Церковно-медицинский журнал

Весь мир — театр? Весь мир — больница!

Автор:Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
10 Января 2016

Мир, в котором мы с вами живем, должен быть нами осмыслен. Мы должны постараться понять, какой мир нас окружает, и зачем мы в нем оказались. На эту тему есть серьезные научные исследования, богословские трактаты, философские размышления. Можно использовать и различные образы, хотя при многообразии мира сложно подобрать один емкий образ, который бы помог нам постичь его смысл и тайну.

Мне хотелось бы поговорить о двух образах этого мира. Образ театра одним из первых употребил французский поэт Пьер Ронсар. Он писал: «Весь мир театр, мы все — актеры поневоле, Всесильная судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой». Наиболее известны созвучные с этими слова Шекспира из его комедии «Как вам это понравится». Великий драматург, который жил театральной жизнью, говорил, что весь мир театр: все женщины, мужчины, «и каждый не одну играет роль». Он перечисляет, какие роли человек играет на протяжении жизни: роль младенца, роль солдата, роль старца, уже последняя роль — на смертном одре. Великий русский поэт Николай Гумилев, живший в Петербурге, тоже сравнивал мир с театром: «Все мы, святые и воры, из алтаря и острога, все мы смешные актеры в театре Господа Бога». Этот образ мира-театра близок многим людям. Нередко современные люди тоже живут в мире-театре: стараются казаться, а не быть, достичь внешних успехов. Однако, когда актер выходит на подмостки, принимает на себя разные личины, душа его при этом деформируется, и человек теряет что-то свое. Мне кажется, что несмотря на великие имена, несмотря на то, что некоторые поэты считают театр высоким искусством, унизительно мир сравнивать с театром. Святой Иоанн Кронштадтский, который также жил здесь в Петербурге, говорил, что театр — это зеркало, которое повернуто к земле. Оно отражает низкое: грязь, лужи. А Божественная Литургия — обращена к Богу, это зеркало, которое отражает Бога.

Так что такое мир? Мне кажется, наиболее понятный и верный образ мира, в котором мы живем, — это образ больницы. Я рад сказать это будущим врачам, людям, которые причастны к медицине. Больница — это место нам понятное. Гораздо правильнее, размышлять об этом мире, как о больнице, в которой должна излечиться наша больная грехом природа. Это дает трезвое понимание того, что такое человек, понимание того, что в нем есть очень глубокая болезнь, которая глубоко исказила человеческую природу; глубже, чем на генетическом уровне. Это наследственная болезнь, воспринятая нами от наших прародителей, которая усиливается от нашего неправильного поведения. Ею болеют не только грешники, но и младенцы, и святые. Причем святые видели в себе эту болезнь лучше, чем мы. Первые люди заразили этой болезнью весь Божий мир. Исказив себя грехом, человек создал экологические проблемы по всей вселенной. В мир вошли ураганы, тайфуны, смерчи, землетрясения. Как это случилось?
Вначале этот мир был создан Богом для того, чтобы человек в нем преуспевал в радости и единстве с Ним. Когда мы говорим о Боге, каждый представляет что-то свое. Верующие верят, что Бог есть, неверующие верят, что Его нет, и ставят на место Бога что-то другое. Когда я, православный епископ, говорю о Боге, я говорю о Нем как о всесовершенной, всепревосходящей любви. Верующие люди знают, что существо Бога есть любовь. Мы верим, что Бог есть единство трех лиц: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому мы понимаем, почему мир так многообразен. Он несводим к некоторому упрощенному единству. Это есть творение Троицы. Наша вера — очень радостная. Наше знание Бога — уникально и удивительно. Мы знаем, что Бог не одинок в своей единственности. Бог — это есть общение трех. И Бог в этом мире являет себя как любовь. Этой любовью и создан мир, создан человек. И человек в своей основе есть не просто больной пациент, он тоже есть любовь, подобная божественной любви. Что значит любовь? «Любовь — это минус я», — сказал один человек. Ты любишь, когда живешь для кого-то, когда центр бытия находится вне тебя, в том, чему ты посвящаешь свою любовь. Без этой любви человек перестает быть тем, кем он Богом задуман и создан.

Человек был наделен даром — свободой. Конечно, если бы человек не имел свободы, был бы «трамваем», который едет по рельсам от одной остановки до другой, ему было бы проще. Но человеку была дана свобода. Потому что без свободы нет любви, и невозможно вырасти в подобное Богу существо. Она была необходима для умножения любви, а это невозможно без преодоления испытаний. К сожалению, наши прародители не устояли в первом испытании. И они усомнились, в том, что Бог есть любовь, и захотели без Бога достичь совершенства. Это была страшная катастрофа, после которой начались все беды нашего человечества. Почему так получилось с ними? Не совсем ясно, это тайна свободы. Я думаю, мы с вами узнаем это, если Бог откроет.

У каждого человека есть свой шанс изменить себя и мир. И каждый может начать эту историю с начала. Если человек думает, что Бог дал Адаму и Еве испытание сложнее, чем они могли выдержать, он повторяет их ошибку. Их страшный грех в том, что они усомнились в любви Бога, Который их создал, Который насадил этот рай, Который дал им все возможности для развития и для любви. Мы должны уметь отбрасывать мысли, которые в нас поселяют зло. Мы должны рассматривать источник мыслей, которые появляются у нас. Если мы чувствуем в них привкус зла, нужно отбрасывать, не размышляя. Когда наши первобытные предки вкусили этого древа, они вкусили не фрукт, а приобщились к ядовитым мыслям и чувствам, которые отвергли их от правды и любви. Милосердный Бог, который хотел им исправления, отправил их в этот мир, который стал отныне лечебницей для всего человеческого рода.

Пока мы живем, у нас есть возможность исцелить больные органы: глаза, мысли, чувства, душу, чтобы наша жизнь в Царствии Небесном была высокой. И можем помочь в исцелении других. Для того, чтобы делать это, человек должен стяжать мирный дух. Представление о том, что мир, в котором мы живем, есть больница, важно для всех, кто хотел бы исцелиться от греха. Лечение может быть разным. Лечение, которое предлагает христианство — это принятие. Когда мы с вами болеем, главное, что мы должны понять, что попущенное страдание, неудобство жизни само по себе есть некое лекарство исцеления жизни. Об этом говорил Иоанн Крестьянкин: «Сестра милосердия должна помочь больным полюбить свою болезнь». Да, конечно, врачи должны помочь вылечиться. Но благодушное перенесение болезни, понимание ее духовной причины очень важно. Болезнь попущена, чтобы ее преодолеть, чтобы принять ее как некое испытание, которое не должно заставлять тебя опустить руки, смириться. Все трудные обстоятельства жизни даны Богом для преодоления, преодолеваются же они, когда ты их принимаешь. Как же мы можем помочь другим? Конечно, самоотверженной любовью. Искоренить зло в себе необходимо, но помочь искоренению зла в других можно только любовью, состраданием, сочувствием. Это лекарство очень важное и нужно для всего человечества.

Другое лекарство — это Господь Иисус Христос, Который пришел к нам на землю и дал нам Свое Тело и Свою Кровь. Приобщение ко Христу является главным врачебным средством, которое может исцелить и тело, и душу. Господь подает его, не навязывая, не лишая человека свободы.
Если думать об этом мире, как о месте, в котором можно сделать карьеру, стяжать богатство, создать рай на земле, в конечном итоге оказывается, что это невозможно. Мир — это больница. В этой больнице мы должны излечить свою душу перед тем, как мы закончим наш путь.

 

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью