Церковно-медицинский журнал

Евангелие как основа лучших традиций русской медицины

Автор:Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
14 Января 2016

Наш съезд, дорогие друзья, имеет такое название: «Церковь и традиции русской медицины». Я бы хотел сделать небольшое сообщение и с вами поразмышлять о том, что Евангелие является основой лучших традиций русской медицины. Когда мы с вами говорим о Евангелии, то, конечно, мы говорим не просто о тексте, не просто об одной из книг, которых так много написано в истории человечества. И Евангелие не просто некий текст, не просто некий набор правил, догматов, постановлений, заповедей, не просто рассказ о выдающемся, не сравнимым ни с чем подвиге Человека, о Его крестном страдании и смерти. Евангелие — это словесная икона Христа. Икона — это вход в другой мир, связь с другим миром, с Тем, Кто руководит жизнью всего мира и без Чьей воли не совершается ни одно событие. Евангелие помогает нам осмыслить и понять Божию волю о нас самих и о мире, найти путь, обрести Истину и научиться полноценно жить так, как это было задумано Творцом. Евангелие мы воспринимаем не только тогда, когда читаем его у себя дома, но и когда слушаем его на Божественной Литургии — живом общении со Христом, с Тем, Кто нас любит больше нас самих, с Тем, Кто ждет нас по окончании земной жизни в Царствии Небесном, где нам уготовано место. Не знаю, займем ли мы это место, уготованное нам Христом, но оно там есть, оно нас ждет. Место успокоения, место радости. И я хотел бы начать свое небольшое сообщение с Евангельских слов, которые говорят как раз о том Таинстве, в котором мы соединяемся с Богом. Это слова Христа: «Я хлеб живый, сшедший с Небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира…» (Ин. 6; 51).

«Истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, ибо Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6; 53–57). Вот мне кажется, что эти слова Христа должны быть особенно актуальны для врачей. Потому что, конечно, мы хотим, чтобы у больного была жизнь, чтобы он жил, чтобы его жизнь была полноценной. И хотелось бы, чтобы больной не умирал. Хотя мы понимаем, что больной, несомненно, умрет. Мы все умрем в конце концов. Но все-таки мы хотим, чтобы жизнь продолжалась.

И вот это приобщение ко Христу, приобщение к Нему в Таинстве Тела и Крови, приобщение к этому лекарству бессмертия, как называют Причастие Святые, конечно, и есть истинная пища и истинное питие. Я думаю, что эти слова знали наши предки, знали наши врачи, знали те люди, которые занимались врачеванием. И они понимали, что есть только один Врач истинный — Сам Бог, который врачует всякую немощь, в том числе через руки врачей, через их действия.

Евангелие — это благая весть о победе над смертью Воскресением Христа. И в каждом настоящем враче соединяется, с одной стороны, неприятие болезни и смерти, с другой — понимание смысла страдания, смерти человека, которая является не концом жизни, а переходом в лучшую жизнь. И страдание служит очищению души. Когда человек переживает болезни и скорби, душа его очищается и обретает способность любить. Я вот читал книгу, которую мне дали Александр Григорьевич (Чучалин — прим. ред.), отец Сергий (Филимонов — прим. ред.), про нашего нового святого, канонизированного Зарубежной Церковью, — Евгения Сергеевича Боткина, где он говорит, что «если ты приходишь в больницу», — это он читает лекцию молодым врачам или студентам, которые учатся уже быть врачами, — то «ужасайся страданиям людей, когда они приходят в больницу». Мне кажется, врач не должен терять этого ужаса от страданий, не может к ним привыкать. Человек не может смириться с тем, что кто-то умирает, это противоестественно, как противоестественна болезнь. Человек не создан для болезни. Человек создан для вечного здравия, вечной жизни. Но вот это, с одной стороны, неприятие болезни, неприятие смерти в православном враче, конечно, соединяется с пониманием смысла страдания, с пониманием смысла смерти. Потому что смерть для православного человека не конец жизни, это переход в лучшую жизнь. И страдание, если оно воспринимается человеком благодушно, то оно служит очищению души, очищению тела. Потому что человек, когда переживает болезнь, когда переживает скорби — душа его очищается и делается способной любить, делается способной отказаться от себя ради другого человека.

Конечно, мы с вами знаем, что в Евангелии Господь дал дар целительства не только тем людям, которые имеют медицинское образование, этот дар был дан от Господа. Но и врачи настоящие тоже могут получить этот дар. И каждый врач, когда он лечит больного, он должен надеяться не только на лекарства, не только на высокие технологии, не только на свое образование, он должен уповать на помощь Бога. Мы знаем, что наши выдающиеся врачи, такие как свт. Лука Войно-Ясенецкий, перед каждой операцией обращались к Богу.

Бессребреничество делало врача любимым своими пациентами, которые относились к нему не как к тому человеку, который оказывает услуги, а как к благодетелю. Конечно, это бессребреничество воспитывается чтением Евангелия и участием в церковной жизни. Я бы сказал, что врачи одни из тех, кто прямо исполняет заповедь Христа, данную перед Тайной Вечерей. Господь перед Тайной Вечерей умыл ноги своим ученикам. И врачи продолжают это делание, это служение любви. И помнить о том, что совершил Господь, очень важно для врача.

Евгений Сергеевич Боткин в своих лекциях говорит о необходимости сочувствовать больным. И это тоже очень созвучно Евангелию. В притче о милосердном самарянине Спаситель говорит о мотивации самарянина. Когда он увидел страждущего человека, он умилосердился — сжалился — над этим человеком. Вот это милосердие, сострадание, сочувствие к больному мне кажется необходимым профессиональным качеством настоящего врача.

Любой врач, не только психиатр, должен собеседовать, задавать вопросы. Евгений Сергеевич (Боткин — прим. ред.) очень хорошо пишет об этом, нужно обязательно говорить с больным, расположить его к откровенной беседе. И эта беседа поможет не только поставить правильный диагноз, но поможет и наладить отношения с этим больным, больной будет доверять врачу. Это сочувствие, сострадание к больному, общение с больным, — обязательное дело врача, и оно находит подтверждение в Евангелии. Евгений Сергеевич говорит, не обрывайте больного, старайтесь, чтобы он как можно больше рассказал о себе. Мы знаем, что Господь все знает. Но в то же время Он все время спрашивает людей. Он спросил Адама после грехопадения: «Не ел ли ты запрещенный плод?» Когда Христос идет рядом с апостолом Лукой и с Клеопой во Еммаус, Он у них спрашивает: «О чем вы разговариваете? Отчего вы печальны?» При этом, конечно, Он знает ответ. Спрашивает, есть ли еда, когда на Тивериадском озере Он являет себя ученикам? Есть и другие случаи, описанные в Евангелии. Христос очень часто обращается с вопросами к людям.

Может возникнуть вопрос: «А что же делать, если у врача нет этого сострадания? Если у врача нет этого милосердия?» В этом случае надо молиться. Иногда даже может помочь, если сам врач оказывается в положении больного. И даже будучи высокопрофессиональным врачом, он переживает свою болезнь совсем не так, как он переживал ее, находясь напротив больного. Я знаю такие случаи. Я недавно разговаривал с врачом, она отоларинголог, перенесла сотрясение мозга. И вот у нее стала очень болеть голова. Она сдает анализы, ее смотрят врачи.

— Голова у вас не должна болеть. Вы придумываете.

— Ну как же это, если она у меня болит?

И я, говорит, стала вспоминать себя саму, когда я общалась с больными, и они рассказывали о своих ощущениях, а я им говорила: «Вы это придумываете. Это не так». Конечно, бывают случаи, когда больные что-то придумывают. Но то, что говорит больной, очень важно услышать, понять, очень важно доверять больному. Об этом тоже замечательно пишет Евгений Сергеевич.

Но что же делать, если этого качества нет у врача, если он равнодушно относится к больным? Сейчас очень модно говорить о выгорании. О выгорании медицинских сестер, о выгорании врачей. Я вот недавно перечитывал «Заметки юного врача» Булгакова, он принимал много больных. Я посчитал, он за год принял пятнадцать тысяч больных. По-моему, это получается по пятьдесят больных в среднем в день. Конечно, когда врач принимает очень много больных, трудно к каждому проявить должное внимание. Но все это, конечно, не оправдание тому, что врач перестает сочувствовать, перестает милосердно относиться к больным. Говорят: «Всех не нажалеешься. Если через сердце пропускать все страдания — у самого будет порок сердца. Сам так раньше времени помрешь». Но у православного врача есть способ, как сделать так, чтобы эти страдания его самого не губили. Он обращает в молитве эти страдания к Богу. Он пропускает их через свое сердце, но они его сердце, наоборот, очищают, делают его крепким, сильным, не приводят к каким-то трагедиям, не приводят к какой-то болезни. Он обращает это страдание к Богу и пропускает через сердце.

Сам Господь пришел на землю и стал человеком, для того, чтобы воспринять все наши страдания. Он пережил даже опыт богооставленности, сострадая и сопереживая нам на кресте. Как Он мог прикоснуться к этой самой главной трагедии современного человечества — отсутствию веры в Бога? Он не потерял веру, но Он воскликнул: «Боже мой, Боже, почему Ты Меня оставил?» Вопрос, с которым очень часто современные люди обращаются к Богу. Почему так много страданий в мире, если есть Бог? Почему так много страдают невинные младенцы, если мы называем Бога милосердным?

Евангельские заповеди начинаются как раз с заповеди о духовной нищете, как раз с того, что человек не чувствует в себе ничего хорошего. И святые отцы говорят, что тогда начинается путь духовного роста, когда человек увидел свои грехи, как песок морской. Он увидел, насколько он не прав, насколько он грешен, насколько он немощен, насколько он мало знает. Осознание, что у человека что-то не получается, он не сострадает, что он не проявляет милосердие, не должно отталкивать от больных, не должно быть оправданием. Все это должно преодолеваться человеком. И путь преодоления как раз указан в заповедях: «Блаженные нищие духом». Осознай эту нищету. Какова следующая заповедь? «Блаженные плачущие». Восплачь об этом. Но не просто смирись, не просто признай, оправдывая свою грубость к больному, свое равнодушие, а попроси у Бога помощи. Тогда ты станешь кротким, тогда ты узнаешь правду о милосердии Божием и сам станешь милосердным.

Евгений Сергеевич говорит, что врач должен отложить в сторону всякую брезгливость. Никакое дело, даже самое неприглядное на вид, не может уронить достоинство врача. Но иногда врачи не умеют делать то, что делают медсестры. Я знаю случаи, когда больной предпочитал, чтобы какие-то манипуляции провела медсестра, а не врач, потому что у нее уже «рука набита». Но, все-таки, врач не должен пренебрегать, возможно, менее сложными, на его взгляд, работами. Он должен уметь переложить больного, устроить ему постель, провести какие-то гигиенические процедуры. Он не должен этим брезговать, не должен это считать чем-то ниже своего достоинства, он должен уметь это делать. Примером является Христос, который умыл ноги ученикам. Он не брезговал ни прокаженными, ни бесноватыми, ни кровоточивой женщиной, которая была среди иудеев пренебрегаема, не могла участвовать в обрядах и считалась нечистой. Всей нечистотой Христос не брезговал. Он позволял всем прикасаться к Себе и был открыт людям.

Еще Евгений Сергеевич говорил врачам: «Не бойтесь избаловать больных». Речь идет о милосердии, о милосердии в преизбытке, о котором я раньше говорил, и здесь тоже примером является Господь. Первым чудом, которое совершил Господь, было превращение воды в вино на свадьбе. Современные исследователи выяснили, сколько же воды Господь претворил в вино. Пятьсот двадцать литров. Я думаю, что это явление милосердия Божия, любви Божией. И умножение хлебов… Он не просто накормил каждого, а умножил настолько, что приходилось собирать в корзины эти избытки хлеба.

Мы с вами, когда становимся больными, знаем, как важно, чтобы врач был к нам ласков, нежен, внимателен, заботлив. К такому врачу, конечно, возникает доверие. И Евгений Сергеевич говорит, что «доверие больных к врачу переходит в искреннюю привязанность, и в палатах, — он говорит, — ощущается бодрость духа у больных». «Драгоценное и сильное лекарство, которое нередко гораздо больше помогает, чем микстуры и порошки». Главное — это любовь, главное — это щедрость врача в заботе о больном.

Нам всем с вами нужно обязательно читать Евангелие. Без этого чтения мы сами себя лишим очень важной нравственной основы. Без чтения Евангелия мы будем забывать о Христе. Быстрая смена событий, политические новости, интернет, телевизор, мелькание лиц, весь этот мир многообразный, который нас окружает, может вытеснить из сердца образ Христа. И все это многообразие жизни, вся эта яркость — это псевдояркость... Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что искусство, театр — это зеркало, которое обращено к земле, в котором отражается земля, лужи, грязь, а Литургия, Евангелие — это зеркало, которое обращено к небу. Конечно, для нас с вами важнее знать Евангелие, знать вечные истины.

Современный мир все время ищет что-то новое. Старое ему кажется неинтересным, ненужным. Но мы с вами знаем и храним традиции. Не случайно наш съезд посвящен как раз традициям русской медицины. Без этих традиций, в погоне за сменой новостей, мы потеряем то главное, что есть в нашей жизни. Ту главную радость, которая есть. И поэтому, конечно же, нам очень важно обращаться к Евангелию. Главное обращение к Евангелию — на Литургии. Я знаю по своему опыту, что на Литургии ты вдруг понимаешь то в Евангелии, что не понимал, когда читал у себя дома. Кроме того, конечно же, Евангелие нужно читать и дома. Не гадать по Евангелию, открывая его наугад, а читать его последовательно, понемногу каждый день. Евангелие требует внимательного вдумчивого
чтения.

Я думаю, что Евангелие должно быть главным руководством врача в его деятельности. Я не отрицаю современных книг, современных методов лечения. Конечно, все это важно и нужно, но одно без другого быть не может. И поэтому хотел бы закончить свое выступление словами Евангелия. Я очень люблю читать последнюю беседу Христа с учениками, Евангелие от Иоанна. Она занимает несколько глав, и она очень утешает и очень радует. Она напоминает нам о том, что Сам Господь говорит с нами, с каждой человеческой душой: «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога, и в Меня веруйте… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14; 1, 21), — говорит Господь. Спасибо за внимание!

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью