Церковно-медицинский журнал

Святые врачи Косма и Дамиан

Автор:Е. В. Градская
15 Ноября 2023

 


Екатерина Валерьевна ГРАДСКАЯ,
студентка 3 курса педиатрического факультета СПбГПМУ

   


В русской православной церкви почитаются три двоицы святых братьев-целителей Космы и Дамиана. Римских — по месту трудов и кончины, Асийских — по происхождению, Аравийских — по месту мученических страданий и погребению святых. Все они жили и проповедовали Христа в III в. от Рождества Христова, а память их совершается 14 ноября, 30 октября и 14 июля по новому стилю.

Римская пара святых мучеников-целителей

Святые мученики и бессребренники
Косма и Дамиан Римские. XVI в., Греция

Двое сыновей от благочестивых родителей, Косма и Дамиан жили в Риме около второй половины III в., с юности вели целомудренный образ жизни и были удостоены от Бога дара исцеления болезней. Своим бескорыстным отношением к помощи людям, милосердием и исповеданием христианской веры братья многих обращали ко Христу. Они не только не брали никакой награды за исцеление, но и сами помогали нищим, раздавая свое имущество.

Соответственно описанию жития святых, во время гонений на христиан они, как и многие, были схвачены властями. Несмотря на настойчивость местного императора, святые отказались принести жертву языческим богам, и по их молитве Господь поразил его внезапной болезнью. После этого император уверовал и, умоляя святых об исцелении, поклонился истинному Богу. Молитвой святых целителей он был исцелен и с честью отпустил святых.

Святые братья продолжили свое дело, но то, что не смогла сделать жестокость языческой римской власти, совершила одна из тяжелейших страстей греховной природы человека — зависть. Старый врач-наставник, у которого святые братья обучились врачебному искусству, позвал их собирать лекарственные травы, обманом завел в горы и убил, оставив тела святых в колодце.

Так завершилась земная жизнь святых, их кончину датируют не позднее 285 г.


Асийская, или Азийсикая двоица

Во времена святых Асия, где они жили и проповедовали, располагалась на восточном берегу Эгейского моря, соответственно землям нынешней Турции, а уже позже Азией стали называть весь малоазийский полуостров.

Святые Косма и Дамиан Асийские. Получение от
Господа дара врачевания. Миниатюра из Минология
императора Василия II. Византия, 979–989 гг.

Святая двоица издревле почитается Русской православной церковью, старейший перевод жития Асийской пары святых датируют X в. Они произошли из семьи отца-язычника и матери — благочестивой христианки Феодотии. После смерти мужа жена воспитала детей своих в христианской вере и страхе Божием. Они были удостоены дара исцеления болезней и, живя по заповедям, платы за работу не брали, отвечая: «Даром получили, даром и давайте».

Согласно житию, святые мирно и благочестиво скончались в Феремане около III в., где и были похоронены, а уже после турецкого завоевания их мощи были перенесены в Амид, город в Западной Армении.

Асийская двоица почитается 14 ноября по новому стилю, считается небесными покровителями хирургов, так как в рукописи конца XV в. было описано чудо совершенной святыми пересадки умирающему человеку здоровой ноги вместо больной.

Аравийские, или Киликийские святые
(по месту страдания в конце III в.)

Жили и исцеляли немощных во времена Диоклетиановых гонений на христиан и вместе с другими были приведены в Киликию к местному правителю Лисию. Святым было обещано спасение, если они поклонятся идолам, но их вера была сильнее, и когда воины Лисия связали братьев и бросили в море, святые освободились от оков и выплыли. Затем их приказали сжечь, но огонь их не брал, камнями забивали — и камни отскакивали от них, не нанося вреда.

И только когда правитель приказал отсечь головы святых, Господь забрал святых-целителей вместе с их братьями Леонтием, Анфимом и Евтропием, имена которых почитают вместе с Космой и Дамианом Аравийскими.

Множество исцелений телесных и духовных было совершено Господом по молитвам святых во время и после их земной жизни, наиболее известные из них описаны в житие святых, но большее количество определяется рассказами людей о чудесах, произошедших с ними.

Старец Амвросий (Лазарис)

Одно из наиболее известных исцелений, произошедших в наше время, это чудо, которое случилось с греческим старцем Амвросием (Лазарисом) в 1937 г. В то время, будучи еще молодым монахом, он с именем Харитон подвизался в афонском монастыре Кутлумуш. В один из летних дней он упал с дерева, собирая инжир, и сломал ногу в нескольких местах. Братия перенесли его в больницу, но Афон был оккупирован и врачей не было. Положение было безнадежное, но где нет надежды на людей, есть и будет помощь Божия.

При больнице была освящена маленькая церковь во имя св. целителей Космы и Дамиана, и старец рассказывал: «Я увидел, как с купола вживую спустились и подошли ко мне святые Косма и Дамиан. Палата залилась светом».

Святые Косма и Дамиан беседовали друг с другом и вытянули ногу монаха, после чего порванные ткани начали затягиваться, а кости срослись. Монах сначала не поверил, но потом возликовал и громко начал благодарить Господа и святых за исцеление. Наутро и следующие три дня в монастыре служили благодарственные молебны.

Церковь Космы и Дамиана Саперного
батальона в Санкт-Петербурге, уничтоженная
в 1950-е гг.

На Русь почитание святых пришло вместе с православной верой, старейший перевод жития их был выполнен не позднее X в., его относят к описанию жизни Асийских мучеников. Очень скоро люди начали обращаться к святым за помощью, много икон и православных храмов было освящено во имя святых по всей России.

Обращались к святым бессребреникам Косьме и Дамиану об исцелении болезней, часто именовали их Козьмой, Кузьмой и Демьяном. По созвучию Кузьма-кузнец, люди по неведению и простоте просили святых о помощи в кузнечном промысле, а так как почитание бессребреников приходилось на осень, молились им и о помощи в сельском хозяйстве.

Интересно, что в древнерусском языке имена Космы и Дамиана достаточно рано, уже с XI в., стали объединяться в одно слово «Козьмодемьян» (Космодемьян), так появились созвучные ему имена и названия, отсюда и фамилия Зои Космодемьянской.

Господь сказал: «Истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14, 12). И непреложное обещание Его исполняется в нашей жизни, чему свидетельством являются чудеса, сотворяемые именем Господним Его святыми угодниками, одни из которых — святые целители братья-бессребреники Косма и Дамиан.

 Литература

1. Страдание святых мучеников Космы и Дамиана // Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Т. 11. Июль. Козельск: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992.

2. Жития святых чтимых православной церковью. Составлены святителем Филаретом, арх.Черниговским. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000.

3. Казарян Г. «Мы пришли помочь тебе». Современные чудеса святых Косьмы, Дамиана, Харалампия, Марины и Нектария [Электронный ресурс] // Православие.ру [сайт]. URL: https://pravoslavie.ru/117221.html (дата обращения: 09.08.2023).

4. Косма и Дамиан [Электронный ресурс] // Православная энциклопедия [электронная версия]. URL: https://www.pravenc.ru/text/2458823.html (дата обращения: 09.08.2023).

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью