Церковно-медицинский журнал

Неясные клинические случаи и отношение к ним

Автор:Протоиерей Сергий Филимонов
16 Ноября 2015

Причины болезни согласно учению Церкви

Существует категория больных, чьи заболевания протекают необъяснимо. Есть и другая категория больных: они проходят полное клиническое обследование, но причина заболевания не обнаруживается.

И то, и другое может быть связано с разными факторами. Часть из них объяснима — это недостаточное совершенство и качество медицинской техники, отсутствие соответствующих знаний, непрофессиональный подход тех или иных врачей к проведению диагностики, врачебные ошибки. Однако даже если их устранить, если все врачи будут хорошо образованы и внимательны, а медицинская техника безупречна, — то и тогда останется ряд случаев, которые объяснить невозможно.

Существует святоотеческое учение о болезни, об особом промысле Божием в отношении спасения души через телесные страдания.

Нередко Господь попускает болезнь, чтобы очистить душу человека и направить на путь спасения, потому что больной начинает думать о своей душе и каяться, он отходит от предыдущей греховной жизни и встает на путь истины, на путь обращения к Богу. Бывает, что человек живет совсем вне Бога, он атеист и его душа покрыта мраком. Но Господь говорит: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). И вот ему посылается болезнь, и, по слову Господа, он обращается к Нему — заболев, принимает крещение и начинает искать помощи у Бога, делает первые шаги в сторону спасения.

Бывает у болезни и другой христианский смысл — когда Господь малой болезнью оберегает человека от большой беды или какого-либо неправильного поступка. Например, заболев, он не попадает на самолет или на поезд, с которым случается катастрофа, и остается живым.

В ряде случаев Господь через болезнь показывает человеку его неправильные действия, последствия совершенного им греха. Обидев ближнего, преступив заповедь Божию и заболев, больной человек, — если до него доходит слово Божие, — начинает понимать, что именно оказалось источником его заболевания, начинает задумываться и искать, кому и что он сделал плохого, просит прощения, анализирует неправильность своих поступков, короче говоря, исправляет свою жизнь.

Иногда же смысл болезни заключается в наказании закоренелого грешника за явный тяжелый грех. Грех в этой жизни никогда не остается безнаказанным. Бог может наказать за него лютой болезнью.

Наконец, болезнь может служить к славе Божией. Болезнь дается праведнику, чтобы он стал еще праведнее. Грешник от болезни может стать еще грешнее, но праведник в болезни получает возможность, подобно Иову многострадальному, проявить свою верность Богу.

Необходимость духовного анамнеза болезни

В клинической практике, особенно при неясных ситуациях, врачу следует стараться понять, как промысл Божий действует в отношении конкретного больного. Приведу пример. В 2014 г. в ЛОР клинику университета им. И. П. Павлова поступила больная с хроническим гнойным заболеванием уха. Ей неоднократно проводились хирургические вмешательства. Первая операция была произведена профессионально, однако возникло осложнение — отогенный менингит, больная оказалась на грани смерти, и ее пришлось оперировать повторно. Ей сделали вторую радикальную операцию на ухе для санации гнойного процесса и лечения отогенного менингита. Больная выжила и поступила через какое-то время в клинику для плановой слухоулучшающей операции. Однако осмотр больной при поступлении в стационар выявил продолжающееся гноетечение из уха. Бактериологический анализ показал наличие синегнойной палочки, что могло привести к дальнейшему инфицированию послеоперационной раны в случае хирургического вмешательства. Поэтому операция оказалась невозможной. Больной проводился ежедневный туалет уха, применялись антибиотики разных групп, и после второго месяца лечения с помощью клинических фармакологов был подобран особый спектр антибиотиков. Применялся синегнойный бактериофаг.

Однако в связи с упорным течением заболевания и неоднократными операциями встал вопрос о действии промысла Божия. Больная была верующим человеком, но никогда в своей жизни не исповедовалась, не причащалась святых Христовых Таин. При сборе духовного анамнеза выяснилось, что злоключения с больной начались после того, как на фоне невыраженного воспаления уха она обратилась к бабке, которая ее ухо зашептала и заговорила. Вскоре после этого, через месяц или два, у нее развился острый гнойный средний отит и потребовалось неотложное хирургическое вмешательство. Начался бесконечный каскад госпитализаций. Больной было рекомендовано покаяться в своих грехах, в том, что она обращалась к служителям нечистой силы, к не благословленным Церковью методам лечения. После исповеди и причастия Христовых Таин на следующий же день ухо стало сухим, мучения больной прекратились, и в течение нескольких дней ухо полностью очистилось. Начали действовать лекарственные препараты, которые ранее применялись безуспешно, наступила устойчивая ремиссия и вскоре больная была выписана. Через несколько месяцев после выписки по договоренности с больной анализировался катамнез заболевания. Ранее больное ухо больше ее не беспокоило.

Другой пример связан с пациенткой, которая поступила в клинику с острой тугоухостью III–IV степени. При тщательном обследовании была выявлена аномалия строения виллизиева круга и выраженная асимметрия кровотока в области вертебро-базилярного бассейна: 80% с одной стороны и 20% с другой. Глухота наступила вследствие обычной бытовой причины: в течение двух дней пациентка, запрокинув голову, клеила обои на потолке. В результате переразгибания шеи возник спазм слуховой артерии, что и привело к потере слуха. Больная настаивала на диагностической тимпанотомии, чтобы выяснить, нет ли разрыва мембран круглого окна, но при микрохирургическом вмешательстве это предположение не подтвердилось. Придя в отчаяние, молодая женщина решила обратиться к бабке, несмотря на предупреждение, что этого делать нельзя.

Вскоре больная пришла в клинику с утолщением основной фаланги указательного пальца правой кисти. При опросе выяснилось, что во время разговора с «бабкой» та прикасалась к ее рукам. Было выполнено рентгенологическое исследование, и на снимке была обнаружена свежая костная мозоль толщиной около 1 см. Больная была в панике.

Ей была дана епитимья, т. е. церковное прещение, на срок один месяц за нарушение канонических правил Церкви. Больная в течение месяца выполняла церковные рекомендации, молилась, каялась. Через месяц, после исповеди, было совершено окропление ее рук святой водой, — и в течение одной ночи мозоль исчезла; исчезла так же необъяснимо и мгновенно, как и появилась.

Эти два клинических случая показывают, что сложности в лечении могут быть связаны с оккультными действиями больного, то есть на течение заболевания может влиять духовный компонент, который врач часто не в состоянии распознать. Поэтому собирая анамнез заболевания, чреватого возможным смертельным исходом, либо характеризующегося неоднократными оперативными вмешательствами или нестандартной клинической картиной, врачу следует попытаться выяснить, что предшествовало этому состоянию.

Другой пример. В 1990-е гг. больная обратилась в медсанчасть № 122 с жалобами на сильные боли в коленном суставе и хромоту. При наружном осмотре коленного сустава никаких особенностей выявлено не было. Рентгеновские снимки показали слабовыраженные явления артроза коленного сустава. Коленный сустав был окроплен святой водой, и в момент кропления нога стала совершать самопроизвольные движения: отмечались непроизвольные движения пальцев, нога словно сама прыгала без желания пациентки. Больная ощущала перемещение инородного предмета от пятки до пояса.

При сборе духовного анамнеза выяснилось, что эта пациентка нарушала заповедь Божию в отношении чистоты семейной жизни. Здесь речь идет уже, безусловно, не о последствиях, как в предыдущих случаях, не о соматическом заболевании, а о неполной одержимости, скрытой под маской заболевания коленного сустава.

Болезнь как шанс изменить жизнь

Необъяснимые клинические случаи бывают связаны также с тем, что Господь дает человеку шанс изменить жизнь. Приведу пример. Пациент, ведущий достаточно асоциальный образ жизни, в состоянии алкогольного опьянения упал и нанизался нижней челюстью на крюк от батареи, которая торчала в стене. В таком состоянии он пребывал некоторое время, пока не был обнаружен соседями и на скорой отправлен в многопрофильный стационар. Было проведено хирургическое вмешательство, остановлено кровотечение, ушита рана дна полости рта и шеи, больной находился в удовлетворительном состоянии. Все заживало очень быстро, и через неделю пациент был уже готов к выписке. Никаких выводов из случившегося он не сделал. Его поведение и вид доказывали то, что все происшедшее не вызвало у него ни критичного осознания того, что он чудом остался жив, ни внутреннего покаяния. Накануне выписки больной скончался при невыясненных обстоятельствах, — произошла самопроизвольная остановка сердца. Диагноз причины смерти установить не удалось.

Господь подает больным шанс изменить, исправить свои жизни, и отказ от протянутой руки Божией может привести к смерти. Так, пациент накануне операции отказался от предложенного помазания святым елеем и неожиданно скончался после простейшего хирургического вмешательства. При анализе было выяснено, что произошла тромбоэмболия легочной артерии. Возможно, хирургическое вмешательство и применение препарата, который повышал давление в малом кругу кровообращения, могли привести к отрыву тромба и смерти больного. В случае, если бы больной согласился помазаться, тромб мог рассосаться, и ничего подобного могло не случиться. Однако пациент отказался от благословения Божьего, и это закончилось летальным исходом.

Можно привести достаточно много примеров, когда после улучшения состояния пациенты отказывались от помощи Божьей. Так, больной, находясь в состоянии раковой кахексии, исповедовался и после исповеди ощутил существенное улучшение самочувствия и физического состояния, а после причастия Христовых Таин практически поднялся на ноги. Динамика заболевания стала весьма положительной, но при повторном появлении священника со Святыми Дарами, больной отказался впустить его в палату, сказав: «Мне теперь хорошо, у меня все в порядке, больше ко мне не приходите». Через две недели он
скончался.

Итак, когда Господь предлагает Свою помощь, но человек отказывается от нее, возникают непрогнозируемые ситуации, что может окончиться не только осложнениями, но и смертью больного.

Болезнь для славы Божией

Иногда болезнь посылается для славы Божией. Случилось так, что наше внимание привлекла девушка 18 лет, пациентка гастроэнтерологического отделения 122 медсанчасти, которая в течение трех-четырех недель постоянного наблюдения ежеминутно издавала харкающие звуки. Выяснилось, что она испытывает невозможность глотать слюну, и, отхаркиваясь, сплевывает ее. В течение года больная наблюдалась в разных стационарах города, однако никакие схемы лечения не дали положительного результата. При собеседовании с пациенткой выяснилось, что она совершила ряд тяжелых грехов. Ей было предложено покаяние в виде Таинства Исповеди. После того, как больная принесла покаяние, в течение суток она перестала постоянно сплевывать слюну и на следующий день сумела нормально причащаться Христовых Таин без рвоты, тошноты и сплевывания. Ее мучения
окончились.

Врачи отделения расценили минувшее состояние пациентки как психогенное: якобы произошло случайное психотерапевтическое вмешательство, что и привело к излечению. Эта трактовка была неверной, потому что в основе заболевания лежало духовное повреждение, и при духовном исцелении наступило клиническое выздоровление.

Болезнь по грехам ближних

Болезни могут быть связаны не только с грехами самого человека, но и с грехами окружающих его людей. В одних случаях следствием будет скоропостижная смерть, в других — развитие хронического заболевания, которое приведет к покаянию и ближайших родственников, и самого больного.

Ко мне обратилась женщина с ребенком, страдающим энурезом. Никакие урологические, неврологические и педиатрические виды помощи не имели успеха в течение долгих 6–7 лет. При очень тщательном расспросе о мальчике и его матери выяснилось следующее. Работая в детском саду, мать пациента регулярно присваивала часть приготовленных блюд, т. е. регулярно брала пищу до того, как она была распределена на порции для детей — воровала. Делала она это по требованию администрации садика. Больной было предложено покаяться в грехе обкрадывания детей, рекомендовано прекратить воровство и брать только то, что остается после детей. После выполнения ею рекомендаций и покаяния в течение нескольких дней энурез у ее ребенка прекратился и больше не возобновлялся.

Болезнь из-за нарушения заповедей Божиих

Часть неясных болезней может быть связана с нарушениями заповедей Божьих. Так, в храм обратился мужчина средних лет за помощью своей племяннице, у которой началось развитие непонятного кожного заболевания. У больной были ярко гиперемированные кожные покровы, — кожа была как у вареного рака, — и сильные боли. При тщательном выяснении анамнеза выяснилось, что девушка не почитала своего отца, не слушалась и докучала ему. Тяжело больной отец проклял свою дочь с пожеланием, чтобы она испытала такие же боли, как сам, но при этом не умирала. Вскоре после смерти отца все ее тело покрыла короста, а кожа покраснела, и при этом она испытывала боль. С медицинской точки зрения это заболевание было неясным, зато совершенно понятным с точки зрения духовной: наказание за нарушение Божией заповеди о почитании родителей.

Аналогичный пример: девушка проклинала мать, потом стала выгонять ее из дому. Вскоре у девушки началось развитие системной красной волчанки в той форме, которая приводит к летальному исходу. Мать пришла с просьбой о помощи дочери и молитвах о ней. В молитвах о выздоровлении дочери было отказано, потому что та, нарушив заповедь, попала под проклятие Божие; в этом случае священник не имеет права молиться об исцелении данного человека, но только о его покаянии. Результат этих молитв не влияет на исход заболевания, оно может продолжаться, а может прекратиться, или же пациентка может умереть. Однако качество смерти будет совершенно разным: она умрет либо в покаянии, либо без него. Заболевание было дано девушке для вразумления, чтобы она обратилась и покаялась в том, что совершала.

О генетическом тестировании

Следует также сказать о различных случаях, связанных с генетическим тестированием. В ряде случаев генетическое тестирование показывает, что возможно неблагополучное развитие плода, и у будущего ребенка прогнозируются наследственные заболевания, генетические аномалии, уродство и т. д.

Однако это не должно быть для врачей поводом выносить приговор и безоговорочно требовать прерывания беременности. Не факт, что состояние необратимо. Во-первых, возможна диагностическая ошибка во время генетического тестирования, приводящая к ложному положительному результату. Во-вторых, даже в случае устойчивого положительного результата в результате церковных молитв генетическая аномалия может изменить свой характер, либо в организме могут произойти физиологические изменения, и будет купировано заболевание, которое дает массу генетических аномалий.

Приведу клинические примеры. В течение 2014 г. ко мне обратилось несколько супружеских пар, ожидавших ребенка, с диагнозом возможного развития болезни Дауна, генетических аномалий и предположением о врожденном уродстве младенцев. В результате покаяния, причастия святых Христовых Таин и церковных молитв, в том числе святителю Луке (Войно-Ясенецкому), повторный генетический анализ неизменно выявлял, что заболевание исчезло. Родились совершенно нормальные дети, продолжающаяся беременность протекала благоприятно.

Таким образом, неблагоприятный диагноз еще не означает, что заболевание проявится. Это необъяснимо с точки зрения прагматической медицины, но объяснимо с точки зрения Церкви, так как покаяние родителей и участие их в Таинствах приводит к исцелению не только их душ, но и тела плода в утробе матери.

Необходимость тщательной классической диагностики

Неуклонное соблюдение классической диагностики помогает четко установить причину болезни, если она имеет медицинский характер. В случае, если медицинская причина не найдена, врач может предположить духовные причины заболевания. Подчеркну — только при качественном, полноценном, классическом подходе к диагностике и обследовании больного! Классическая диагностика — это неотъемлемое условие того, что далее врач или священнослужитель смогут качественно разобраться с духовными основами заболевания и исключить моменты нездорового мистицизма.

Заболевание по промыслу Божию

Некоторые неясные ситуации могут быть связаны с промыслом Божиим, когда хирургическое вмешательство и лечение принесут больному вред. Врачу следует прислушиваться к своей интуиции, чтобы не совершить ошибки во время хирургического лечения.

Так, пациенту в одной из клиник Военно-медицинской академии в течение обследования неоднократно назначалось хирургическое вмешательство на клиновидной пазухе. Однако по объективным причинам оно откладывалось: заболел анестезиолог, потом сломался аппарат искусственной вентиляции легких, что-то случилось с самим больным. Пациент готовился на выписку. И в тот момент, когда он находился уже в приемном отделении, был вызван анестезиолог из другой хирургической клиники, привезен новый аппарат ИВЛ, и все оказалось готово к операции. Больной был возвращен в клинику, и началось хирургическое вмешательство.

Однако хирург не проконтролировал укладку больного новым анестезиологом, в результате чего было неправильно выбрано операционное направление, и произошла травма основания мозга. Инструменты попали в район третьего желудочка, больного едва спасли, и он остался глубоким инвалидом. Поэтому хирург должен помнить: разные непонятные и непредвиденные ситуации могут быть связаны с тем, что Господь своим Божественным промыслом отводит от пациента вмешательство, когда оно для него неблагоприятно и может иметь тяжелые последствия.

В заключение хочется отметить, что среди больных, которые в течение года проходят через любое типовое многопрофильное учреждение, 8–10 пациентов имеют необъяснимый диагноз, трудно поддаются анализу и лечению. Все эти так называемые неясные случаи должны быть предметом обращения к священнику для выяснения обстоятельств, которые могли привести к развитию данного заболевания. Без взаимодействия врача со священником качественная помощь таким пациентам может оказаться невозможной.

Важным событием ушедшего 2019 г. для журнала «Церковь и медицина» стало его вхождение в РИНЦ (российский индекс научного цитирования). В связи с этим в оформление статей введены элементы классификации, способствующие точному и быстрому нахождению текстов поисковыми системами. В новом, девятнадцатом, выпуске журнала опубликованы материалы XXVII Международных образовательных Рождественских чтений. В разделе, посвященном работе секции ОПВР «Роль наследия святых целителей и докторов в формировании личности современного врача», представлены тексты прозвучавших докладов. Сквозная тема номера — наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — затрагивается как в статьях по докладам Рождественских чтений, так и в исторических материалах, в рубрике «События, факты, комментарии». Одна из ведущих тем выпуска — отношения врача и пациента. Этим вопросам посвящен ряд публикаций в разделах журнала: в первую очередь материалы работы секции ОПВР в рамках Рождественских чтений, в также в разделе «Милосердное служение». Рубрика «Практические вопросы современной медицины» представляет статьи, в которых рассматриваются вопросы, актуальные для врачей разных специальностей. Они подготовлены авторами на основе своих докладов на заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга. С православными медицинскими конференциями и чтениями, прошедшими в разных городах России: Смоленске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Курске, знакомят материалы рубрики «События, факты, комментарии».

Читать анонс полностью