Церковно-медицинский журнал

Организация помощи раненым воинам в Тихвинском Богородицком Успенском монастыре в годы первой Мировой войны

Автор:Иеромонах Венедикт (Шустов)
14 Июля 2022

 


Иеромонах Венедикт (ШУСТОВ),
пресс-секретарь Тихвинской епархии

 

 


Трагические события начавшейся в 1914 г. Первой Мировой войны не оставили равнодушными как церковную иерархию и приходское духовенство, так и всех монашествующих в Российской империи. Уже 2 августа (20 июля) 1914 г. Святейший Правительствующий Синод опубликовал определение № 6502 с призывом к монастырям, церквям и православным мирянам к сбору пожертвований на лечение раненых и больных воинов, на осуществление помощи семьям лиц, призванных на войну:

«...Призвать монастыри, общины и всѣ духовныя учрежденія къ отводу и приготовленію всѣхъ свободныхъ и могущихъ быть свободными помѣщеній подъ госпитали для раненыхъ и больныхъ воиновъ и къ содѣйствію поддержанія сихъ госпиталей на все время надобности въ нихъ. Призвать мужскіе и женскіе монастыри и общины къ немедленному подысканію и подготовленію способныхъ и благонадежныхъ лицъ для ухода за ранеными и больными воинами какъ въ самыхъ обителяхъ, такъ и въ другихъ мѣстахъ, по распоряженію управленія Краснаго Креста. Призвать монастыри, общины и всѣхъ боголюбивыхъ людей къ заготовленію собственными силами и средствами принадлежностей для оборудованія госпиталей, какія окажутся возможными и потребными» [1].

Журнал «Церковные ведомости» с публикацией
определения Синода, посвященного

Первой Мировой войне

Итак, согласно приведенному документу, монастырям усваивалась роль сборщиков благотворительных пожертвований, а также организаторов госпиталей и лазаретов для офицеров и нижних чинов, получивших ранения и увечья на полях сражений. Здесь, в монастырских стенах, военнослужащие вооруженных сил Российской империи должны были исцеляться не только телесно, но и духовно, поскольку монастыри должны были заботиться и о духовном окормлении своей новой паствы.

4 сентября 1914 г. Святейший Синод выпустил в свет новое определение, непосредственно касающееся приведения монастырской благотворительности в новое, военное русло — о привлечении монашествующих и послушников православных обителей к делу помощи раненым воинам в качестве братьев милосердия при перевозке раненых с железнодорожных станций в лазареты и госпитали [2]. Разумеется, не осталась в стороне от помощи раненым воинам и Новгородская епархия, которой до начала 1920-х гг. подчинялся Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь. Вступивший за год до начала войны в должность настоятеля этой древней монашеской обители архимандрит Антоний (Демянский) сразу же обратился с прошением на имя своего правящего архиерея архиепископа Арсения (Стадницкого) о возможности помочь пострадавшим военнослужащим, на что 5 сентября 1914 г. Новгородская духовная консистория прислала в Тихвин указ, где, в частности, говорилось:

«Ввиду весьма значительных средств, которыми располагает Тихвинский Большой монастырь, на основании п. 4 определения Святейшего Синода от 20 июля 1914 года за № 6502, разрешить начальству Тихвинского Большого монастыря выдать из монастырских капиталов три тысячи рублей билетами на устройство, оборудование и содержание при Юрьевском монастыре госпиталя для раненых в настоящую войну воинов» [3]. То есть, Тихвинскому Успенскому монастырю была выделена денежная сумма, первоначально предназначавшаяся для организации военного госпиталя в Новгородском Юрьевом монастыре.

Далее встал вопрос об организации в монастыре систематического ухода за ранеными, к которому, по всей видимости, братия и послушники Тихвинской мужской обители оказались не совсем готовы. Для этих целей было решено привлечь монахинь и послушниц Тихвинского Введенского монастыря. На это Новгородская духовная консистория также дала свое согласие:

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

«Так как в Богородицком Тихвинском Большом монастыре при помещениях, уступаемых под лазарет для раненых воинов, не имеется особых помещений, пригодных для монахинь-послушниц Введенского женского монастыря, то и представляется удобным разрешить монахиням названного женского монастыря пребывание в Тихвинском мужском монастыре, для услуг больным и раненым воинам в открываемом внутри монастыря лазарете. На сем определении Консистории резолюция Его Высокопреосвященства, от 18 сентября 1914 г. за № 5877, последовала такова: „Исполнить и немедленно объявить. Пусть монастырь уступает гостиницу, находящуюся вне монастыря“» [4].

Из данного документа следует, что монахиням и послушницам Введенской обители ввиду крайней необходимости ухода за ранеными было разрешено пребывание в Успенском мужском монастыре, а для размещения лазарета были отведены помещения монастырской гостиницы. Однако 2 октября 1914 г. из консистории последовало уточненение: «...разрешить управлению сего монастыря отвести помещение для раненых воинов внутри монастыря, но с тем, чтобы сестры милосердия несли в этом помещении только дневное дежурство» [5].

Спустя месяц, 10 ноября 1914 г., Новгородское церковное начальство благословило настоятелю Тихвинского Успенского монастыря архимандриту Антонию (Демянскому) заняться духовным окормлением раненых воинов, которые шли на поправку и могли слушать слово Божие и назидательные беседы. Для этого в помещениях архиерейского и Иннокентьевского корпусов было велено выделить из чила братии обители иеромонахов «для религиозно-нравственных чтений в лазаретах, устроенных в Новгородской губернии для эвакуированных больных и раненых воинов, снабжения их книгами и листками религиозно-нравственного содержания и (для душевного утешения) совершения соответствующих молитвословий, молебных пений, всенощных бдений и проч.» [6].

Гостиница Тихвинского Богородичного Успенского монастыря

Примечательно, что Тихвинский Успенский монастырь использовал не только свои средства для организации монастырской благотворительности, но и принимал пожертвования. Так, Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам 31 октября 1914 г. сообщал архимандриту Антонию (Демянскому), что направил в обитель деньги в сумме 5 руб. и «...приносит Вам и всем принимавшим участие в пожертвовании глубокую благодарность за оказанное содействие святому делу помощи увечным и раненым воинам» [7].

Другой стороной помощи раненым воинам в годы Первой Мировой войны стала духовная поддержка русского воинства, выразившаяся в прислыке в госпитали Российской империи духовной литературы, и, что нам кажется наиболее важным — образов Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Так, председательница Либавского Местного отдела Российского Общества Красного Креста Е. Подушкина сообщила архимандриту Антонию (Демянскому) 1 октября 1914 г. о своем посещении Тихвинского Успенского монастыря в первые дни войны (26.06.1914) и обратилась к нему с просьбой: «...если нельзя бесплатно, то хотя с возможной уступкой пришлите 20 небольших образов для помещения их в палатах с больными и ранеными воинами, дабы последние имели духовное утешение после призрака смерти. Живем мы в таком городе, где православных мало, Святых икон трудно достать, в местных госпиталях православных образов нет, все немецкое, и Вы, Ваше Высокопреподобие, сделаете святое дело для наших славных солдатиков, своею жизнью защищающими нашу Родину» [8].

Святыня Тихвинского Богородичного
Успенского монастыря — чудотворная
Тихвинская икона 
Божией Матери

Ровно через две недели 20 образков Тихвинской святыни были доставлены в Либаву, за что Е. Подушкина письмом от 14 октября 1914 г. благодарила архимандрита Антония от имени Красного Креста, который «приносит Вам искреннюю благодарность и глубокую признательность за сделанное пожертвование с покорнейшей просьбой на и будущее время не оставлять своим вниманием Местное Управление» [9].

В 1916 г., уже незадолго до революционных потрясений в России, через станцию Тихвин проследовал 63-й военно-полевой санитарный поезд имени Императорского Российского Пожарного Общества, возглавляемого Великой княгиней Марией Павловной (строительство этого госпиталя на колесах было начато в 1914 г. на народные пожертвования и завершено в самые кратчайшие сроки). Начальник поезда полковник Эдуард Лунц выразил искреннюю благодарность архимандриту Антонию «за поднесенные поезду для раздачи раненым нательные образки, крестики и книжки религиозно-нравственного содержания» [10].

В настоящем докладе были озвучены все выявленные на сегодняшний день архивные документы и материалы, касающиеся помощи Тихвинского Успенского монастыря раненым в годы Первой Мировой войны воинам. Поиск новых неопубликованных источников по этой теме продолжается, и мы уверены, что в историю монастырской благотворительности в Российской империи будет вписано еще немало фактов, свидетельствующих о роли Богородицкого Успенского монастыря и других монашеских обителей Тихвинской земли в служении ближним — русским офицерам и солдатам, пролившим свою кровь на полях сражений за веру, царя и Отечество.

Литература

1. Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующем Сѵнодѣ. Еженедѣльное изданіе съ прибавленіями. 26 іюля 1914 года. № 30. С. 348.
2. Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующем Сѵнодѣ. Еженедѣльное изданіе съ прибавленіями. 20 cентября 1914 года. № 38. С. 442.
3. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 437.
4. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 446.
5. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 473.
6. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 522.
7. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 515.
8. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 477–477 об.
9. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 487.
10. Архив СПб ИИ РАН. Ф. 132. Оп. 5. Д. 20. Л. 88.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью