Церковно-медицинский журнал

Эстетическая медицина и критерии человеческой красоты в XXI веке

Автор:И. А. Коява, И. М. Соловьёва
22 Ноября 2015

К основным целям современной эстетической медицины относится реабилитация серьезных хронических кожных заболеваний, реконструкция внешности человека после аварий и травм, ожоговых повреждений кожи. Другое, не менее значимое направление — продление молодости человека, в том числе устранение косметических дефектов возрастных изменений кожи. Существующий на сегодняшний день арсенал методов, методик и программ, направленных на достижение этих целей весьма богат и достаточно широк. Эстетическая медицина —неотъемлемая часть медицинской отрасли, одно из наиболее быстро развивающихся и востребованных обществом ее направлений. Соответствие внешности человека современным эстетическим стандартам нередко воспринимается не только как показатель его здоровья, но и как своеобразная «визитная карточка» успешности в жизни и в карьере. С другой стороны, такое соответствие оказывает мощное положительное психологическое воздействие на человека, дает ему уверенность в себе.

Однако в понятие человеческой красоты входит не только внешняя привлекательность, но и внутренняя. Внутренняя красота человека складывается из красоты души, красоты поступков, милосердного отношения к окружающим, доброго взгляда и трепетного отношения ко всему живому, внутреннего воспитания и культуры. О такой красоте высказывались многие авторы — писатели, художники, философы, святые отцы. Согласно древнегреческому философу Аристотелю, «красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Человек преображается внешне, когда через слова, через дела и поступки открывается его сердце, наполняя все вокруг любовью, живущей в нем. «Красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; она не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни приключившаяся болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого», — напоминает о внимании к внутренней красоте души человека святитель Иоанн Златоуст. Любое внутреннее состояние души отражается на внешности человека и запечатлевается в его взгляде, мышцах, мимике и здесь важно научиться внутренней работе над собой: своими мыслями, эмоциями.

Современная эстетическая медицина включает в себя различные методики эстетической, пластической и реконструктивной хирургии, дерматокосметологии, дерматохирургии, сосудистой хирургии, трихологии, эндокринологии, аппаратной косметологии, флебологии, разнообразные физиотерапевтические методы и др.

В России издается целый ряд научно-практических журналов, посвященных вопросам эстетической медицины: «Косметика и медицина» (с 1997 г.), «Вестник эстетической медицины» (с 2002 г.), «KOSMETIK international» (с 1997 г.), «Мезотерапия» (с 2007 г.), «Аппаратная косметология» (с 2009 г. выходил под названием «Аппаратная косметология и физиотерапия»), «Инъекционные методы в косметологии» (с 2009 г.), «Косметические средства» (с 2009 г. выходил по названием «Пилинги», «Косметический уход и пилинги»), «Эстетическая медицина» (с 2010 г.), «Пластическая хирургия и косметология» (с 2010 г.), «Лазеры и эстетика» (с 2011 г.), «Облик. Esthetic guide» (с 2013 г.), «Практика эстетической медицины» (с 2013 г.), «Трихология» (с 2014 г.).

 

В то же время невозможно считать красивым человека, сердце которого наполнено злобой, кипит страстями, порочными мыслями, при всей внешней безупречности и ухоженности его лица и тела. Злые помыслы уродуют душу человека.

«Ни один зверь в мире не похож на злую женщину… Что может быть опаснее змеи из числа пресмыкающихся? Также ничто; однако лев и змий питают менее злобы, нежели женщина (злая), как подтверждает мои слова и мудрейший Соломон, говоря: ”лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою” (Прит.21:19; ср. Сир. 25:18)»

Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы
святого Предтечи Господня Иоанна [1]

При сегодняшнем, навязанном индустрией моды, «стандарте красоты» сохранить свою индивидуальную внешность и неповторимость становится все труднее. Повальное увлечение подправить и «улучшить» свои природные данные, обращаясь к возможностям эстетической медицины, сводит на нет уникальность и естественную красоту, Богом данную каждому человеку. Нарастить ногти, увеличить грудь, накачать губы, неестественно удлинить ресницы, посетить студию загара — вот неполный набор современных средств по унификации внешности. В сентябре 2014 г. интернет буквально взорвался мультипликационной короткометражкой «Шокирующая анимация о современных стандартах красоты», созданной режиссерами Фредериком Доазан и Венди Рок, где зритель, кадр за кадром, может наблюдать, как современные стандарты красоты разрушают человеческое тело, Богом созданную красоту, попирая и нарушая основополагающий принцип модели Гиппократа — не навреди.
«В культурно-историческом контексте этики Гиппократа принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия, ту исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком, который доверяет врачу ни много ни мало — свою жизнь» [2].

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Мы говорим о Божией Матери, что Она выше Ангелов и Архангелов, «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Мы понимаем, … что речь идет о каком-то величайшем совершенстве. А как это совершенство было выражено в жизни? Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела?..

Известный церковный писатель Никифор Каллист, … отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные».

Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

Замечательно также свидетельствует о Ней тот же Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее» (который во времена Никифора Каллиста хранился в церкви). Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Вот какой дивный физический образ Божией Матери сохранен в Предании. Эти слова должна бы знать каждая современная женщина — и богатая, и бедная. Это идеал женщины, это идеал человека. И потому, когда мы говорим о Ней, что Она выше всех Ангелов и Архангелов, мы ведь имеем в виду не небожительницу — мы имеем в виду реального человека, Пречистую Преблагословенную Деву Марию, Которая запечатлела в истории, в словах тех, кто свидетельствовал о Ней, великую красоту Своего образа — и физического, и духовного…

Пусть же Господь всем нам поможет воспринять святой образ Приснодевы Марии, в том числе и физический, как пример для подражания и как одну из основ почитания Пречистой и Преблагословенной Девы Марии в Православной Церкви [3].

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Портрет Княгини Зинаиды Николаевны
Юсуповой в русском костюме.
Художник К. Е. Маковский. 1900 г.

Народная мудрость гласит: «Сам себе во всем меру знай». Над проблемой сохранения естественной красоты человека работает целая армия стилистов, модельеров, боди-арт салонов с тренажерными услугами для поддержания тела человека в идеальном состоянии. Но все усилия, направленные на продление молодости и красоты, должны быть в меру: и занятия физкультурой и спортом, и приверженность косметологическим салонам, чтобы не попасть в зависимость, например, от «инъекций красоты». В погоне за омоложением и бесконечными подтяжками лица, оно постепенно превращается в неживую маску — неэмоциональное, бледное неподвижное лицо, полное отсутствие морщин и неестественно пухлые губы. Любые злоупотребления косметологическими процедурами болезненно отражаются на внешности человека, превращая его, педе или полное отсуорой, в карикатуру на самого себя. Все должно быть в меру. Непродуманный, несбалансированный подход к питанию может привести к анорексии — нервно-психическому заболеванию, которое характеризуется искаженным восприятием своего тела и необоснованным страхом ожирения. Любые крайности, такие как чрезмерность в тствие аппетита, в питье, в занятиях спортом вредят здоровью и красоте, нарушают внутренний баланс, что отражается на внешности, по принципу «что внутри, то и снаружи», превращая естественную красоту в неестественную. А это — пугает.

Подводя итог сказанному, хочется верить, что основными критериями человеческой красоты в XXI в. останутся:

  • гармония и соответствие внутренней и внешней красоты;
  • поддержание естественной, натуральной красоты;
  • соблюдение принципа «не навреди»;
  • здоровый образ жизни, включающий в себя правильное питание, физическую активность и качественный косметический уход.

Литература

1. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Август. М.: Ставрос, 2004.
2. Силуянова И. В. От клятвы Гиппократа до биоэтики / Биоэтика — реальность жизни. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1447588.html (дата публикации 07.04.2011).

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью