В марте 2020 г. православные приходы в США столкнулись с рядом ранее неизвестных проблем в связи с решением правительства закрыть церкви, чтобы остановить распространение COVID-19. Это стало испытанием для верующих, а также оказало дополнительное давление на православное духовенство, которому пришлось преодолевать беспрецедентные трудности. С одной стороны, от духовенства требовалось защищать верующих от возможного вреда здоровью и «отдать кесарю кесарево», a с другой стороны — приходилось в своих приходах иметь дело с громким недовольным меньшинством, которое воспринимало это как предательство веры.
Из этого опыта можно извлечь два урока: о важности доверия и необходимости точной информации. В прессе и на страницах социальных сетей можно было найти различные мнения об опасности коронавируса. Это просто новый вид гриппа или что-то более серьезное? Настоящий ли это кризис здравоохранения или искусственно созданный кризис, дающий возможность правительственным учреждениям утверждать свою власть над народом?
Доверие к духовенству также оказалось под вопросом. Ограничивают ли епископы и настоятели доступ к церковным службам (следуя указаниям правительства), чтобы защитить верующих от реальной угрозы здоровью, тем самым проявляя любовь к ближнему, или же они предают веру перед лицом гонений?
В Богоявленском приходе Бостона, штат Массачусетс, большинство верующих спокойно следовало указаниям настоятеля, хотя некоторые жалобы были слышны с обеих сторон: одни считали, что доступ в церковь стоит ограничить, вторые же полагали, что если люди умрут в служении (идя в церковь и служа другим), то на то воля Божья. Я заметил перемену в настроениях, как в нашем приходе, так и во многих других приходах, после трагической новости об упокоении отца Александра Агейкина. В то же время кардинально изменили свое мнение немногие, а вся серьезность кризиса проявилась еще ярче. Во время карантина было важно, чтобы я поддерживал связь с прихожанами через Youtube, электронную почту и Facebook. После каждой службы я обращался к своим прихожанам напрямую посредством видео-
камеры и обсуждал то, что их беспокоило. Это помогло сохранить единство общины.
Когда наш приход смог вновь открыться перед праздником Вознесения Господня, мы приняли ряд правил при проведении богослужений, призванных удовлетворить государственные предписания, а также защитить верующих. Ношение масок было (и остается) строго обязательным, установлена социальная дистанция. Духовенство изменило манеру каждения, чтобы избежать излишнего перемещения людей (примечание: здание церкви длинное, но узкое). Ветхозаветные чтения в основные праздничные дни не читаются, 30-голосый хор сокращен до шести–восьми человек, помазание верующих происходит теперь в конце всенощного бдения, а хор и служители стараются не затягивать службы. Во время исповеди положено носить маски. Однако, по указанию Первоиерарха РПЦЗ, Святое Причастие проводится без каких-либо изменений.