Церковно-медицинский журнал

Чистое сердце — тайна духовной жизни

Автор:Н. Ф. Жарков
02 Апреля 2017

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)

Во все времена о сердце человека размышляли философы, ученые, писатели и поэты. Часто приходиться слышать такие выражения, как сердце «замирает в ожидании», «разрывается от горя», «сжимается от жалости», «страдает от переживаний», «веселится от радости» и даже «прыгает от восторга». А бывает и так, что сердце «переполняется гневом».

Русский философ Иван Александрович Ильин (1883–1954) пишет, что мышление без сердца оказывается «машинообразным, холодным и циничным». «Бессердечная воля» — «злая энергия души», для которой «цель оправдывает средства». По определению И. А. Ильина, западная рационалистическая и технократическая культура — это культура без сердца, «глубоко больная культура», культура из «камня и льда», да и не культура вовсе, а «дурная цивилизация», давно вступившая на «обреченный путь».
Познавая свою отечественную культуру, мы видим, что есть люди, которые не могут пройти мимо чужого горя. Они по велению своего сердца откликнутся на просьбу, окажут помощь. У них, как говорят, «отзывчивое сердце». У такого человека — «доброе сердце», он идет к нам «с открытым сердцем», делает все «от чистого сердца». Но, как ни печально, могут встретиться и другие люди, у которых жестокое, злое, холодное, окаменелое сердце. Говоря о сердце такими словами, мы невольно даем характеристику всему человеку в целом, а также его действиям и поступкам.

В то же время, по определению Большой медицинской энциклопедии, сердце всего лишь — «полый фиброзно-мышечный орган, который, функционируя как насос, обеспечивает движение крови в системе кровообращения». Это значит, что от слаженной работы сердца, главного мышечного органа человека, во многом зависит наша физическая жизнь.

Так что же представляет из себя человеческое сердце?

Святитель Феофан Затворник в своих трудах дает нам представление еще и о другой, не менее значимой функции этого важного для жизни человека органа — духовной:

  • «Сердце — внутреннейший человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством всесторонней зависимости от Него, вся духовная вечно ценная жизнь».
  • «Рычаг, действующий деятельностью, — сердце; там слагаются убеждения и сочувствия, определяющие волю и дающие ей крепость».

В трудах многих святых подвижников благочестия мы также находим описание расположения, состояния, болезни и даже пути излечения духовного сердца человека. Еще в XII в. от Р.Х. святитель Григорий Палама говорил: «Сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган».

С духовной точки зрения сердце может каменеть, воспламеняться, обледеневать, гореть, охлаждаться… У сердца нет ни глаз, ни ушей, но, тем не менее, оно может быть слепым и глухим… Сердце иного человека становится бесчувственным, надменным, лукавым, унылым, равнодушным… Святые отцы говорят даже об «утрате сердца», имея в виду, что внутри человека более не действует благодать Христова.

По словам старца Силуана Афонского, «духовный человек, живущий молитвою, познает, что сердце его не есть только физический орган или орган психической жизни, но нечто, способное соприкасаться с Богом».

В противном случае, когда слаба молитва, начинаются всякие нестроения.

В письмах к своим духовным чадам святитель Феофан разъясняет: «Оттого у тебя все нестройно внутри, что там качествует разложение сил; ум идет своим чередом, а сердце своим. Надобно ум соединить с сердцем; тогда брожение мыслей прекратится, и ты получишь руль для управления кораблем души, — рычаг, которым начнешь приводить в движение весь твой внутренний мир».

В случае духовно-нравственного падения человека случается еще одна беда — нечувствие сердца. У падшего человека, находящегося далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым, так что человек даже не понимает, существует ли оно?

Больное сердце нуждается в лечении.

Святитель Феофан Затворник Вышинский указывает нам этот путь: «Прежде всего нужно отдать свое сердце, каково бы оно ни было, Господу. Если отдашь, Он примет его и совершит великую перемену, и ты будешь иметь сердце новое, плотяное, милостивое, непорочное и чистое, кроткое и сокрушенное, искреннее, мудрое и верное сердце. Это будет сердце веры. Господь сделается твоим сокровищем, и твое сердце будет вечно там, где Он».

Прежде всего святитель Феофан направляет внимание своих духовных чад на силу молитвы:

  • «Когда углубится в сердце молитва и осенит его теплотою, тогда ум всегда бывает собран и присущ в себе, от того быстро понятлив и сообразителен. С этого времени все истины откровения начинают входить в сердце, каждая в свое время, будто внезапно, в виде озарения».
  • «… молитва не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа, постоянное и непрерывное, подобно тому как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца».
  • «При таком сердечном устроении (соединении ума с сердцем) у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет, все делается с полным сознанием и вниманием». 

Господь предостерегает каждого живущего человека, что в сердце совершается его тайная жизнь, и ежели в сердце совершается грех — это уже реальный грех. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем омыться только через покаяние.

Как понять выражение «соединение ума с сердцем»?

Из поучений святителя Феофана становится понятно, что сделать это можно только с помощью молитвы. Он говорит:

  • «Сосредоточить его (ум) в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением…»
  • «Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела».

Стоять пред иконою и класть поклоны — не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их — не есть еще молитва, а только орудие молитвы. Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Поэтому в Новом Завете Господь обращает внимание каждого человека, чтобы он был предельно внимателен к состоянию своего духовного сердца, так как оно определит участь человека на Страшном суде и определит отношение Бога к нему. Судить Господь будет нас по сердцу.

Освободившись от страстей, сердце выздоравливает.

Однако святые отцы указывают, что прежде очищения, во время очищения и после него от нас требуется внимание и осторожность. Необходимо держать постоянное трезвение и хранение сердца.

Как же для соблюдения этого условия следует жить?

Святитель Феофан советует: «Что Ангелы и святые делают на небе, то нам надлежит приучаться делать на земле, навыкать ангелоподобному непрестанному молитвенному предстоянию Богу в сердце своем».

Священное Писание и Святые отцы вместе с Феофаном Затворником уверяют нас, что сердце способно воспринять Бога, вступить в диалог с Ним, обрести любовь к Богу и ближнему. Только когда человек всем сердцем положится на Бога, Бог дает человеку сердечную веру, которая помогает познавать своего Творца. Постоянная память Божия в сердце хранится, если есть соединение ума с сердцем, утверждает Владыка Феофан.

Сердце — место встречи человека с Богом. Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота сердца делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

И мы, преклонив колена сердец наших, молим Всемилостивого Господа: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

Литература

1. Святитель Феофан Затворник. Четыре слова о молитве // Святитель Феофан Затворник. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова и проповеди. М.: Правило веры, 2002.
2.
Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
3. Ильин И. А. Поющее сердце / Соч.: В 2 т. М.: Медиум, 1993.


Член правления ОПВ Санкт-Петербурга Н. Ф. Жарков,
действительный член ОПВ Санкт-Петербурга Т. В. Жаркова

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью