Церковно-медицинский журнал

Будущие педиатры: состояние здоровья и образ жизни

Автор:Г. Л. Микиртичан, С. Л. Акимова, А. З. Лихштангофа
19 Февраля 2015

Проблема отношения к здоровью студентов-медиков

Студенческая молодежь — самостоятельная социально-демографическая группа со своими условиями и образом жизни. Нередкое снижение качества жизни, постоянная психологическая напряженность, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, требует от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условиям проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи, высокой физической и умственной нагрузки, что возможно только при оптимальном уровне здоровья [1, 2, 3, 4]. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и приумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала [5, 4, 6]. В то же время, неотложные молодежные проблемы решаются на государственном уровне недостаточно эффективно и последовательно. Молодежная политика не стала еще приоритетной, несмотря на имеющиеся законодательные акты и практические рекомендации науки. Недостаточно уделяется внимания со стороны федеральной и региональной власти проблемам здоровья молодежи, обучающейся в вузах [7, 8, 6].

Факторы, влияющие на формирование здоровья студентов в процессе обучения, условно можно разделить на две группы:

1) объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т. д.);

2) субъективные факторы (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т. д.).

Проблемы аксиологической значимости здоровья, медицинской активности, здорового образа жизни приобретают особую важность, когда речь идет о студентах медиках, чья профессиональная деятельность в будущем связана с формированием правильного отношения к здоровью, с профилактикой и лечением болезней.

Изучение медико-социальных характеристик студентов-педиатров

Для исследования медико-социальных характеристик (состояние здоровья, условия и образ жизни) студентов был проведен анонимный социологический опрос. Для него использовалась специально разработанная анкета. В опросе участвовали будущие врачи-педиатры — учащиеся Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, единственного в нашей стране специализированного центра подготовки таких специалистов.

Для сравнения были взяты два санкт-петербургских вуза технического и гуманитарного профилей: Государственный политехнический университет и Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Всего было опрошено 1350 студентов I, III и выпускного курсов (по 150 человек с каждого курса в каждом вузе).

Анализ данных о заболеваемости проводился по данным из «Медицинских карт студента вуза, учащегося среднего специального заведения» (ф.025-3/у), скопированным на специально разработанную статистическую карту.

На момент опроса здоровыми себя считали 45,7% респондентов; 28,1% ответили на этот вопрос отрицательно, а 26,2% не уверены в своей оценке. Юноши оценивали свое здоровье выше, чем девушки (54,0% и 41,3% «здоровых» соответственно). С половыми различиями связан, очевидно, и больший удельный вес признавших себя здоровыми студентов технического вуза; достоверных различий по курсам выявлено не было.

В зависимости от вуза в значительной степени различается среднее число перенесенных за последние 12 месяцев острых заболеваний: у студентов технического профиля оно составило 0,91 случая, у будущих педагогов — 1,31, а у медиков — 1,76 случая за год (возможно, это связано с более пристальным вниманием последних к своему здоровью). Девушки болеют чаще, чем юноши (1,61% —0,80 случая в год).

Заболевания учащаются по мере взросления студентов:

1 курс — 0,60 случаев в год,

3 курс — 1,62 случаев в год,

5–6 курс — 1,77 случая в год.

Студенты отмечали, что у них преобладают болезни органов дыхания: ОРВИ, грипп, бронхиты, пневмонии.

По данным анкетирования, доля учащихся, ни разу не болевших за последние 12 месяцев составила 48,1%, причем самый высокий индекс здоровья отмечается среди будущих инженеров (61,6%), самый низкий — среди будущих врачей (32,9%). Этот показатель значительно выше у мужчин и студентов младших курсов. Столь высокий индекс здоровья говорит, вероятно, не столько о хорошем объективном состоянии здоровья, сколько, о том, что студенты далеко не всегда обращают внимание на свои болезни. Такой вывод подтверждается также тем, что лишь 9,3% респондентов всегда остаются дома во время болезни, в то время как 77,2% пропускают занятия только при «сильном», по их мнению, заболевании, а 13,5% не остаются дома даже и в этом случае. 57,2% опрошенных приходят на зачет или экзамен даже при сильном заболевании и только 3,2% пропускают эти важные мероприятия при любой болезни.

   

При этом почти половина студентов (48,7%) полагает, что обучение в вузе негативно влияет на их здоровье, и только четверть (28,3%) с этим не согласны. Чаще негативное влияние обучения на здоровье отмечают студенты выпускного курса, женщины, студенты педагогического и медицинского профиля. Чаще всего респонденты всех возрастных, половых и профессиональных групп в качестве причин ухудшения их здоровья в процессе обучения в вузе называли неправильный режим дня (64,0%), а также нерегулярное или некачественное питание (61,0%); затем следовали повышенная умственная нагрузка (25,2%), необходимость совмещать учебу с работой (17,3%) и плохие условия проживания (11,9%).

Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 10,3% студентов (мужчины в 3 раза чаще женщин) активно занимаются физической культурой; 54,1% занимаются физкультурой нерегулярно; 33,7% отметили, что занимались спортом в прошлом, но сейчас бросили занятия; всего 11,0% делают утреннюю гимнастику или пробежки; 13,5% посещают какую-либо спортивную секцию; 5,6% участвуют в спортивных мероприятиях.

Более половины опрошенных (51,6%) отмечают у себя понижение остроты зрения и еще 11,4% в этом «не уверены», причем 38,4% (+18,6% неуверенных) считают, что зрение ухудшилось за время обучения в вузе. Этот показатель, естественно растет от младших курсов к старшим и наиболее высок у студентов гуманитарного профиля.

18,3% респондентов состоят на диспансерном учете у одного или нескольких врачей узкой специальности. Из каждых 100 опрошенных 24,8 страдают хронической патологией органов зрения, 18,2 — ЛОР-органов, 14,6 — пищеварительной системы, 7,7 — мочеполовой системы, 7,1 — органов дыхания, 6,5 — кожи и подкожной клетчатки, 5,9 — костно-мышечной системы, 4,8 — эндокринной системы, 9,8 — других органов и систем.

Всего, судя по результатам анкетирования, среднее число хронических заболеваний на одного студента 1 курса составляет 0,72, 3 курса — 0,95, выпускного курса — 1,04 заболевания. Этот показатель ниже у мужчин по сравнению с женщинами (0,73 против 0,99 заболевания) и у студентов технического профиля по сравнению с гуманитариями и медиками (0,71 против 0,91 и 1,08 соответственно).

Диагноз туберкулеза легких ставился 2,0% респондентов; вираж туберкулиновых проб отмечен у 9,6% студентов; лечение противотуберкулезными препаратами получали 7,1% студентов.

Постоянно или часто отмечают у себя метеочувствительность — 50,7% опрошенных, сонливость 48,9%, хроническую усталость — 40,4%, нарушения менструальной функции — 40,3% (женщин), систолическое артериальное давление ниже 110 мм — 37,1%, выше 140 мм — 16,8%, дурное настроение– 28,3%, раздражительность — 26,8%, сниженную работоспособность — 25,9%, аллергию на пищевые продукты — 22,2%, снижение концентрации гемоглобина — 20,2%, аллергию на пыльцу, мех, пыль и т. п. — 18,4%, аллергию на лекарства — 18,4%, ускоренное семяизвержение — 18,2% (мужчин), головные боли — 16,6%, учащенное мочеиспускание — 13,2%, бессонницу — 12,5%, хронический насморк — 12,4%, варикозное расширение вен — 12,3%, боли в животе — 10,5%, одышка без или при малой физической нагрузке — 9,6% и другие симптомы.

Несколько иные данные были получены при изучении первичной медицинской документации. Как показал проведенный анализ, первичная заболеваемость студентов по данным обращаемости составила 464,4‰. Заболеваемость девушек значительно выше заболеваемости юношей — 510,3‰ против 392,8‰. Самый высокий уровень заболеваемости установлен на 1 курсе — 875,6‰, самый низкий — при окончании обучения (211,1‰). Такая динамика позволяет предположить, что снижение заболеваемости в первую очередь связано со снижением обращаемости и во многом зависит от субъективных причин. Очевидно, на старших курсах студенты реже нуждаются в освобождении от занятий, чаще переносят заболевания «на ногах», при заболеваниях чаще обращаются в поликлинику по месту жительства.

Наиболее высокий уровень первичной заболеваемости был зарегистрирован в РГПУ (615,6‰), самый низкий — в СПбГПМА (375,6‰). В структуре заболеваемости почти 3/4 (72,2%) занимают болезни органов дыхания. Остальные классы заболеваний занимают значительно меньший удельный вес: второе место (3,7%) — болезни мочеполовой системы, третье место (3,3%) — инфекционные и паразитарные заболевания, четвертое-пятое места (по 2,9%) — психические расстройства и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. Такая структура первичной заболеваемости подтверждает предположение о том, что к врачам узких специальностей (окулист, оториноларинголог, невропатолог и т. д.) студенты обращаются сразу в поликлинику по месту жительства, либо в студенческую поликлинику, а в здравпункты обращаются, в основном, лишь с заболеваниями органов дыхания.

Уровень накопленной заболеваемости был значительно выше и составил 1885,9‰ (у юношей — 1740,0‰, у девушек — 1979,3‰). Как и первичная заболеваемость, накопленная заболеваемость по мере обучения снижается с 2331,1‰ до 1655,6‰. Первые три места в структуре накопленной заболеваемости занима­ют: болезни органов дыхания (30,6%), болезни глаза и его придаточного аппарата (26,0%) и болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (13,9%).

Две трети опрошенных считают, что врач в силу своих знаний обладает большими возможностями для сохранения своего здоровья и должен служить образцом здорового образа жизни. Однако только 40,2% респондентов (как медиков, так и из технических вузов) определили свой образ жизни как здоровый. Почти 80% опрошенных выразили желание изменить свой настоящий образ жизни на более здоровый. Среди факторов, препятствующих этому, на первом месте студенты называют недостаток времени, затем недостаток денег и наконец невозможность соблюдать правильный режим дня. Среди других причин называли слабую волю, отсутствие возможностей для занятий физкультурой, необходимость совмещать учебу с работой, плохие условия проживания, высокая умственная нагрузка, дурной пример окружающих.

Питание является важнейшей составляющей образа жизни человека. Однако лишь 19,7% респондентов считают свое питание в целом рациональным. Абсолютное большинство (88,6%) опрошенных хотели бы изменить свое питание, сделать его более здоровым. В качестве причин, мешающих питаться рационально, назывались: недостаток денег (65,1%), невозможность выдерживать правильный режим питания (51,8%), недостаток времени (48,6%), слабая воля (10,8%), дурной пример окружающих (7,6%) и незнание правил рационального питания (6,2%).

«Строго» или «как правило» соблюдают режим питания в будние дни 10,3%, по выходным — 39,2% опрошенных. При этом регулярно в одно и то же время завтракают 56,2%, обедают 10,2%, а ужинают 28,9% студентов. Ответы на вопрос «Сколько раз в день Вы обычно принимаете пищу?» распределились сле­дующим образом: 1 раз — 1,1%, 2 раза — 25,2%, 3 раза — 48,5%, более 3 раз — 25,2%. У 5,2% респондентов наиболее весом утренний прием пищи, у 28,5% — дневной, у 54,6% — вечерний, у остальных пищевая нагрузка распределяется в течение дня равномерно. Более половины студентов (10,0% — всегда и 45,3% — часто) регулярно едят за 1,5 часа и менее до сна (чаще студенты-медики и мужчины). Полноценный завтрак утром получают 29,4% респондентов. Только 6,0% студентов обедают в столовой, тогда как 20,4% обходятся кофе или чаем с булочкой, 3,2% — гамбургером, шавермой или другими видами «фаст фуд», 25,4% берут с собой бутерброды, а 45,0% вообще не едят до возвращения домой, т.е. до 19–20 часов.

Мясо и мясопродукты регулярно (ежедневно или несколько раз в неделю) употребляют 76,7% опрошенных (вегетарианцами, да и то нестрогими, признали себя 5,4%, а религиозные посты стараются соблюдать 4,9%), молоко и молокопродукты — 76,6%, овощные блюда — 77,0%, рыбу и рыбные продукты — 28,5%, яйца — 61,9%, фрукты — 59,9%, булочки, печенье, пряники, торты и т. п. — 77,0%, макароны и макаронные изделия — 63,4%, каши — 45,4%, «фаст фуд» — 11,7% респондентов. Принципов раздельного питания, пропагандируемых сегодня некоторыми диетологами, придерживаются 11,1% опрошенных (чаще мужчины и младшекурсники); разгрузочные дни себе регулярно устраивают 3,0%, а голодают 2,6% респондентов («иногда» — 34,2% и 23,4% соответственно). 29,2% употребляют регулярно или иногда оздоровительные пищевые добавки, а 10,1% — про­росшие зерна (чаще студенты-медики и женщины). 40,2% респондентов любят острую, а 22,1% — особенно соленую
пищу.

Важным аспектом питания является сегодня качество питьевой воды. Из оп­рошенных нами студентов 14,3% употребляют сырую водопроводную, а 89,2% — кипяченую воду; 38,1% пользуются фильтрами, 22,1% используют для питья и приготовления пищи бутилированную, 7,3% — дистиллированную, а 1,4% — талую воду.

Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано негативное влияние вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотических препаратов) на здоровье человека, его профессиональную деятельность, результаты обучения. Анализ результатов опроса показал, что курят в настоящее время 39,5% опрошенных (35,6% женщин и 46,8% мужчин), причем медики несколько реже, а гуманитарии — чаще. 17,5% респондентов курят ежедневно, а 4,2% выкуривают более пачки сигарет в день. Среди студентов выпускного курса курящих больше (44,3%), чем среди первокурсников (33,0%). Почти половина курильщиков хотела бы расстаться с этой привычкой; среди медиков этот показатель выше, от пола и возраста не зависит. 28,1% опрошенных начали курить до поступления в вуз, остальные курящие — после. Среди причин начала курения чаще всего назывались стрессовая ситуация (41,4%), пример или побуждение со стороны друзей, подруг (32,7%), интерес к курению (23,5%), ощущение взрослости (16,4%), другие причины (22,1%). Первые две причины чаще назывались женщинами, «ощущение взрослости» — мужчинами. 31,1% (чаще женщины) не смогли указать причину начала курения.

Лишь 2,7% респондентов полностью воздерживаются от употребления алкоголя. В то же время, половина студентов употребляет алкоголь регулярно: 41,0% — несколько раз в месяц, 7,7% — несколько раз в неделю, а 0,9% — ежедневно. Частота употребления алкоголя несколько ниже среди женщин, медиков, а также студентов 1 курса.

Особую тревогу вызывает тот факт, что каждый пятый-шестой студент (17,6%) признался в употреблении наркотических препаратов в немедицинских целях. При этом 4,8% принимали наркотик однократно, 7,8% — несколько раз в жизни, 4,2% — принимают «редко», а 0,8%  «регулярно». Среди мужчин доля пробовавших наркотики значительно выше, чем среди женщин (28,7% и 11,7% соответственно). От курса этот показатель практически не зависит; среди студентов гуманитарного (20,4%) и технического (19,6%) он выше, чем среди будущих врачей (12,7%).

«Сапожник без сапог»

Состояние здоровья студентов находится на весьма низком уровне и ухудшается во время обучения. Низко оценивают состояние своего здоровья все учащиеся вузов и особенно девушки, в то же время все они недостаточно внимательны к собственному здоровью. Многие полагают, что обучение в высшей школе негативно влияет на здоровье, прежде всего за счет неправильного образа жизни и нерегулярного питания. Серьезную медицинскую и общественную проблему представляет высокая распространенность курения, употребления алкоголя и наркотических препаратов среди студентов. При этом состояние здоровья и образ жизни будущих педиатров не отличается по большинству параметров от студентов немедицинского профиля — классическая ситуация «сапожник без сапог».

Выполнение основных требований здорового образа жизни зависит исключительно от самого человека. Проблема здорового образа жизни студентов, получающих высшее медицинское образование по специальности «педиатрия», стоит достаточно остро. Совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студентов. Требуется реализация комплекса мер медико-социального характера, направленных на улучшение состояния здоровья студенческой молодежи. Представляется целесообразным создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в вузе. Для успешной реализации такой программы необходимо взаимодействие администрации со студенческими общественными организациями.

Литература

1. Круглякова И. П. Медико-социальное обоснование организационной системы сохранения и восстановления здоровья студентов в современных условиях: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Уфа, 2000. 26 с.

2. Лихтшангоф А. З. Субъективная оценка своего здоровья и образа жизни студентами Санкт-Петербурга // Биоэтика в вузе: Биологическое (соматическое), социальное, психическое и духовное здоровье студента и преподавателя вуза: Материалы межвузовской конференции. Красноярск, 2001. С. 75–77.

3. Лихтшангоф А. З., Акимова С. Л. Состояние здоровья санкт-петербургских студентов и причины его ухудшения: данные социологического опроса // Молодежь и семья — проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2005.
С. 184–186.

4. Мигура Т. М. Медико-социальное исследование состояния здоровья, условий и образа жизни современных студентов: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. СПб., 2000. 17 с.

5. Ляхович А. В., Маркова А. И. Показатели заболеваемости студентов как критерии гигиенического воспитания // Материалы Первой Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». М., 1995. С. 153–156.

6. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 197–202.

7. Акимова С. Л., Лихтшангоф А. З. К вопросу о распространенности вредных привычек среди студентов Санкт-Петербурга // Современные проблемы социальной педиатрии и организации здравоохранения: Сборник научных трудов. СПб., 2006. С. 311–312.

8. Лучкевич В. С., Костючек Д. Ф., Бережной А. Н. Особенности репродуктивной функции и образа жизни студенческой семьи // Тез. междунар. науч.-практ. конф. «Здоровье студентов». М., 1999. С. 144–145.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью