Церковно-медицинский журнал

Проблемы современной семьи

Автор:М. Васильченко, С. Трухина
15 Февраля 2015

Тенденция потери интереса к созданию полноценной семьи отчетливо прослеживается в современном мире. Все больше молодых людей и девушек предпочитают свободные отношения без обязательств и «без штампа в паспорте». Одна из причин такого явления — чрезмерная подверженность современной молодежи влиянию средств массовой информации и западных представлений о семье. На первом месте у современного молодого поколения стоит желание сделать головокружительную карьеру, открыть собственный бизнес, зарабатывать много денег, отдыхать и веселиться. Семья стоит где-то в конце списка желаний, причем все это демонстрируется на фоне нежелания взрослеть. Таким образом, можно констатировать, что социальный институт семьи и брака переживает кризис, который наблюдается в разных сферах семейно-брачных отношениях, ослабляющей и разрушающей семью. Зададимся вопросом: «Отчего так происходит»?

Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.

И. А. Ильин

Что такое семья? Семья — малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. Семья должна основываться на духовной близости, взаимоуважении, понимании, доверии, честности, которые супруги, испытывая друг к другу, передают своим детям.

Если семейные отношения будут основываться на этих принципах, то в результате может сформироваться духовно здоровое поколение. Семья — это постоянная работа родителей над собой для достижения гармонии, которую необходимо как собственный пример передать детям. Существует социальный миф, что это легко. На самом же деле тут все обстоит иначе. Окружающий мир таит в себе множество факторов, оказывающих неблагоприятные условия для создания семьи. Рассмотрим проблемы, возникающие на пути создания семьи.

Самая многочисленная семья России — воронежская семья Шишкиных (20 родных детей)

1. Проблема выбора — «семья или карьера» в той или иной мере касается многих молодых людей. Принято считать, что такой выбор, прежде всего, стоит перед женщинами. Отчасти, это действительно так: круг женских обязанностей зачастую бывает гораздо шире, чем у мужчин. Однако же и мужчинам порой приходится выбирать и чем-то жертвовать: кто-то полностью погружается в работу и просто не находит времени для того, чтобы строить серьезные отношения, а кто-то, имея массу свободного времени, «платит» за это маленькой зарплатой. При желании можно совмещать карьеру с личным счастьем. Главное — грамотно распределить свои силы и время.

2. «Гражданский брак» — другая серьезная проблема. В нашей стране гражданским браком в настоящее время обычно называют незарегистрированные отношения. Есть и другое название — «пробный брак». На первый взгляд может показаться, что такая форма отношений очень удобна, но это совсем не так. Совместная жизнь — это огромные душевные затраты. В случае же «гражданского» или «пробного» брака ожидается скорее удобная приятная без особой ответственности форма совместного проживания. Пробный брак, по сути, являет собой искаженную форму семьи. Для возникновения настоящей семьи пара должна осознать важность семейных ценностей и их несравненные преимущества. Молодой человек должен сам себе ответить на вопросы: что есть семья? куда мы все вместе движемся? как мы вместе эту семью строим? Самое главное — понять, что мы делаем для того, чтобы сделать семью духовно состоявшейся и счастливой. В гражданском браке таких задач не ставят, люди не хотят прежде всего ответственности и желают эгоистической жизни. Если общество пересмотрит свою позицию относительно искаженного брака, многие современные проблемы отпадут автоматически.

3. «Гостевой брак» — в современном обществе этой формой семейных отношений понимают брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти, при котором, однако, супруги живут отдельно и не ведут общего хозяйства. Его существенными недостатками является отсутствие обязательств, незащищенность от бытовые проблем, которые приходится решать каждому из супругов самостоятельно. В этом случае нельзя рассчитывать на помощь супруга в трудной ситуации, не решена проблемы полноценного воспитания детей.

4. Инфантильность — одна из серьезных проблем молодежи. Инфантильными сегодня называют людей, не умеющих стать взрослыми, выполнять свои обязательства, заводить семью. Инфантильные люди вырастают иногда во вполне благополучных семьях, из хороших детей, с которыми много занимались родители, при этом контролировали каждый их шаг и требовали безоговорочного послушания, однако не научили главному — ответственности и самопожертвованию.

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам. Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения, нежелание брать ответственность.

Появилась разновидность инфантильных людей — «кидалты» — взрослые, ведущие себя, как дети, и не желающие взрослеть. Они, как правило, благополучны, успешны в работе. Кидалты, не стесняясь, предаются подростковым пристрастиям, имеют в огромном количестве электронные и компьютерные устройства, телефоны, смартфоны, компьютерные игры и т. д. До 50 лет пляшут на дискотеках и посещают молодежные «тусовки». Что сохранили из детства инфантилы или кидалты? Чаще всего — зависимость, эгоцентризм, неразумную импульсивность, и главное — безответственность.

Слово «кидалт» (kidult) заимствовано из английского языка. Этот неологизм образован из двух слов: «kid» — «ребенок» и «adult» — «взрослый» и обозначает человека, сохраняющего во взрослом возрасте свои детские и юношеские увлечения. В психологии для обозначения такого склада личности используется латинский термин puer aeternus.

Впервые слово встречается в газете The New York Times (1985) для описания мужчин 30 лет и старше, которые увлекаются мультфильмами, фэнтези, компьютерными играми и бесполезными, но красивыми и дорогими гаджетами.

Детям, лишенным детства, тоже очень сложно повзрослеть. Если ученику в 7 классе, мама собирает портфель — это неправильно. Но если ученик 1 класса приходит из школы домой, сам открывает дверь, греет себе обед, значит, ребенок по каким-то причинам лишен детства. Инфантилы или кидалты могут прийти к жизненному краху, когда вдруг задумаются о цели и значимости собственной жизни и честно увидят себя в пустоте бытия. Не редко СМИ подпитывают инфантилизм молодых людей, если у них не выработана здоровая критичность и нет собственной выстраданной системы ценностей.

5. Проблема влияния СМИ на сознание молодежи приобрела особое значение. Молодое поколение наиболее полноценно воспринимает в основном визуальную информацию, для него также характерно клиповое восприятие и слабое осознание информации в целом. Если учесть, что значительная часть современных СМИ имеет западное либеральное мировоззрение, можно увидеть, как значительная часть молодежи поддается их негативному влиянию, однозначно направленному против крепкой традиционной семьи. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Транслируются идеи о том, что решение жизненных проблем честным образом невозможно, только через надрыв, насилие или обман. Жизнь рисуется в черных красках, позитивная информация в том числе о семье вытесняется. В погоне за рейтингом и коммерческой выгодой упускаются нравственные и духовные аспекты. Существуют телеканалы, специализирующиеся на пропаганде жестокости, безнравственного поведения, аморального образа жизни, вредных привычек. Однако нужно признать, что каждый выбирает сам, какую информацию ему извлекать
из СМИ.

Выводы весьма неутешительны: современная молодежь не имеет и не получает в должном объеме духовные и нравственные знания о ценностях семьи, ее смысле и преимуществах. Взгляды многих молодых людей часто основаны на деструктивном мировосприятии (как правило, западно-европейском) или на собственных незрелых умозаключениях о семье, роли человека в мироздании, и месте семьи в мире.

Исправление ситуации, связанной с деградацией института семьи, требует целого ряда мер, направленных на формирование позитивного взгляда на семью, на осознание уникальных преимуществ, которые дает воспитание детей в полной семье.

В числе таких мер — преподавание в вузах основ семейных отношений. Подобное обучение должно быть основано на фундаменте традиционного мировоззрения России и опираться на его духовные и культурные корни. Будущий врач помимо своей врачебной специальности должен обязательно иметь знания о духовном устроении человека и семьи. Ему должны быть известны пути совершенствования личности и роли семьи в этом процессе.

Литература

1. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М.: Институт русской цивилизации, 2011.

2. Ильин И. А. Собр. соч. Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993.

3. Элдридж Дж. Необузданное сердце / Пер. Ю. В. Вишневецкой. СПб.: Шандал, 2004.

4. Карпова И. В. Взрослые дети: жизнь как магазин игрушек // Нескучный сад. № 5. 2010.

5. Оганесян А. Г. Дети сексуальной революции: кто они // Международная жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=9260. Дата публикации: 18.03.2013.

7. Протоиерей Максим Козлов. Семейная крепость. М.: Храм св. мц. Татианы при МГУ, 2004.

8. Лободина С. В. Как развить способности ребенка. СПб: Глаголь Добро, Азбука «Аттикус», 2010.

9. Лободин В. Т. «Роль семьи в профилактике зависимого поведения». Роль социаль-ных институтов в профилактике наркозависимости среди подростков и молодежи: Материалы XVI междисциплинарной научно-практической конференции. СПб.: ЛОИРО, 2014.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью