Ее пример свидетельствует о том, какой великой силой является доброта.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы в нашем сознании неразрывно связано с христианским милосердием и личной благотворительностью.
Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она все силы своей души посвятила служению ближним. Спустя всего два года после переезда в Россию она возглавила Первый Санкт-Петербургский дамский комитет Российского общества Красного креста. Она была председателем Петровского благотворительного общества, убежища для слабосильных и выздоравливающих детей, Царскосельского благотворительного общества, Санкт-Петербургского дамского благотворительного тюремного комитета; занималась созданием приютов, больниц, училищ, организацией рабочих мест, дешевых и бесплатных квартир, выдачей провианта, вещей, топлива, назначением денежных пособий. Со временем появились Елизаветинские гимназии, ясли, Елизаветинские очаги, бравшие на дневное содержание детей нуждающейся интеллигенции, и многое другое.
Елизавета Федоровна была самой заметной фигурой в кругу российских благотворителей и меценатов. Ее нравственная чуткость увлекала своим примером. К чему бы она ни приступала, за какое бы дело ни бралась — все согревалось теплом ее души. Созданные ею благотворительные учреждения были примером христианского милосердия. Ей подражали, ее обожали, в ней видели идеал православной жизни, к которому хотелось стремиться.
Детство и юность в Дармштадте
Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 г. в Германии, в Дармштадте. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы — как и мать, названная Алисой, — стала позже российской императрицей Александрой Федоровной.
Дети воспитывались в строгих традициях старой Англии. Им прививались простота и скромность в еде и одежде. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, стелили постели, топили камин. Мать старалась вложить в сердца детей любовь к ближним, особенно к страждущим. Дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, привозили букеты цветов, которые сами же и разносили по палатам. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. На нее еще в самой ранней юности оказали огромное влияние жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали.
Детство и юность Елизаветы не были безоблачными. В 1873 г. упал с балкона и разбился насмерть ее любимый трехлетний брат Фридрих, страдавший гемофилией. Обладавшая уже тогда удивительным мужеством девочка первая спустилась вниз, взяла окровавленного ребенка на руки и внесла в дом. Смерть маленького брата произвела сильнейшее впечатление на Елизавету, оставив неизгладимый след на всю жизнь. Позже, в 1876 г., во время эпидемии дифтерита в Дармштадте, в семье заболели все дети, кроме Елизаветы. Умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней, в возрасте 35 лет умерла и ухаживавшая за детьми мать, великая герцогиня Алиса. Воспитанием осиротевших детей занялась бабушка — английская королева Виктория.
Петербургский период. Переход в Православие
На двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала женой великого князя Сергея Александровича, родного брата императора Александра III. Она познакомилась с ним в детстве, когда он приезжал в Германию с матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку и сердце неизменно получали отказ.
Великий князь приобрел для молодой супруги дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, изучала русскую культуру. Под влиянием своего глубоко верующего мужа Елизавета Федоровна начала все глубже проникаться Православием.
В 1888 г. Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма Святой Марии Магдалины на Святой Земле — в Гефсимании, у подножия Елеонской горы. Великий князь был к этому времени председателем Православного палестинского общества. Пораженная красотой храма, великая княгиня произнесла, как оказалось, пророческие слова: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».
После посещения Святой Земли Елизавета Федоровна твердо решила перейти в Православие. В январе 1891 г. она написала отцу о своем решении. В апреле накануне Пасхи, в Лазареву субботу, в домовом храме великокняжеского дворца было совершено Таинство Миропомазания великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная Церковь отмечает 5 (18) сентября.
Супруга генерал-губернатора Москвы
В 1891 г. император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Великокняжеская чета перебралась в Москву. Семья жила в доме генерал-губернатора на Тверской улице, в Александринском дворце в Нескучном и двух загородных резиденциях на Москва-реке: Ильинском и Усове.
Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество общественных обязанностей: организовывать приемы, устраивать концерты и балы, участвовать в них.
Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, посещала богадельни, приюты для беспризорных детей и везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.
Это было время ее духовного роста. Почти сразу после переезда в Москву Елизавета Федоровна пережила потерю близких людей: отца и снохи — великой княгини Александры Георгиевны (супруги великого князя Павла Александровича), после смерти которой на попечение Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне были переданы ее двое детей — Дмитрий и Мария.
Благотворительность. Русско-японская война
В Москве в полной мере расцвело благотворительное служение святой Елизаветы. Дни ее были расписаны по часам. Она старалась не упускать из виду несчастных и обез-
доленных, всех нуждающихся в помощи. Она была не только замечательным организатором, но и многое делала своими руками. Такова была потребность ее души.
Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний стало устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви со всем необходимым для совершения богослужения, на собственные средства сформировала несколько санитарных поездов. В Москве устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот воинов, погибших на фронте.
Но русские войска терпели одно поражение за другим. Надвигалась первая русская революция. Великий князь Сергей Александрович был непримирим к бунтовщикам и революционерам. Правительство не поддерживало мер великого князя, и Сергей Александрович подал в отставку. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом. 1 января 1905 г. государь принял его отставку. После событий 9 января оппозиция объявила Сергея Александровича и его брата Владимира Александровича главными виновниками кровопролития. Боевая организация эсеров вынесла великому князю Сергею Александровичу смертный приговор.
Гибель мужа
Елизавета Федоровна знала из анонимных писем, что супругу угрожает опасность и старалась не оставлять его одного. Сергей Александрович, напротив, заботясь о жизни других людей, даже перестал брать с собой адъютанта и велел жандармам держаться на отдалении. 5 (18) февраля 1905 г. он был убит бомбой, брошенной террористом
И. П. Каляевым. Елизавета Федоровна была во дворце и слышала взрыв. Она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Поразительны ее самообладание и забота: чтобы не огорчить умирающего кучера, Елизавета Федоровна поехала к нему в больницу, сняв траур. Кучер Андрей Алексеевич Рудинкин скончался в ту же ночь, думая, что Сергей Александрович жив.
Адъютант великого князя В. Ф. Джунковский вспоминает, что на второй или третий день после кончины великого князя Елизавета, движимая христианским чувством всепрощения, решилась навестить в тюрьме убийцу своего мужа. Многие в то время осуждали ее, «но кто знает великую княгиню, тот отлично поймет, что иначе великая княгиня поступить не могла, — пишет В. Ф. Джунковский. — Она, по своему характеру всепрощающая, чувствовала потребность сказать слово утешения и Каляеву, столь бесчеловечно отнявшему у нее мужа и друга». Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на то, что убийца покается.
Из великих князей на погребении присутствовали Константин Константинович и Павел Александрович. Погребли Сергея Александровича в церкви Чудова монастыря, где в то время находились мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Здесь Елизавета Федоровна почувствовала благодатную помощь от святых мощей. Она считала впоследствии, что именно святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.
Создание Марфо-Мариинской обители
В положенное время после кончины супруга Елизавета Федоровна не стала снимать траур, держала строгий пост, много молилась, на светских приемах не появлялась. Через некоторое время она приняла решение основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. На Большой Ордынке приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом, двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, школьные классы для приютских девочек и библиотека.
Знаменательно посвящение созданной обители святым евангельским женам-мироносицам Марфе и Марии. Эти сестры являются образом одна деятельного, другая — молитвенного, созерцательного пути приближения к Богу. Основанная Елизаветой Федоровной обитель коренным образом отличалась от общин сестер Красного Креста, куда принимались женщины любого вероисповедания. Не была она и монастырем в классическом смысле. Это была обитель, в которой социальное служение (как мы бы сейчас сказали) было глубоко укоренено в православной вере.
Елизавета Федоровна пыталась узаконить новую форму христианского общежития. В истории был аналог такого служения — диакониссы. Великая княгиня ходатайствовала перед священноначалием о восстановлении чина диаконисс I–VIII веков. Этот вопрос обсуждался на Поместном соборе Российской Православной Церкви в 1917–1918 гг., но революция и последовавшая гражданская война не дали этим планам осуществиться.
Жизнь Марфо-Мариинской обители
9 (22) апреля 1910 г. в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». Во время торжественной службы епископ, обращаясь к уже облаченной в сестринское одеяние великой княгине, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Слова владыки сбылись.
Духовником Марфо-Мариинской обители, помощником и наставником настоятельницы стал протоирей Митрофан Сребрянский, будущий преподобноисповедник Сергий (1870–1948). Им был предложен проект устава общины, который был во многом близок взглядам великой княгини. |
Сестры обители учились не только медицине, но и умению духовно наставлять опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа. Сюда приходили совершать богослужения и проповедовать лучшие пастыри и проповедники не только Москвы, но и многих отдаленных мест России.
В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Утром вставала на молитву, распределяла послушания сестрам, потом работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Вечером совершала обход больных, заканчивавшийся за полночь. Ночью молилась в своей молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов.
В больнице Елизавета Федоровна ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала, облегчала страдания больных. От великой княгини исходила сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.
Главной задачей сестер было посещать больных, бедных, брошенных детей, подавать им медицинскую, материальную и моральную помощь. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, оперировали всех бесплатно. При обители существовала воскресная школа для фабричных работниц. Действовали библиотека, бесплатная столовая для бедных.
Обитель получала до 12 000 прошений в год. Одним из главных мест, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елизавета Федоровна, в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, переходя от одного притона к другому, собирала сирот, уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елизаветой» или «матушкой».
Первая мировая война и две русские революции
В
годы Первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители были отпущены для работы в полевом госпитале. Первое время Елизавета Федоровна навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.
Настоятельница обители несколько раз оказывалась на волосок от гибели, когда к воротам подступали, подстрекаемые провокаторами, «революционные» толпы, однако Господь не допустил тогда погибнуть Елизавете Федоровне.
Весной 1917 г. по поручению кайзера Вильгельма к великой княгине приезжал шведский министр и предлагал ей помощь в выезде за границу. Она ответила, что решила разделить судьбу страны и не может покинуть сестер обители в это трудное время.
Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием. Выдавали и перевязочный материал, и лекарства первой необходимости. Но все вокруг были напуганы, покровители и состоятельные дарители боялись оказывать помощь обители. Великая княгиня и сестры во избежание провокаций не выходили за ворота. Духовник обители протоирей Митрофан Сребрянский каждый день служил Божественную литургию в переполненной церкви.
После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елизаветы Федоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с великой княгиней, но она не приняла его, категорически отказавшись уезжать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»
Затем в обитель были присланы анкеты — опросные листы для тех, кто там проживал или находился на лечении. Были арестованы несколько человек из больницы. Вскоре объявили, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, Святейший Патриарх Тихон служил в обители Божественную литургию и молебен. Это было последнее благословение Патриарха великой княгине перед ее крестным путем на Голгофу. Почти сразу после его отъезда в обитель прибыли комиссар и красноармейцы-латыши. Елизавету Федоровну арестовали. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. С дороги она написала каждой оставшейся в обители сестре.
Арест и кончина
Елизавету Федоровну и ее спутниц первоначально направили в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении на окраине города Алапаевска в Напольной школе вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарем Федором Михайловичем Ремезом, тремя сыновьями великого князя Константина Константиновича — Иоанном, Константином, Игорем — и сыном великого князя Павла Александровича князем Владимиром Палеем.
Сестрам, сопровождавшим настоятельницу, было предложено освобождение. Обе умоляли вернуть их к великой княгине. Варвара Яковлева заявила: она готова подписаться собственной кровью, что желает разделить судьбу великой княгини. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам.
Великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г. сбросили в шахту старого Нижне-Селимского рудника. Когда палачи сталкивали великую княгиню, она произносила молитву, сказанную на Кресте Спасителем: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34). Один крестьянин, случайный свидетель убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Скончались мученики в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.
Когда в Алапаевск вошли белые войска, были предприняты усилия по расследованию этого преступления. Место расправы было обнаружено, тела подняты на поверхность. Оказалось, что великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине пятнадцати метров. Рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна Константиновича. Его голова была перевязана разорванным апостольником великой княгини. Она и здесь постаралась облегчить страдания ближнего.
Преподобномученица Елизавета в своей жизни смогла соединить святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным, сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить о необходимости служения бедным и обездоленным.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Прославление и почитание святой Елизаветы
Останки мучеников были погребены в склепе Троицкого собора в Алапаевске, потом вывезены в Читу, где находились 6 месяцев, затем в Китай, в Пекин. Оттуда в 1921 г. останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1981 г., накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Тела новомучениц оказались частично нетленными. Они были положены в храме Марии Магдалины, где пребывают и поныне.
В 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников российских преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.
В Алапаевске ныне существуют два монастыря — женский, рядом с сохранившейся Напольной школой (местом заточения мучеников), и мужской, близ села Нижняя Синячиха, рядом с шахтой, куда были сброшены узники. Множество общин сестер милосердия в разных уголках России — от Калининграда до Владивостока — названы именем великой княгини Елизаветы Федоровны. В нашей стране и ближнем зарубежье есть несколько крупных монастырей, посвященных преподобномученице Елизавете. Действует Марфо-Мариинская обитель в Москве. Святая Елизавета стала покровительницей милосердного служения, возродившегося в современной России.
Литература
1. Вдали от мирской суеты. Нижний Новгород, 1996.
2. Великая Княгиня Елизавета Федоровна: фотоальбом. М: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2009.
3. Великая княгиня Елизавета Федоровна и император Николай II: документы и материалы (1884–1909 гг.) / Православ. Св.-Тихоновский гуманитар. ун-т, миссионер. фак. [авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская; ред. Г. Б. Кремнев и др.; рук. проекта прот. Николай Соколов; коммент. Е. Ю. Ковальская]. СПб.: Алетея. Историческая книга, 2009.
4. Волошун П. В. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Даръ, 2010.
5. Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный. Жизнеописание великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2001.
6. Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны М.: Москвоведение, 2004.
7. Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует… Культура благотворения великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Индрик, 2008.
8. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий / авт.-сост. Л. В. Куликова. М., 2011.
9. Маерова В. Елизавета Федоровна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Захаров, 2003.
10. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. 2-е изд. М., 1996.
11. Миллер Л. П. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. 5-е изд. М.: Паломник, 2013.
12. Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны к императрице Марии Федоровне, императору Николаю II, великой княжне Ольге Николаевне, великому князю Сергею Александровичу, великому князю Павлу Александровичу, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой, князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-младшему / сост. Т. В. Коршунова и др.; коммент. О. С. Трофимова. М.: Православное сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы, 2011.
13. Шаргунов Александр, протоиерей. Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М.: Хронос-Пресс, 2001.
Составитель — сестра милосердия Сестричества во имя прмц. Елизаветы в Лахте Н. В. Слепкова