Церковно-медицинский журнал

Добродетель надежды в паллиативном сестрическом служении

Автор:Протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ
23 Марта 2020

Определение надежды

Цель настоящего исследования — научить сестру милосердия, как помочь тяжелому больному; не увлечься, не обмануться ложной надеждой и не поддаться отчаянию.

Надежда всегда направлена на медицинские, социальные и духовные аспекты и потенциально может быть использована при лечении.

В медицинском контексте надежда в основном понимается как надежда на выздоровление. Каждый больной, который ложится в клинику, надеется, что его заболевание закончится выздоровлением и восстановлением здоровья.

В социальном контексте надежда в основном понимается как надежда после выздоровления обеспечить свое дальнейшее благополучное существование, проживание и самообеспечение. Это питание, одежда, квартира, социальные услуги и блага.

В духовном контексте это упование, что болезнь послужит искуплением грехов, очищению души и тела и Господь после выздоровления все управит к лучшему. В этом смысле надежда есть проявление глубины веры и упования на Бога.

Надежда сильна и уязвима одновременно, она может исчезать, давая место своему антиподу — отчаянию — и возникать снова, раз за разом возрождаясь, как феникс из пепла. Она остается, даже если, по словам преподобного Иустина Поповича, то, на что она возлагалась, не осуществляется. Как показывают практические жизненные наблюдения, человек сохраняет надежду в самых крайних ситуациях, когда возможность выздоровления уже отсутствует.

Надежда в философии и антропологии

Надежда — это всегда отношение между человеком и временем. Люди по существу живут сознанием времени. Для понимания любого человеческого опыта необходимо учитывать три временных измерения: прошлое, настоящее и будущее.

Будущее вносит уникальный вклад в человеческое существование и необходимо для понимания этого существования. В соответствии с этим надежда всегда направлена в будущее.

Отношения между людьми и временем является дуалистическим. Люди чувствуют себя одновременно и лишенными свободы, и освобожденными временем.
Надежда является ключевым фактором укорененных трех временны´х измерений. Она существует по причине событий прошлого, дает жизненную энергию в настоящем, обретает силы по причине будущего.
Например, врач или сестра милосердия лечили тяжелого больного. Этот больной был на грани смерти или у него развилось тяжелое осложнение. Он должен был умереть. Но выжил после молитв родственников и сестер милосердия, помазания святым елеем. Это свидетельство того, что такие случаи бывают, и пример такой возможности нужно использовать в настоящем, и в будущем это может помочь другому больному.

Сестры милосердия приходили к больной в реанимационную палату, помазывали ее святым елеем. Рядом лежала некрещеная женщина, она была в тяжелом состоянии, но в сознании. Каждый раз, когда приходили сестры милосердия, она их ругала, поносила бранными словами и спрашивала, зачем они беспокоят всех, и ее в том числе. Но в определенный момент, увидев рядом сестру милосердия, эта больная попросила, чтобы ее покрестили, так как уверовала в Господа. Она была крещена и через несколько минут скончалась.

Другой пример. Неверующий мужчина с саркомой бедра, последняя стадия. Его супруга купила камень с изображением преподобного Серафима Саровского и привязала этот камень на ночь к его ноге и молилась о своем супруге. Наутро, когда больной проснулся, никакой опухоли не было. Наступило полное клиническое выздоровление.


Данные примеры из личного опыта могут укрепить надежду на излечение у больных, чье выздоровление практически нереально.

Бывают безнадежные больные, безнадежные с медицинской, но не с духовной точки зрения. Для Бога безнадежных нет.

Больная в реанимационной палате получила осложнение в виде синус-тромбоза, находилась без сознания, при соответствующей клинической картине. Для врачей-реаниматологов она была совершенно бесперспективна, т. е. безнадежна, но по молитве родственников, после ежедневного окропления святой водой и помазания святым елеем неожиданно пошла на поправку и через некоторое время наступило полное клиническое выздоровление.

Другой пример. Больная, имеющая опухоль IV стадии с метастазами в позвоночник, была полностью обездвижена. В течение двух лет сестры милосердия пытались помочь больной обрести веру. Но она была категорически против. Даже священнослужитель, окормлявший больную, потерял всякую надежду на изменение ее духовного состояния. Когда больная сказала о том, что она уверует в Бога только тогда, когда пообщается с умершими родственниками, священник, потеряв надежду, развернулся и ушел из палаты. Интересно, что вскоре после этого Господь по Своей милости восхитил на сутки ее душу в потусторонний мир, где она встретилась со своими усопшими родными. После этого, придя в себя, она участвовала во всех Таинствах Церкви и через несколько месяцев умерла глубоко верующим человеком, надеющимся на жизнь вечную.

 

Надежда в богословии

Пока жива надежда.
Художник С. Пышненко, 2012 г.

Понимание надежды имеет два ключевых момента: Бог присутствует в страданиях людей и Бог обещает лучшее будущее. Об этом неоднократно говорится в Писании. Так, Псалтирь Давида обещает: «Не постыдятся все надеющиеся на Тебя» (Пс. 24, 3). Надежда — это добродетель, которая находит свою опору в Божественной сущности.
Из этого тезиса видно, что надежда для верующего человека строится на полном доверии Богу и вере в Него. В христианстве существует сильная устойчивая связь между надеждой и тремя временными измерениями.

Христианин в настоящем имеет надежду на будущее по причине прошлого, зная историю общения Бога с людьми. Тяжелобольной в Капернауме исцеляется Господом после отпущения грехов (Мк. 2, 5). Человек, 38 лет пролежавший у купели, исцеляется Господом по причине милости Его (Ин. 5, 1–15). Вартимей, слепой от рождения, в мгновение ока по Божией милости прозревает (Мк. 10, 46–52). Многочисленные случаи исцелений больных Господом Иисусом Христом доказывают, что там, где Он вмешивается, «нарушается естества чин», то есть перестают действовать естественные физиологические законы.

Священная история общения Бога с людьми в Ветхом Завете показывает то же самое. Бог наказывает Мариам проказою, но Сам же ее исцеляет (Чис. 12, 1). Пророк Елисей исцеляет больного проказой (4 Цар. 5, 1–19). Святой Пророк Божий Илия воскрешает умершего отрока (3 Цар. 17, 7–24). В Библии и в Священной истории Ветхого Завета приведено множество случаев развития заболеваний вследствие преслушания Богу и выздоровления после покаяния и молитвы.

Второй момент. Христиане могут надеяться, т. е. иметь надежду по причине настоящего. То есть это личный опыт помощи Божией в своей жизни по молитве о выздоровлении страждущего человека. Это может быть помощь человеку после участия в Таинстве Церкви, после которого он испытывает укрепление в своей болезни или обретает стабильное состояние, если это заболевание хроническое.

Надежда имеет своей причиной и будущее — обещание Господа пребывать с человеком до конца жизни и даровать ему Царство Небесное. Человек надеется на то, что его земные страдания, и духовные, и душевные, и телесные, в определенное время закончатся и наступит время, когда не будет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Поэтому надежда влечет за собой терпение. Итак, надежда для христианина укоренена в уповании на Бога. Время дает человеку историческую индивидуальность, а также, с богословской точки зрения, индивидуальность эсхатологическую.

Для выработки несомненной надежды на благое будущее, особенно у тяжелых и терминальных больных, сестре милосердия и православному врачу необходимо опереться на положительный опыт прошлой жизни самого больного, вспомнить, когда, на каких жизненных отрезках Господь помогал ему в тех ситуациях, которые он считал безвыходными. Необходимо использовать опыт Священного Писания, Священного Предания и конкретных случаев помощи Божией в современном мире, в личной сестрической и врачебной практике, практике других сестер милосердия. Для этого необходим постоянный обмен опытом между врачами и сестрами милосердия, где они могут поделиться друг с другом случаями помощи Божией безнадежным больным.

Надежда и ложная надежда в контексте страданий

Надежда — это способность быть спокойным и твердо уверенным, что все, что будет, в том числе во время болезни, во время и после операции, выздоровления или инвалидности, или осложнения, устроится Богом ко благу и спасению души наилучшим образом, как в жизни временной, так и в жизни вечной.
В старинной молитве Оптинских старцев есть такие слова: «Благодарю тебя, Господи, за все, что со мной будет, ибо твердо верую, что все, посылаемое Тобой, содействует ко благу».

Может ли надежда истощаться? Может. Ее подрывает тяжелое физическое состояние, душевные и физические муки. Потеря и даже просто оскудение надежды ведут к потере мира и спокойствия души, сильным душевным страданиям. Однако, к счастью, надежда имеет свойство теплиться даже в ситуации сильнейшего страдания, даже когда надеяться не на что.

В свое время я познакомился с сестрой милосердия, у которой ранее была большая опухоль головного мозга. Операция могла привести к очень тяжелым последствиям, которые инвалидизировали бы больную. Больной, кроме как на Бога и на себя, надеяться было не на кого. Никакой помощи, сын на руках и низкая заработная плата. Но с упованием на Бога она приложилась к святыням, надела на голову обруч Иоанна Крестителя, в дальнейшем молилась перед мощами преподобного Серафима Саровского и в его монастыре какое-то время несла послушания. Через некоторое время повторное исследование МРТ показало, что никаких признаков опухоли нет. Она стала здоровым человеком, впоследствии сестрой милосердия, служащей Богу.

 

Caption

Надежда теплится, даже когда не на что надеяться. Поэтому она вносит существенный вклад в продолжительность и качество остающейся жизни. Умение пользоваться этой добродетелью и поддерживать ее в больных крайне важно для сестры милосердия и православного врача.

Надежда на продолжение жизни после смерти остается даже при приближении смерти. Она помогает противостоять желанию прервать жизнь посредством эвтаназии.

Только неверующий человек, не принимающий бытия Божия, существования потустороннего мира и Царства Небесного, не имеет надежды на вечную жизнь. Поэтому жизнь со страданием для него бессмысленна, он стремится прервать свою жизнь при помощи эвтаназии, то есть совершить медицинское самоубийство.

При этом необходимо помнить о губительности ложной надежды. В медицинской практике ложная надежда противоположна надежде истинной. Это упование на современные медицинские технологии и лекарства, которые якобы могут решить любую проблему и принести выздоровление от любой болезни без Божией помощи. Это и вера в то, что любую болезнь можно сразу правильно и полностью диагностировать. Это и уверения медицинского персонала, знающего перспективу негативного развития заболевания, что все разрешится благополучно и будет хорошо. Не подать ложную надежду, но укрепить истинную — особая трудная тема в разговоре с родственниками пациента при паллиативном окормлении тяжелых больных.

Верующий человек укрепляется надеждой на слова Спасителя: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» (Иак. 1, 12). Таковой переносит все с благодарением, доверяет Богу свое страдание и обретает Царство Небесное.

Надежда пожилых пациентов при паллиативном лечении часто направлена на способность жить полной жизнью в настоящем, на непостыдную мирную христианскую кончину, на прекращение боли после смерти и хорошее будущее для родственников и любимых, остающихся на земле.

Для укрепления надежды у пациента священнику, православному врачу или сестре милосердия необходимо сотрудничать с семьей, родственниками и медицинским персоналом, непосредственно занимающимся лечением больного: лечащим врачом, медсестрами, санитарками, сиделками.

Надежда в пастырском попечении

Многие святоотеческие изречения указывают на важность надежды. Опираясь на них, отец Иоанн Крестьянкин неоднократно повторял: «Бог никогда не ошибается».

Надежда в православном понимании должна простираться на купирование болевого синдрома, непостыдную мирную христианскую кончину, напутствие перед смертью святых Христовых Таин, очищение души покаянием, исповедью, примирение со всеми людьми, христианское сопровождение времени умирания, отходные молитвы священника, ближайших родственников или верующих православных друзей, на христианское погребение и поддержку души после смерти, благополучное прохождение воздушных мытарств, дальнейшую молитвенную связь с родственниками из потустороннего мира, их поддержку и пребывание с Богом в Вечности.

Это понятие затрагивает самый последний и подчас короткий момент жизни, большое количество важных моментов, играющих огромную роль в поддержании души при переходе из жизни времени в жизнь вечную.

Пастырское попечение требует внимания к двум ключевым моментам.

Необходимо иметь в поле зрения и последнюю, и промежуточную надежду — не только на переход в вечность, но и возможное удлинение жизни или выздоровление.

Некоторым пожилым людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, очень важно дать благословение своим детям, внукам и правнукам.

Одна женщина преклонного возраста очень хотела увидеть своего внука и благословить его, потому что у сына долго не было детей. Когда невестка забеременела, эта христианка попросила Господа продлить свою жизнь еще на один год, до момента родов и появления внука на свет. Спустя месяц после того, как младенец родился и она дала ему свое благословение, она спокойно перешла в жизнь вечную.

 

Надежда есть внутренняя и внешняя, на которую также необходимо обращать пристальное внимание. Внешняя надежда — это надежда на Промысл Божий, дабы все внешние обстоятельства устроились не как лучше с мирской точки зрения, а как угодно Богу. Потому что это есть лучшее.

Выводы

1. Понимание неизбежности будущего существенно необходимо для формирования надежды у человека в целом. Даже в контексте страдания, даже когда будущее — смерть.

2. Источниками энергии надежды являются: глубина веры, степень воцерковленности, внешние события, заключающиеся в Промысле Божием, видимые ближайшие и отдаленные перспективы, отношения с родственниками и окружающими людьми.

3. Надежда сочетается с нахождением больным смысла болезни, страдания и смерти. Это является критически важным в ситуациях милосердного сестринского служения, медицинского ухода при быстром умирании, тяжелых хронических заболеваниях, при паллиативном уходе. Сестры, которые осуществляют служение, должны создавать такую обстановку, в которой пациенты имеют возможность искать смысл своей жизненной ситуации и ее переосмысления.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью