Церковно-медицинский журнал

Великая княгиня Елизавета Федоровна. Служение, тронувшее сердца

28 Февраля 2015

  Ее пример свидетельствует о том, какой великой силой является доброта.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы в нашем сознании неразрывно связано с христианским милосердием и личной благотворительностью.

Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она все силы своей души посвятила служению ближним. Спустя всего два года после переезда в Россию она возглавила Первый Санкт-Петербургский дамский комитет Российского общества Красного креста. Она была председателем Петровского благотворительного общества, убежища для слабосильных и выздоравливающих детей, Царскосельского благотворительного общества, Санкт-Петербургского дамского благотворительного тюремного комитета; занималась созданием приютов, больниц, училищ, организацией рабочих мест, дешевых и бесплатных квартир, выдачей провианта, вещей, топлива, назначением денежных пособий. Со временем появились Елизаветинские гимназии, ясли, Елизаветинские очаги, бравшие на дневное содержание детей нуждающейся интеллигенции, и многое другое.

Елизавета Федоровна была самой заметной фигурой в кругу российских благотворителей и меценатов. Ее нравственная чуткость увлекала своим примером. К чему бы она ни приступала, за какое бы дело ни бралась — все согревалось теплом ее души. Созданные ею благотворительные учреждения были примером христианского милосердия. Ей подражали, ее обожали, в ней видели идеал православной жизни, к которому хотелось стремиться.

Детство и юность в Дармштадте

Семья великого герцога Гессен-Дармштадтского
Людвига IV. 1876 г
.

Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 г. в Германии, в Дармштадте. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Еще одна дочь этой четы — как и мать, названная Алисой, — стала позже российской императрицей Александрой Федоровной.

Дети воспитывались в строгих традициях старой Англии. Им прививались простота и скромность в еде и одежде. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, стелили постели, топили камин. Мать старалась вложить в сердца детей любовь к ближним, особенно к страждущим. Дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, привозили букеты цветов, которые сами же и разносили по палатам. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. На нее еще в самой ранней юности оказали огромное влияние жизнь и подвиги святой Елизаветы Тюрингенской, в честь которой ее назвали.

Детство и юность Елизаветы не были безоблачными. В 1873 г. упал с балкона и разбился насмерть ее любимый трехлетний брат Фридрих, страдавший гемофилией. Обладавшая уже тогда удивительным мужеством девочка первая спустилась вниз, взяла окровавленного ребенка на руки и внесла в дом. Смерть маленького брата произвела сильнейшее впечатление на Елизавету, оставив неизгладимый след на всю жизнь. Позже, в 1876 г., во время эпидемии дифтерита в Дармштадте, в семье заболели все дети, кроме Елизаветы. Умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней, в возрасте 35 лет умерла и ухаживавшая за детьми мать, великая герцогиня Алиса. Воспитанием осиротевших детей занялась бабушка — английская королева Виктория.

Петербургский период. Переход в Православие

Великая княгиня Елизавета Федоровна
и великий
князь Сергей Александрович

На двадцатом году жизни принцесса Елизавета стала женой великого князя Сергея Александровича, родного брата императора Александра III. Она познакомилась с ним в детстве, когда он приезжал в Германию с матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку и сердце неизменно получали отказ.

Великий князь приобрел для молодой супруги дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Великая княгиня напряженно занималась русским языком, изучала русскую культуру. Под влиянием своего глубоко верующего мужа Елизавета Федоровна начала все глубже проникаться Православием.

В 1888 г. Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма Святой Марии Магдалины на Святой Земле — в Гефсимании, у подножия Елеонской горы. Великий князь был к этому времени председателем Православного палестинского общества. Пораженная красотой храма, великая княгиня произнесла, как оказалось, пророческие слова: «Как я хотела бы быть похороненной здесь».

После посещения Святой Земли Елизавета Федоровна твердо решила перейти в Православие. В январе 1891 г. она написала отцу о своем решении. В апреле накануне Пасхи, в Лазареву субботу, в домовом храме великокняжеского дворца было совершено Таинство Миропомазания великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная Церковь отмечает 5 (18) сентября.

Супруга генерал-губернатора Москвы

Елизавета Федоровна с Сергеем Александровичем,
Павлом Александровичем, племянниками Марией
и Дмитрием. 1892 г.

В 1891 г. император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Великокняжеская чета перебралась в Москву. Семья жила в доме генерал-губернатора на Тверской улице, в Александринском дворце в Нескучном и двух загородных резиденциях на Москва-реке: Ильинском и Усове.

Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество общественных обязанностей: организовывать приемы, устраивать концерты и балы, участвовать в них.
Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, посещала богадельни, приюты для беспризорных детей и везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

Это было время ее духовного роста. Почти сразу после переезда в Москву Елизавета Федоровна пережила потерю близких людей: отца и снохи — великой княгини Александры Георгиевны (супруги великого князя Павла Александровича), после смерти которой на попечение Сергею Александровичу и Елизавете Федоровне были переданы ее двое детей — Дмитрий и Мария.

 

Благотворительность. Русско-японская война

Кремлевский дворец. Мастерские для помощи фронту.
В центре — великая княгиня Елизавета Федоровна

В Москве в полной мере расцвело благотворительное служение святой Елизаветы. Дни ее были расписаны по часам. Она старалась не упускать из виду несчастных и обез-
доленных, всех нуждающихся в помощи. Она была не только замечательным организатором, но и многое делала своими руками. Такова была потребность ее души.

Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний стало устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Отсюда шли на фронт тюки с продовольствием, обмундированием, медикаментами и подарками для солдат. Великая княгиня отправляла на фронт походные церкви со всем необходимым для совершения богослужения, на собственные средства сформировала несколько санитарных поездов. В Москве устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот воинов, погибших на фронте.

Но русские войска терпели одно поражение за другим. Надвигалась первая русская революция. Великий князь Сергей Александрович был непримирим к бунтовщикам и революционерам. Правительство не поддерживало мер великого князя, и Сергей Александрович подал в отставку. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом. 1 января 1905 г. государь принял его отставку. После событий 9 января оппозиция объявила Сергея Александровича и его брата Владимира Александровича главными виновниками кровопролития. Боевая организация эсеров вынесла великому князю Сергею Александровичу смертный приговор.

Гибель мужа

Место гибели великого князя
Сергея Александровича

Елизавета Федоровна знала из анонимных писем, что супругу угрожает опасность и старалась не оставлять его одного. Сергей Александрович, напротив, заботясь о жизни других людей, даже перестал брать с собой адъютанта и велел жандармам держаться на отдалении. 5 (18) февраля 1905 г. он был убит бомбой, брошенной террористом
И. П. Каляевым. Елизавета Федоровна была во дворце и слышала взрыв. Она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Поразительны ее самообладание и забота: чтобы не огорчить умирающего кучера, Елизавета Федоровна поехала к нему в больницу, сняв траур. Кучер Андрей Алексеевич Рудинкин скончался в ту же ночь, думая, что Сергей Александрович жив.

Елизавета Федоровна в трауре. 1907 г.

Адъютант великого князя В. Ф. Джунковский вспоминает, что на второй или третий день после кончины великого князя Елизавета, движимая христианским чувством всепрощения, решилась навестить в тюрьме убийцу своего мужа. Многие в то время осуждали ее, «но кто знает великую княгиню, тот отлично поймет, что иначе великая княгиня поступить не могла, — пишет В. Ф. Джунковский. — Она, по своему характеру всепрощающая, чувствовала потребность сказать слово утешения и Каляеву, столь бесчеловечно отнявшему у нее мужа и друга». Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, надеясь на то, что убийца покается.

Из великих князей на погребении присутствовали Константин Константинович и Павел Александрович. Погребли Сергея Александровича в церкви Чудова монастыря, где в то время находились мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Здесь Елизавета Федоровна почувствовала благодатную помощь от святых мощей. Она считала впоследствии, что именно святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

Создание Марфо-Мариинской обители

Настоятельница Марфо-Мариинской
обители в своем кабинете за шитьем

В положенное время после кончины супруга Елизавета Федоровна не стала снимать траур, держала строгий пост, много молилась, на светских приемах не появлялась. Через некоторое время она приняла решение основать в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. На Большой Ордынке приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом. В самом большом, двухэтажном доме расположились столовая для сестер, кухня и другие хозяйственные помещения, во втором — церковь и больница, рядом — аптека и амбулатория для приходящих больных. В четвертом доме находилась квартира для священника — духовника обители, школьные классы для приютских девочек и библиотека.

Знаменательно посвящение созданной обители святым евангельским женам-мироносицам Марфе и Марии. Эти сестры являются образом одна деятельного, другая — молитвенного, созерцательного пути приближения к Богу. Основанная Елизаветой Федоровной обитель коренным образом отличалась от общин сестер Красного Креста, куда принимались женщины любого вероисповедания. Не была она и монастырем в классическом смысле. Это была обитель, в которой социальное служение (как мы бы сейчас сказали) было глубоко укоренено в православной вере.

Елизавета Федоровна пыталась узаконить новую форму христианского общежития. В истории был аналог такого служения — диакониссы. Великая княгиня ходатайствовала перед священноначалием о восстановлении чина диаконисс I–VIII веков. Этот вопрос обсуждался на Поместном соборе Российской Православной Церкви в 1917–1918 гг., но революция и последовавшая гражданская война не дали этим планам осуществиться.

Жизнь Марфо-Мариинской обители

9 (22) апреля 1910 г. в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих». Во время торжественной службы епископ, обращаясь к уже облаченной в сестринское одеяние великой княгине, сказал: «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Слова владыки сбылись.

Духовником Марфо-Мариинской обители, помощником и наставником настоятельницы стал протоирей Митрофан Сребрянский, будущий преподобноисповедник Сергий (1870–1948). Им был предложен проект устава общины, который был во многом близок взглядам великой княгини.

 

Сестры обители учились не только медицине, но и умению духовно наставлять опустившихся, заблудших и отчаявшихся людей. Каждое воскресенье после вечерней службы в соборе Покрова Божией Матери устраивались беседы для народа. Сюда приходили совершать богослужения и проповедовать лучшие пастыри и проповедники не только Москвы, но и многих отдаленных мест России.

Марфо-Мариинская обитель

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Утром вставала на молитву, распределяла послушания сестрам, потом работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Вечером совершала обход больных, заканчивавшийся за полночь. Ночью молилась в своей молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов.

В больнице Елизавета Федоровна ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала, облегчала страдания больных. От великой княгини исходила сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

Главной задачей сестер было посещать больных, бедных, брошенных детей, подавать им медицинскую, материальную и моральную помощь. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, оперировали всех бесплатно. При обители существовала воскресная школа для фабричных работниц. Действовали библиотека, бесплатная столовая для бедных.

Обитель получала до 12 000 прошений в год. Одним из главных мест, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елизавета Федоровна, в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, переходя от одного притона к другому, собирала сирот, уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елизаветой» или «матушкой».

Первая мировая война и две русские революции

В

Елизавета Федоровна в обители с ранеными

годы Первой мировой войны трудов у великой княгини прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Часть сестер обители были отпущены для работы в полевом госпитале. Первое время Елизавета Федоровна навещала и пленных немцев, но клевета о тайной поддержке противника заставила ее отказаться от этого.

Настоятельница обители несколько раз оказывалась на волосок от гибели, когда к воротам подступали, подстрекаемые провокаторами, «революционные» толпы, однако Господь не допустил тогда погибнуть Елизавете Федоровне.

Весной 1917 г. по поручению кайзера Вильгельма к великой княгине приезжал шведский министр и предлагал ей помощь в выезде за границу. Она ответила, что решила разделить судьбу страны и не может покинуть сестер обители в это трудное время.

Первое время после октябрьского переворота Марфо-Мариинскую обитель не трогали. Два раза в неделю к обители подъезжал грузовик с продовольствием. Выдавали и перевязочный материал, и лекарства первой необходимости. Но все вокруг были напуганы, покровители и состоятельные дарители боялись оказывать помощь обители. Великая княгиня и сестры во избежание провокаций не выходили за ворота. Духовник обители протоирей Митрофан Сребрянский каждый день служил Божественную литургию в переполненной церкви.

Келейница великой княгини,
преподобномученица
Варвара (Яковлева)

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд великой княгини Елизаветы Федоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с великой княгиней, но она не приняла его, категорически отказавшись уезжать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!»

Затем в обитель были присланы анкеты — опросные листы для тех, кто там проживал или находился на лечении. Были арестованы несколько человек из больницы. Вскоре объявили, что сирот переведут в детский дом. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, Святейший Патриарх Тихон служил в обители Божественную литургию и молебен. Это было последнее благословение Патриарха великой княгине перед ее крестным путем на Голгофу. Почти сразу после его отъезда в обитель прибыли комиссар и красноармейцы-латыши. Елизавету Федоровну арестовали. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. С дороги она написала каждой оставшейся в обители сестре.

Арест и кончина

Последний снимок. Рождество 1917 г.

Елизавету Федоровну и ее спутниц первоначально направили в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении на окраине города Алапаевска в Напольной школе вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарем Федором Михайловичем Ремезом, тремя сыновьями великого князя Константина Константиновича — Иоанном, Константином, Игорем — и сыном великого князя Павла Александровича князем Владимиром Палеем.

Сестрам, сопровождавшим настоятельницу, было предложено освобождение. Обе умоляли вернуть их к великой княгине. Варвара Яковлева заявила: она готова подписаться собственной кровью, что желает разделить судьбу великой княгини. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам.

Великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г. сбросили в шахту старого Нижне-Селимского рудника. Когда палачи сталкивали великую княгиню, она произносила молитву, сказанную на Кресте Спасителем: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34). Один крестьянин, случайный свидетель убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Скончались мученики в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Когда в Алапаевск вошли белые войска, были предприняты усилия по расследованию этого преступления. Место расправы было обнаружено, тела подняты на поверхность. Оказалось, что великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине пятнадцати метров. Рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна Константиновича. Его голова была перевязана разорванным апостольником великой княгини. Она и здесь постаралась облегчить страдания ближнего.

Преподобномученица Елизавета в своей жизни смогла соединить святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее жертвенное служение бедным, больным, сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить о необходимости служения бедным и обездоленным.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

 

 

Прославление и почитание святой Елизаветы

Останки мучеников были погребены в склепе Троицкого собора в Алапаевске, потом вывезены в Читу, где находились 6 месяцев, затем в Китай, в Пекин. Оттуда в 1921 г. останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1981 г., накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Тела новомучениц оказались частично нетленными. Они были положены в храме Марии Магдалины, где пребывают и поныне.

В 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников российских преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.

В Алапаевске ныне существуют два монастыря — женский, рядом с сохранившейся Напольной школой (местом заточения мучеников), и мужской, близ села Нижняя Синячиха, рядом с шахтой, куда были сброшены узники. Множество общин сестер милосердия в разных уголках России — от Калининграда до Владивостока — названы именем великой княгини Елизаветы Федоровны. В нашей стране и ближнем зарубежье есть несколько крупных монастырей, посвященных преподобномученице Елизавете. Действует Марфо-Мариинская обитель в Москве. Святая Елизавета стала покровительницей милосердного служения, возродившегося в современной России.

Литература

1. Вдали от мирской суеты. Нижний Новгород, 1996.

2. Великая Княгиня Елизавета Федоровна: фотоальбом. М: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2009.

3. Великая княгиня Елизавета Федоровна и император Николай II: документы и материалы (1884–1909 гг.) / Православ. Св.-Тихоновский гуманитар. ун-т, миссионер. фак. [авт.-сост. А. Б. Ефимов, Е. Ю. Ковальская; ред. Г. Б. Кремнев и др.; рук. проекта прот. Николай Соколов; коммент. Е. Ю. Ковальская]. СПб.: Алетея. Историческая книга, 2009.
4. Волошун П. В. Блаженны милостивые: благотворительная деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Даръ, 2010.

5. Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный. Жизнеописание великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2001.

6. Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны М.: Москвоведение, 2004.

7. Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует… Культура благотворения великой княгини Елизаветы Федоровны. М.: Индрик, 2008.

8. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия, в хронике событий / авт.-сост. Л. В. Куликова. М., 2011.

9. Маерова В. Елизавета Федоровна. 2-е изд., испр. и доп. М.: Захаров, 2003.

10. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. 2-е изд. М., 1996.

11. Миллер Л. П. Святая мученица Российская великая княгиня Елизавета Федоровна. 5-е изд. М.: Паломник, 2013.

12. Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны к императрице Марии Федоровне, императору Николаю II, великой княжне Ольге Николаевне, великому князю Сергею Александровичу, великому князю Павлу Александровичу, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой, князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-младшему / сост. Т. В. Коршунова и др.; коммент. О. С. Трофимова. М.: Православное сестричество во имя преподобномученицы Елизаветы, 2011.

13. Шаргунов Александр, протоиерей. Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М.: Хронос-Пресс, 2001.

Составитель — сестра милосердия Сестричества во имя прмц. Елизаветы в Лахте Н. В. Слепкова

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью