезглавить праведника. Воины обезглавили уже умершего святого.

Честные мощи великого свидетеля Христова сразу после его смерти были взяты никейскими христианами и по указанию святого погребены в его родном городе. Затем их перенесли в Константинополь, а оттуда — в Рим.

Мученичество св. Трифона Апамейского. Миниатюра
Минология императора Василия II. Византия.
Миниатюрист Симеон Влахернит. Около 985 г.

В кафедральном соборе святого Трифона в городе Котор в Черногории пребывает честная глава мученика, которого жители города почитают своим небесным покровителем. Изображение фигуры святого включено в герб города, утвержденный в 2009 г.

В 1803 г. частица мощей святого из этого собора была привезена в Россию. Наиболее известной и почитаемой у нас иконой мученика Трифона с частицами его мощей является образ, находящийся в храме иконы Знамения Божией Матери в Москве.

Святой Трифон был широко почитаем в Византии. С принятием христианства на Руси почитание святого пришло и к нашим предкам. Именем святого часто называли своих детей. Существует благочестивое предание о чуде, случившемся с Трифоном Патрикеевым, сокольничим царя Иоанна Грозного. Как-то раз на охоте улетел один из царских кречетов, и Трифон получил приказ во что бы то ни стало разыскать пропажу. Три дня рыскал по лесам бедный сокольничий, но безуспешно. Измученный, в предчувствии наказания за неисполнение приказа взмолился он своему небесному покровителю. И когда после этого заснул, увидел во сне подъехавшего к нему на белом коне прекрасного мужа с кречетом в руках — святого мученика Трифона. «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься», — произнес святой. Проснувшись, сокольничий увидел пропавшего кречета. На месте этого чуда Трифон Патрикеев основал часовню, а впоследствии каменный храм в честь своего избавителя — церковь святого мученика Трифона в Напрудном. Чудо это было запечатлено на одной из фресок церкви. Так появилась русская иконописная традиция изображения св. мч. Трифона с соколом и на коне.

   

Прорисовка фрески на наружной стене алтарной апсиды церкви св. мч. Трифона в Напрудном Церковь св. мч. Трифона в Напрудном

В Сербии и Болгарии святого Трифона чтят покровителем виноградарей. По одной из версий это связано с тем, что в день памяти святого в этих местах традиционно происходит первая обрезка виноградников. Также существует легенда о том, что в час казни святого на виноградники напали насекомые, и жители Фригии молились св. мч. Трифону о спасении. На болгарских иконах святого изображают со специальным ножом для обрезки винограда.

И во временя более близкие к нашим известно много случаев чудес по молитвам к святому мученику Трифону.

Вот что вспоминает княгиня Варвара Александровна Туркестанова (1834–1913) о детстве сына — будущего митрополита Трифона (Туркестанова): «Мой Боря, будучи младенцем, был очень слаб и часто прихварывал. Одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление; и тогда я прибегла к […] святому мученику Трифону, слезно просила ходатайства его перед Богом за больного сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу, и, если суждено будет ему отречься от мира, назвать его при пострижении в монашество Трифоном». Вскоре после этого мальчик стал быстро поправляться, выздоровел и окреп. И, как известно, данное обещание было впоследствии выполнено.

Известный православный психотерапевт Дмитрий Авдеев также рекомендует обращаться к святому за помощью: «Когда я только начинал работать врачом, отец Иоанн (Крестьянкин) благословил мне чаще обращаться к святому Трифону. И с тех пор я считаю мученика Трифона вторым своим Небесным покровителем наряду со святым великомучеником Димитрием Солунским. Многим пациентам рассказываю о его житии и чудесах, всегда рекомендую от души молиться мученику Трифону. Помощь святого бывает столь действенной и быстрой, что порой ее даже страшишься принимать».

Литература

1. Святые целители. СПб.: Диалог, 2009.

2. Святой мученик Трифон // Серия: Причастники Божественного света / Сост. А. А. Маркова. М.: Благовест, 2013. URL: www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=sviatoi-muchenik-trifon (дата обращения 04.09.2023).

3. Житие мученика Трифона Апамейского, Никейского [Электронный ресурс] // Православный церковный календарь [сайт] URL: https://azbyka.ru/days/sv-trifon-apamejskij (дата обращения 04.09.2023).

4. Святой мученик Трифон Апамейский [Электронный ресурс] // PRAVMIR.RU. URL: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/svyat1/feb01-trifon.html (дата обращения 04.09.2023).

5. Трифон Апамейский [Электронный ресурс] // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/12230.html (дата обращения 04.09.2023).

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью