Церковно-медицинский журнал

Церковь и медицина об аборте

Автор:У. В. Ветошкина, А. В. Смирнова
10 Августа 2021

 


Ульяна Владимировна ВЕТОШКИНА, Анна Владимировна СМИРНОВА,
студентки III курса лечебного факультета Северного государственного медицинского университета
Научный руководитель: Евгения Георгиевна ЩУКИНА,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета


 

Проблема абортов является комплексной и включает медицинские, экономические, политические, и, самое главное, духовные аспекты. С точки зрения медицины, аборт — это искусственное прерывание беременности хирургическим путем или медикаментозным вмешательством. С точки зрения христианской антропологии, аборт — это умышленное убийство женщиной зачатого ребенка. Как правило, женщина решает сделать аборт на начальном сроке беременности, когда она узнает о ней и решает, что эта беременность желанной не является [10, 13].

Проблемы женщины после аборта, или его негативные последствия

Человек вмешивается в естественных ход жизни, нарушает его, поэтому негативных последствий при этом не избежать. Медицинские, психологические, социальные, религиозные проблемы встают перед женщиной, сделавшей аборт [3].

В медицине в большинстве случаев выделяют ранние, отдаленные и поздние последствия абортов. Среди наиболее частых ранних последствий травматизация непосредственно самого органа — перфорация матки, кровотечение, нарушение структуры эндометрия и миометрия. К сожалению, и в наши дни аборт все еще может стать причиной смерти беременной. Среди отсроченных последствий можно упомянуть риск возникновения воспалительных осложнений внутренних половых органов. Наконец, отдаленные последствия справедливо связывают с трудностями реализации деторождения (эктопические беременности, невынашивание, патология развития последующего ребенка и т. д.) и выраженными гормональными нарушениями, проявляющимися в различные периоды жизни женщины, вплоть до менопазуы. Последние ведут к ряду заболеваний, связанных как с репродукцией (начиная от бесплодия), так и с формированием онкопатологии (рак молочной железы).[1, 16]. Весь этот спектр явно патологических изменений в организме женщины не может не лежать в основе так называемого постабортного синдрома (ПАС).

Психологический аспект негативных последствий аборта часто проявляется в ПАС. Наиболее яркие симптомы — чувство вины, раздражительность, отсутствие аппетита. Проблемы могут возникнуть как сразу после аборта, так и через некоторое время, иногда через несколько лет. «Самоедство» заставляет женщину либо скорее повторно забеременеть, чтобы загладить вину перед собственной совестью, либо упорно избегать встреч с беременными, чтобы оградить себя от переживаний и воспоминаний по поводу произошедшего аборта [4, 14].

Появляются проблемы и в социальном плане: во-первых, нарушаются взаимоотношения с мужчиной — неспособность ему доверять и строить с ним отношения. Во-вторых, может возникнуть ненависть к тем людям, которые повлияли на решение женщины сделать аборт. В-третьих, пострадать могут и будущие дети, которых такая мать будет либо чрезмерно опекать (опять же из-за чувства вины), либо наоборот — ругать их и злиться на них вследствие осознания своей огромной ошибки, выплескивая на детей негативные эмоции [4].

Сегодня многие исследователи относят ПАС к неотреагированному посттравматическому расстройству, указывая не только на негативные психосоциальные, но физиологические изменения в организме женщины [11]. Большинство специалистов выделяют ранние, отдаленные и поздние последствия абортов. Наиболее частые ранние последствия — перфорация матки, кровотечения. В послеоперационном периоде возникает риск воспалительных осложнений половых органов. Среди отсроченных последствий у женщин выделяют патологические изменения внутренних половых органов, что может привести как к возникновению онкологических заболеваний (например, рак молочных желез), так и к бесплодию. Существует вероятность возникновения в дальнейшем следующих видов патологии: эктопическая беременность, выкидыши и так далее. Особенно опасны последствия нарушения гормонального фона в результате произведенного аборта [1, 16].

Взгляд на аборт Православной Церкви и святых отцов

Мнение Церкви относительно намеренного прерывания беременности однозначно, аборт расценивается как тяжелый грех. Церковь приравнивает аборт к убийству, ведь по Священному Писанию жизнь человеку дает Бог и это Его величайший дар, который надо с благодарностью принимать.

В Псалтири царь Давид пишет: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138:15–16). Также Иов, обращаясь к Богу, описывает развитие плода в утробе матери как творческий акт Бога: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов 10:8). «Не умерщвляй младенца во чреве и по рождении не убивай его», — говорится в «Учении двенадцати апостолов» (2:17). Разве это не четкое подтверждение того, что всякая жизнь от Господа? И как могут люди покушаться на этот дар и отвергать его?

Во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора, говорится: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы». При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: «У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного».

«Аборт — это убийство, и не просто убийство, а убийство очень тяжкое, потому что убивают некрещеных детей. Родители должны уразуметь, что жизнь человека начинается с момента его зачатия», — утверждал преподобный старец Паисий Святогорец.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал в одном письме: «Знайте, что за каждого по воле матери нерожденного младенца те, другие, которых она родит на „радость“ себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово — ад. Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу» [15].

Таким образом, позиция Церкви в вопросе об абортах категорична и недвусмысленна: аборт — это тяжкое духовно-нравственное преступление, совершая которое, человек идет против воли Бог и, нарушая закон Божий, несет ответственность за свой поступок и выбор. Неотвратимое наказание за совершение детоубийства понесет не только женщина, погубившая свое дитя, но и отец нерожденного ребенка, и врач, сделавший эту «медицинскую манипуляцию», а также все те, кто подтолкнул женщину (семью) к такому беззаконию.

В своей профессиональной (да и иной деятельности) врач должен опираться на веление совести и христианское мировоззрение. Действующее законодательство РФ не запрещает врачу отказ от производства аборта. Врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на пункт 1 статьи 3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания [8].

Почему женщина выбирает аборт

Самая первая проблема, которая смущает молодых родителей, — материальная. Будущие мать и отец хотят обеспечить всем своего ребенка, чтобы «у него ни в чем не было недостатка». Близок к этой проблеме и нерешенный жилищный вопрос, в результате которого молодые супруги вынуждены либо мириться с жизнью в родительском доме, либо ежемесячно тратить крупные суммы на съем жилья.

Подростковая беременность с ее молодостью, страхом, стыдом также часто приводит к абортам. Карьера, предстоящая успешная жизнь, амбиции, семейные проблемы (ревность мужа, неустойчивые взаимоотношения с партнером, отговоры родителей) нередко играют значимую роль в принятии решения о прерывании беременности [5].
Делая аборт, многие люди просто не задумываются и даже больше — не догадываются — о том, что идут на великий грех — духовная безграмотность в этом вопросе является одной из главнейших причин прерывания беременности. Так, в рамках анкетирования, проведенного Е. Г. Щукиной (Северный государственный медицинский университет, 2018) среди 552 человек разных половозрастных категорий на вопрос «С какого момента начинается жизнь человека» предлагалось 4 варианта ответа. Ответ «с момента зачатия» преимущественно выбрали респонденты старших возрастных групп. Напротив, среди молодых участников опроса менее 30% среди мужчин и менее 40% среди женщин выбрали данный пункт. Утверждение «аборт — это убийство» большинство респондентов во всех половозрастных группах (от 60 до 90 %) считают справедливым. В группе молодых анкетируемых менее 30% мужчин согласны с данным утверждением. По итогам анкетирования можно заключить, что в тот период жизни, когда люди решаются идти на аборт, они не представляют всей аморальности и бесчеловечности своего поступка вероятнее всего в силу слишком малого жизненного опыта [18].

Многие молодые люди связывают деторождение с моментом создания семьи. Среди студентов СГМУ было проведено анкетирование с целью выяснения отношения молодежи к проблеме создания семьи и рождения детей (В. А. Зарубина, А. А. Шадрина, Е. Г. Щукина, 2018) [17]. Молодые люди были разделены на две подгруппы: дети из малодетных (группа 1) и многодетных (группа 2) семей. Единогласно все студенты проголосовали за любовь и взаимопонимание как условие создания семьи. Высокий материальный достаток — не первейшая необходимость для семьи, причем представители из первой группы с большей вероятностью, чем из второй, выбрали это условие (65 против 45%). Важную роль играет нравственно-воспитательный опыт, приобретенный студентами в семье своих родителей. Образ и пример своей семьи они мысленно переносят на свое будущее семейное гнездо. Это ярко подтверждается тем, что желают создать многодетную семью около половины опрошенных из группы 2 и лишь 20% из группы 1. Следует отметить, что 10% респондентов из малодетных семей выразили желание вообще не иметь детей. Итак, большинство опрошенных косвенным образом подтвердили тот факт, что в случае благоприятных условий (как социальных — в первую очередь, так и экономических) будут создаваться семьи, а следовательно, и рожаться дети.

Противостояние абортам на всероссийском и региональном уровне

Президент РФ В. В. Путин прокомментировал настоящую демографическую ситуацию в России, подчеркнув, что «..в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [9].
Действительно, наша страна вышла на лидирующие позиции по количеству абортов и является наиболее либеральным государством в отношении легальности искусственного прерывания беременности [9]. В 1920 г. Советский Союз стал первой в мире страной, легализовавшей аборты. За период с тех далеких лет до настоящего времени власти пытались и запрещать аборты из-за опасения вымирания страны, и призывать женщин рожать детей — выполнять свой материнский долг перед обществом, и проводить демографическую политику. Только к 2013 г. удалось изменить плачевную обстановку в показателях рождаемости и смертности.
В 1990-х годах появляются первые поколения групп по борьбе с абортами. Активисты, выступающие за борьбу против абортов, объединяют свои силы с Русской Православной Церковью. Появляются организации и движения, направленные на защиту новорожденных и материнства. Так, с 2010 г. действует Общероссийское общественное движение «За жизнь». Уже более трех лет со дня образования фонда поддержки семьи, материнства и детства «Женщины за жизнь» [6, 9].

Начиная с 2013 г. с 18 по 23 ноября в России и странах СНГ проводится международная акция против абортов «Неделя за жизнь — Михайловские дни». Даты и названия данной акции неслучайны. Они обрамлены печальными событиями. 18 ноября 1920 г. постановлением Наркомздрава и Наркомюста РСФСР впервые в истории России было легализировано производство абортов, а 23 ноября 1955 г. был принят указ Президиума Верховного совета СССР, разрешающий запрещенные до этого аборты, — указ «Об отмене запрещения абортов». Активистами движения «Михайловские дни» выступают православные христиане, выбравшие покровителями предстоящих мероприятий Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, день памяти которых 21 ноября [7].

Плачевная демографическая ситуация наблюдается в Архангельской области. Смертность превышает рождаемость, а по данным Минздрава РФ на 2019 г. на 100 рожденных детей приходится около половины абортов — 46,8 случаев (что на более чем 10 случаев превышает общероссийские показатели — 35,9). В этой связи в области активно проводятся акции и поддерживаются движения, направленные на борьбу с абортами. Инициаторами выступают Архангельская и Холмогорская епархия, администрация Архангельска и Северодвинска, а также региональное Общество православных врачей во главе с кандидатом психологических наук Евгенией Георгиевной Щукиной, доцентом кафедры педагогики и психологии СГМУ [2].

С 11 по 16 марта 2013 г. впервые в Архангельской области прошла акция «В защиту жизни!». Теперь она проводится ежегодно. На протяжении недели проходят автопробеги, выставки, лекции, прямые эфиры и благотворительные концерты. Так, в СГМУ данная акция обычно сопровождается выставками: например, «Я счастлива: я — женщина, я — мать!», «Человеческий потенциал» и др., а также разнообразными лекциями и беседами, в которых участвуют специалисты — ученые и студенты.

В 2015 г. стартовал первый всероссийский социальный конкурс «Область добра». В номинации «Защита материнства и профилактика абортов» проект Архангельской области «Школа материнской любви» (автор проекта Е. Г. Щукина, СГМУ) вошел в тройку лучших в 2015 г. «Школа материнской любви» реализуется сестричеством во имя святой царственной мученицы Александры Феодоровны при поддержке министерства здравоохранения Архангельской области и Северного государственного медицинского университета. В рамках проекта в женских консультациях на территории области проводились: мастер-классы, например, «Табачный синдром плода», «Арт-терапия», обучение семейных пар по программе психопрофилактической подготовки к родам с использованием естественных методов родовспоможения. А в 2018 г. данный проект признан победителем в номинации «Поддержка беременных женщин, направленная на профилактику абортов» и вошел в «Топ-10 проектов».

      

Акция «В защиту жизни!» в Архангельске

Активно поддерживает движение против абортов Общество православных врачей Архангельска. Так, в Пинежском районе Архангельской области с 3 по 6 июля 2019 г. во время крестного хода Сосновка —Веркола — Сура с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» члены Общества православных врачей, получив благословение, провели акцию «В защиту жизни нерожденных».

   

Крестный ход с иконой «Неупиваемая Чаша» Сосновка — Веркола — Сура

В СГМУ в течении учебного года проводятся различные встречи, лекции и беседы специалистов как со студентами университета, так и со всеми желающими; ежегодно 11 января организуется традиционный молебен в защиту жизни нерожденных, после которого студенты и члены молодежного отдела епархии раздают листовки, призывающие бережно относиться к жизни, в том числе нерожденных. Также Е. Г. Щукиной, разработан тематический цикл занятий по теме «Работа с женщиной в ситуации выбора искусственного прерывания беременности». Данная программа является дополнительной профессиональной подготовкой специалистов, работающих в области предабортного консультирования в системе здравоохранения. Благодаря активному участию ректора СГМУ Л. Н. Горбатовой в университете активно обсуждаются не только вопросы борьбы с абортами, но и проблемы матерей и детей. Этому служит ежегодная конференция, посвященная иконе Божией Матери «Млекопитательница», которая в 2020 г. отпраздновала свой 20-летний юбилей [12]!

 Таким образом, проблема аборта является комплексной, которая может рассматриваться с нескольких позиций и сторон. Церковь и медицина различно толкуют понятие «аборт». С точки зрения медицинской науки, это лишь вмешательство в естественный физиологический процесс, происходящий в организме женщины. Диаметрально противоположный взгляд у Церкви: аборт  — это убийство, за которое несут ответственность перед Богом все участники данного преступления. Негативные последствия данной манипуляции отражаются на духовном и физическом здоровье женщины. Тем не менее многие семьи находят причины для того, чтобы оправдать свое решение по прерыванию беременности, несмотря на опасности, которые могут ожидать в будущем мать и ее семью. Именно поэтому необходимо вести просветительскую работу среди молодежи, направленную на предотвращение духовно-нравственной безграмотности будущих родителей, говорить о ценности жизни ребенка еще до его рождения, знакомить с точкой зрения Церкви, святых отцов, однозначно расценивающих аборт как убийство.

Кроме того, важна и необходима духовно-просветительская работа с медицинским персоналом. Требуется создание такой команды единомышленников из медработников женской консультации, в которой все участники (гинеколог, акушерки, психолог) будут помогать женщине сделать правильный выбор и отстаивать право на жизнь зачатого во чреве матери ребенка. К сожалению, в современной обстановке такого взаимодействия между медицинским персоналом женских консультаций нет и психолог оказывается в одиночестве в деле сохранения беременности, которую хотят прервать не только сама мать, но, как часто выясняется, и муж, и родители супругов. В такой сложившейся обстановке о сокращении численности абортов пока думать не приходится.

Литература

1. Алехина А. Г. с соавт. Влияние искусственного прерывания беременности на репродуктивные возможности женщин // Здоровье и образование в XXI веке. 2019. №1. С. 15–19.

2. Архангельская епархия [Электронный ресурс] URL: www.arh-eparhia.ru (дата обращения: 13.02.2021).

3. Гладина В. С. Социально-психологические последствия аборта: российская практика // Практики заботы в современном мире: сб. статей. Саратов, 2017. С. 84–86.

4. Гриценко Д. А. Клинико-психологические аспекты постабортного синдрома // Актуальные вопросы современной медицины: сб. статей. Хабаровск, 2017. С. 137–142.

5. Зыкова О. Б. Аборт как социальное явление Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2018. № 1. С. 189–198.

6. «Женщины за жизнь», благотворительный фонд [Электронный ресурс] URL: www.womenprolife.ru (дата обращения: 20.08.2020).

7. «Михайловские дни», Русская Православная Церковь [Электронный ресурс] URL: http://agapit.cerkov.ru/2014/11/23/mixajlovskie-dni/ (дата обращения: 20.08.2020).

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] URL: www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 13.02.2021).

9. Общероссийское Общественное движение (АНО «За жизнь») [Электронный ресурс] URL: https://rusprolife.ru (дата обращения: 13.02.2021).

10. Пономарева Е. А. Искусственный аборт. Методы прерывания беременности в различные сроки беременности. Профилактика осложнений // Молодой ученый. 2017. № 23 (157). С. 3–5.

11. Ремизова Л. В., Куташева Л. А., Хабарова Т. Ю. Постабортный синдром как вариант посттравматического стрессового расстройства // Центральный научный вестник. 2017. № 8. С. 45–46.

12. Северный государственный медицинский университет [Электронный ресурс] URL: www.nsmu.ru (дата обращения: 13.02.2021).

13. Севитова Н. Е. Право на жизнь: аборт как этическая проблема современного общества // NovaInfo. 2016. № 48. C. 208–211.

14. Смирнова Ю. С., Фокин А. А. Запрещенные слезы или постабортный синдром // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2009. № 1.

15. Старцы — об абортах [электронный ресурс] // Православие.ру [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/97654.html (дата обращения: 13.02.2021).

16. Чижова Г. В. с соавт. Ранние, поздние и отдаленные последствия абортов // Здравоохранение Дальнего Востока. 2014. № 1. С. 3–7.

17. Шадрина А. А., Зарубина В. А. Исследование отношения современной молодежи к многодетности // Проба пера: сб. статей. Архангельск, 2019. С. 92–97.

18. Щукина Е. Г. Осознание семейных ценностей с позиций духовности // Когнитивные исследования на современном этапе/ материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке. Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2018. С. 319–322.


Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью