Церковно-медицинский журнал

Инициатива Святейшего Патриарха Кирилла по профилактике абортов и выведению их из системы обязательного медицинского страхования

Автор:протоиерей Димитрий Смирнов
13 Января 2016

22 года назад, 19 апреля 1993 г., в Москве был создан православный медико-просветительский центр «Жизнь» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке. Его целью стало противодействие абортам и информирование широких слоев общественности об их духовных, нравственных и медицинских последствиях, а также просвещение народа по вопросам, связанным с семьей, браком и современными проблемами биомедицинской этики.

За два десятилетия работы прочитано более 1000 лекций, большая часть — в общеобразовательных школах, миллионными тиражами распространялись листовки, плакаты, книги. С развитием новых технологий информация пошла в сеть интернет, действуют интернет-форумы и рассылки, создан и распространяется компакт-диск, на который записана вся собранная информация. Многие люди, в основном молодые, сердечно откликнулись на эту проблему и стали организовывать самостоятельные центры. В настоящее время существует 120 филиалов центра по всей территории бывшего СССР. Возглавил это движение протоиерей Максим Обухов.

Борьба с абортами ведется сейчас по трем основным направлениям: просветительско-разъяснительная работа, благотворительность и законодательные инициативы, направленные на ограничение и запрещение абортов.

В результате двадцатилетней работы наметились определенные сдвиги, позволяющие говорить о начале просвещения народа, почти половина населения является противниками аборта. Но это не значит, что в государстве что-то изменилось. В январе 2015 г. на Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с предложением о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Эта законодательная инициатива была одобрена многими, выступление Святейшего Патриарха в парламенте вызвало бурю аплодисментов. Однако предложенные им инициативы были отвергнуты правительством.

Почему важно вывести аборты из системы обязательного страхования? Медико-просветительский центр «Жизнь» очень давно обдумывает этот шаг. Сразу потребовать запрета абортов, разумеется, можно, но результат был бы стопроцентно отрицательным. Понятно было, что действовать нужно постепенно, продвигаться маленькими шагами. Поэтому МПЦ «Жизнь» выстроил целую стратегию. Первоначально удалось добиться запрета рекламы абортов. В ноябре 2013 г. Президент В. В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законом, в частности, установлен запрет на рекламу абортов; в федеральном законе «О рекламе» перечень услуг, реклама которых не допускается, дополнен медицинскими услугами по искусственному прерыванию беременности.

Вторым шагом должно стать выведение абортов из системы ОМС. И вот здесь подключился Святейший Патриарх. Не всем понятна обоснованность участия Церкви в данном вопросе. Однако это самоочевидно: в настоящий момент каждый гражданин России, который платит налоги, является соучастником убийства нерожденных детей. Оплата абортов из средств ОМС приводит к появлению так называемого «налога на аборты», то есть принуждению, против воли, каждого работающего гражданина платить за аборты, даже если он считает их недопустимыми и преступными, что приводит к нарушению его прав как налогоплательщика.

В очень немногих странах государство оплачивает аборты. Госфинансирование «абортов по желанию» существует только в КНДР, Китае и на Кубе, а также в некоторых странах бывшего соцлагеря. Среди развитых стран произвольные аборты оплачиваются только в нескольких провинциях Канады и Скандинавии, все остальные страны «аборты по желанию» не оплачивают. Во всех других странах, в том числе Англии, Франции, Германии, Соединенных Штатах, если ты хочешь прервать жизнь своих нерожденных детей, ты платишь за это сам.

У нас значительная часть абортов совершается тоже в частных клиниках, и стоимость их весьма невысока: 3000–8000 рублей в зависимости от уровня комфорта и дороговизны медучреждения. Поэтому нет оснований предполагать, что начнутся, как в пятидесятые годы, массовые подпольные аборты в нестерильных условиях, ведущие к смерти несчастных женщин. Несмотря на это, в народе массово муссируются описания бабок с немытыми руками, грязных простынь и чуть ли ведер навоза рядом. Откуда возьмутся эти грязные тряпки, неученые бабки и сепсис, откуда возьмутся подпольные аборты, если не ставится вопрос о запрете абортов и существуют профессиональные врачи, готовые недорого избавлять население от зачатых детей?

По официальной статистике, в нашей стране ежегодно прерываются жизни около 8 миллионов детей. На самом деле их намного больше. Этот массовый террор против собственных детей является кровавым фоном всей нашей жизни. На этом зловещем фоне любое, даже самое благое общественное движение: миротворчество, милосердие, защита природы, сохранение культурной среды, демократизация, гласность, права человека — выглядит лицемерием. Отрицая право на жизнь другого, мы отрицаем вообще всякое право и всякое проявление жизни как таковой.

Чтобы взять цитадель, нужно сделать пролом в стене. Либо найти человека, который бы открыл врата, тогда можно взять крепость изнутри. Это и было задумано. Может быть те люди, которые стоят на страже процесса самоубийства нашего народа, все это прекрасно понимают. Хотя движение «Жизнь» поддерживает группа православных депутатов в Государственной Думе, некоторые члены правительства с искренней болью констатируют: «Мы не можем провести этот закон».

«Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом обычным и абсолютно приемлемым».

Р. Баллестрини, итальянский юрист XIX в.
(цит. по Митрополит Мелетий (Каламарас).
Аборты. М.: Русское зерцало, 1998.)

Страшно даже не столько убийство детей само по себе, а то, что оно стало делом, привычным для всех. Это решение проблем для родителей и законный заработок для врачей. В одну и ту же дверь женской консультации входят, и чтобы выносить ребенка, и чтобы лишить его жизни. Беззаконие совершается законно, людьми просвещенными и образованными. Некогда святая Русь превратилась в страну убийц. Над тем, чтобы воспитать общество в мнении, что убийство младенца — дело нужное и полезное, потрудились многие: и философы, и врачи, и учителя, и политики, и сами родители. Множество аргументов выдвигается против рождения ребенка: нужно институт (теперь часто школу) окончить, или замуж выйти, или диссертацию защитить, или просто жизненные условия улучшить, а их часто и не улучшишь — значит, и детей иметь нельзя.

В чем причина тех трудностей, которые мы как народ сейчас испытываем? Почему самая богатая в мире страна находится почти на грани нищеты? Горбачев, Сталин или Ленин виноваты? Нет, это наказание Божие. Земля уже не выдерживает беззаконий, на ней творимых. Сейчас много говорят о возрождении России, рассуждают, с чего следует его начинать. Очевидно, что для того, чтобы начать возрождать экономику, культуру, нравственность, необходимо перестать совершать самые страшные грехи. Страшнее детоубийства нет ничего. Мы должны перестать убивать собственных детей!

Корень всех наших зол: национальных, государственных, культурных, — лежит, прежде всего, в безбожии. Из него проистекает забвение заповедей, а далее следуют преступления. Поэтому основное дело Церкви — это христианская миссия.

Аборт — это лакмусовая бумажка того, что для людей значит христианство, крещение, Церковь и ее слова. Десять лет назад Архиерейским Собором Русской Православной Церкви приняты Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Но до сих пор практически никто не знает об этом документе, тем более не читает его, не размышляет над ним.

Даже верующие люди не знают и не хотят знать, что Церковь уже десять лет назад высказалась, к примеру, по поводу суррогатного материнства. Но людям важнее собственные желания: женщина хочет ребенка, семья хочет ребенка, гомосексуалист хочет ребенка… Мы говорим детям: вот это можно, а это нельзя, это можно будет завтра, а это никогда. Но к самим себе взрослые люди не хотят применять эту здравую логику, свое желание кажется им законом. И рождаются дети от суррогатных матерей, и зачинаются дети в пробирках. И священники крестят их. Но что будет происходить с этими детьми, каким будет их психическое здоровье, неизвестно.

«Как известно, бурное развитие акушерства и гинекологии, выхаживание детей от 500 грамм, суррогатное материнство и т. д. — это еще одна большая проблема психиатрии. Потому что порочно и само суррогатное материнство, и подбор суррогатных матерей, взаимодействие между биологической матерью и суррогатной матерью, а потом уже развитие этих детей. …Как говорят психологи, эти дети «холодные».

В настоящее время каждый четвертый-пятый житель планеты страдает психическим расстройством, каждый второй имеет шанс заболеть».

Из выступления З. И. Кекелидзе, главного психиатра Министерства здравоохранения РФ,
на открытии V национального конгресса по социальной психиатрии

Пока граждане убивают своих детей, все наши лозунги: «Россия — вперед!» — просто демагогия и лицемерие. Господь наш Иисус Христос очень милостиво относился к грешникам, прощал их. Но лицемерам говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23; 29–33). Вот как Создатель вселенной, Имже вся быша, относится к лицемерам. А у нас на этом лицемерии строится народная жизнь.

Народ состоит из семей. Если 100 лет назад средняя семья в России, — средняя! — имела восемь детей, то теперешняя — полтора. Вот результат аборта и контрацепции. Вот ответ на вопрос о возможности существования нашей Державы в веках. По статистическим подсчетам нам осталось 50 лет. Кто научит наших правнуков любить свою родину, кто им даст образование и работу, кто разрешит говорить на прекрасном нашем и сложном русском языке, кто будет преподавать им Пушкина и возить в Пушкиногорье? Никто. На нашей земле будут жить совершенно другие народы. Это неизбежно, если у всего общества ровно на 180 градусов не повернется сознание, не изменится жизнь, не перестроятся идеалы и стереотипы.

По-церковному этот изменение сознания называется покаянием. К сожалению, наше теперешнее покаяние — это суета: «Ах, батюшка, дали мне котлетку, я откусил ее, думал, рисовая, а она оказалась куриная!». На службу опоздал на шесть минут. Ай, какая трагедия. Это покаяние? Нет, покаяние — это изменение всей жизни. Покаяние — это когда вчера ты убивал и тому же учил свою дочь, а сегодня не убиваешь и говоришь: «Дочка, ни в коем случае не убивай своего ребенка! Вырастим, выучим. Убивать дитя — грех, это страшно, этого делать нельзя».

Государственные инициативы проходят через парламент и правительство. Любой закон вначале согласуется с правительством. Не было прецедента, чтобы Дума преодолела несогласие правительства. Поэтому ситуация с законодательной инициативой о выводе абортов из системы обязательного медицинского страхования пока что тяжелая. А в целом положение в стране трагическое. Все притерпелись к бесконечным убийствам.

Быть может, подействует на ситуацию сбор подписей, слово народа. Быть может, не подействует. Но у каждого священника, у каждого врача, у каждого верующего человека должна быть непоколебимая позиция: детей убивать нельзя.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью