Церковно-медицинский журнал

История преподавания медицины в духовных учебных заведениях России

Автор:Иеромонах Дамиан (Воронов)
25 Июля 2022

 


Иеромонах ДАМИАН (Воронов),
преподаватель кафедры богословия
Московской духовной академии

 


 

В конце XVII в. император Петр I (1672–1725) принимает решение о превращении основанной в 1685 г. Московской Славяно-греко-латинской академии в университет с уникальной программой образования, согласно которой выпускники должны были поступать «…в церковную службу и гражданскую, воинствовать, знать строение и докторское врачевское искусство» (Петр I Патриарху Адриану [1]).

Однако идея великого преобразователя не была осуществлена. Стали появляться специальные школы: навигацкая, артиллерийская, инженерная, медицинская и другие. Хотя духовные академии существовали отдельно от университетов, они никогда не были изолированы от них и вместе с ними служили делу русской культуры. Для просвещения народа была необходима сеть средних и начальных школ.

Уже в последние годы царствования Петра I были открыты епархиальные школы, позднее превратившиеся в духовные семинарии. По отношению к этим школам духовные академии были педагогическими институтами. Значение этой сети духовных школ было очень велико.

Вплоть до конца восемнадцатого века абсолютное большинство учеников государственных школ составляли воспитанники духовных учебных заведений. Из них очень многие и в это, и в последующее время избирали светское поприще: шли в университеты или в другие высшие светские учреждения. Общеобразовательная гуманитарная подготовка, полученная в духовных школах, способствовала не только развитию широты взглядов их воспитанников, но и была важным подготовительным этапом для перехода на другие поприща.

История русской медицины тесно связана с историей Московской духовной академии. Открывавшиеся при Петре I госпитальные школы комплектовались по большей части выпускниками Славяно-греко-латинской академии. Кстати сказать, все медицинские учреждения до 1765 г. находились в ведении Святейшего Правительствующего Синода.

Медицинские училища принимали тех учеников академии, которые уже владели латинским языком. До конца XVIII в. почти ежегодно около пятнадцати студентов академии направлялись или в Петербург, или в Московскую госпитальную школу.

Медицинская подготовка признавалась необходимой и для тех, кто в дальнейшем хотел посвятить себя медицине, и для избравших путь пастырского служения. Вспомним некоторых медиков, вышедших из стен Московской духовной академии.

Петр Васильевич Постников (1666–1702) — первый русский доктор медицины и философии, сын чиновника Министерства иностранных дел. Весной 1692 г. по царскому указу был направлен в Падуанский университет, уже в 1694 г. получил там степень доктора медицины и философии с наилучшей характеристикой. В 1695 г. продолжил изучение медицины в Парижском университете, а еще через год — в Лейденском. Однако ему почти не пришлось применить свои медицинские познания. Как человек, знающий иностранные языки, он был определен на службу в Посольский приказ, семь лет провел в дипломатических заграничных миссиях. Кроме дипломатических обязанностей, Постников занимался наймом докторов на русскую службу, закупкой лекарств, приобретением книг по многим отраслям знаний.

Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802) был первым российским профессором медицины Московского университета. При самом открытии университета в 1755 г. он поступил туда из Славяно-греко-латинской академии. Изучал философию, право и филологию. По окончании университета был послан учиться медицине за границу и получил в Лейдене докторскую степень. Вернувшись на Родину, был назначен профессором. В 1784 г. за заслуги в деле выработки медицинской терминологии избран действительным членом Российской академии. Славился как блестящий лектор и как хороший квалифицированный врач.

Григорий Яковлевич Высотский (1838–1848) обучался в Московской духовной академии с 1790 по 1804 гг., когда перешел в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Был профессором Московской медико-хирургической академии, президентом Физико-медицинского общества, главным доктором Мариинской московской больницы. Это был прекрасный врач и замечательный человек [2].

В духовных учебных заведениях Российской империи в XIX и XX вв. воспитанников обучали основам первой медицинской помощи, что было возможным благодаря слаженной работе Свешенного Синода и органов государственной власти. С 1848 по 1856 гг. было подготовлено и выпущено около тридцати тысяч священнослужителей, способных оказывать первую медицинскую помощь населению, что снизило инвалидизацию среди крестьян, страдавших от чесотки, воспалительных заболеваний глаз, травм и повреждений конечностей.

При императоре Павле I (1754–1801) было сформулировано предложение о подготовке специальной литературы в жанре наставлений для широкой общественности с описанием заболеваний и списком лекарственных растений, используя которые крестьяне сами могли бы приготовить лекарство.

Вопрос оказания медицинской помощи крестьянам вновь был поднят слободским священником Ильей Морозовым в 1802 г., обратившимся с письмом к императору Александру I (1777–1825). Священник выступил с инициативой ввести преподавание азов медицины в богословских и философских классах духовных учебных заведений, особо отметив бедственное положение крестьян, связанное с практически полной невозможностью получения ими медицинской помощи. Предложение было поддержано императором, и 17 июля 1802 г. был издан указ «О замене в селениях недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах нужных к сему познаний» [3], согласно которому врачи направлялись в духовные учебные заведения для преподавания медицины до тех пор, пока сами семинарии не подготовят штат собственных преподавателей, а семинарии в свою очередь направляли воспитанников в медико-хирургические академии для обучения медицине в полном объеме.

Вслед за указом императора Священный Синод издает указ о «О заведении в семинариях обучения медицинским наукам» [4], исполнять который предписывалось архиереям Московской синодальной конторы, осуществлявшей отбор воспитанников духовных учебных заведений и сотрудничавшей с врачебными конторами по вопросам преподавания медицины в семинариях. Преподавание велось трижды в неделю по одному–два часа по лучшим учебным пособиям того времени, большинство из которых уже было переведено на русский язык и использовалось на медицинском факультете Московского университета и в медико-хирургических академиях: «Руководство по анатомии» Ю. Х. Лодера, «Физиология или Наука о естестве человеческом» И. Ф. Блуменбаха, «Начальные основания врачебной патологии» И. Д. Гауба, «Начальные основы врачебной науки» Г. Гуме, «Ботаника» Карла Линнея.

К сожалению, в 1808 г. из-за острой нехватки преподавателей Александр I издал указ об отмене преподавания основ медицины в духовных учебных заведениях [5]. К доброму начинанию вновь вернулись лишь во второй половине 30-х гг. XIX в. В феврале 1837 г. помещик Костромской и Ярославской губернии статский советник Аладов направил императору Николаю I (1796–1855) всеподданнейшее прошение об учреждении в семинариях особых отделений для преподавания медицинских наук [5]. Однако в 1837 г. на заседании медицинского совета Министерства внутренних дел прошение Аладова было отклонено. Тем не менее идея подготовки сельских лекарей не погибла, и осенью 1838 г. по инициативе министра государственных имуществ П. Д. Киселёва император Николай I принимает решение о своевременности возобновления обучения медицине сельских священников [6]. Замысел Киселёва сводился к тому, чтобы выпускники семинарий могли оказывать самостоятельно не только первую медицинскую помощь крестьянам, но и организовывать на местах работу фельдшеров, подготовка которых по плану Киселёва была возложена на Министерство государственных имуществ.

Весь объем знаний, который по мнению медицинского совета должны были освоить семинаристы, включал три основных раздела:

1) диагностика и лечение «простых» внутренних и наружных болезней «простыми» домашними средствами;

2) обучение приготовлению «простых» домашних лекарств и объяснение их лечебного действия

3) обучение навыкам оказания неотложной медицинской помощи «мнимоумершим, угоревшим, отравленным, утопшим, замерзшим, задохнувшимся и проч.».

Опытным врачам вменялось не только читать теоретические лекции, но и совмещать их с курацией больных. Согласованное решение всех заинтересованных сторон было представлено императору, утвердившему его в 1840 г., положив начало преподаванию основ медицины в семинариях Московского и Казанского учебных округов, а в 1841 г. — в семинариях Киевского и Санкт-Петербургского учебных округов [6].

Трудами святителя Иннокентия (Вениаминова) в 1841 г. на острове Баранова (или острове Ситка) на юго-востоке штата Аляска была основана Новоархангельская семинария. Здесь медицину семинаристам преподавали местные врачи и служившие в Российско-американской компании [7]. Докладывая графу Протасову о первом выпуске семинарии, святитель Иннокентий писал, что перворазрядные ее выпускники «медицину знают так, как, полагаю, ни в одной семинарии не знают» [8].
Из-за отсутствия специального учебного пособия для преподавания основ медицины возникли трудности с дальнейшим осуществлением масштабного проекта. В 1844 г. выходит в свет «Врачебно-народное наставление для духовных училищ» профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, первого русского педиатра, основоположника научной гигиены С. Ф. Хотовицкого [9]. Этот труд включал два основных раздела: в первом порицалось слепое следование народным суевериям и широко распространенным предрассудкам по отношению к больным, разъяснялась опасность самолечения; во втором давалось краткое описание приемов оказания первой доврачебной помощи. Экземпляр этого труда, хранящийся в библиотеке Московской духовной академии, свидетельствует о простом, ясном и доступном описании всех необходимых мероприятий.

Уже в 1845 г., ввиду появления данного учебника, открываются специальные классы медицины во всех сорока пяти духовных семинариях, существовавших на тот момент в Российской империи. Согласно наставлению С. Ф. Хотовицкого, преподавание осуществлялось штатскими врачами при семинарских больницах либо медицинскими чиновниками территориальных врачебных управ.

Из официальных отчетов обер-прокурора Священного Синода следовало, что ежегодно в духовных учебных заведениях медицинскую подготовку проходили до четырех тысяч воспитанников. Так, с 1845 по 1866 гг. около 38 тысяч выпускников семинарий были обучены основам доврачебной помощи и были способны оказать ее населению.
Преподавание основ медицины было отменено в семинариях в 1866 г. из-за масштабной реформы духовного образования, осуществленной годом позже. В 80-х и 90-х гг. XIX в. преподавание гигиены и основ медицины еще продолжалось в 27 из 49 действовавших на тот момент семинариях, однако не имело системного характера. Важной задачей для воспитанников духовных учебных заведений было научение мерам и способам лечения и предотвращения народного пьянства, что нашло свое отражение в указе Святейшего Синода 1909 г., обращенном к епархиальному и приходскому духовенству.

Несмотря на упразднение в 1866 г. курса основ медицины в духовных учебных заведениях, потребность в выпускниках, имеющих специальные знания и навыки доврачебной помощи, была высока, а в некоторых семинариях гигиена и основы медицины преподавались вплоть до 1919 г.

Литература

1. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. XV. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1851–1879. C. 13–45.
2. Асмус В., диакон. Место Московской духовной академии в истории русской культуры // Богословские труды. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1986.
3. О замене в селениях недостатка врачебных учреждений заведением в духовных училищах к сему познаний (№ 20.334) // Полное собрание законов Российской империи 1802–1803 гг. Т. 27 СПб., 1802.
4. О заведении в семинариях обучения медицинским наукам (№ 20.346) // Полное собрание законов Российской империи 1802–1803 гг. Т. 27. СПб., 1802.
5. Олейникова В. С. Первая попытка введения преподавания медицинских дисциплин в духовных академиях и семинариях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. Т. 24. № 5. С. 317–320.
6. Затравкин С. Н., Олейникова В. С. Организация системы обучения основам медицины в духовных семинариях (1837–1866) // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2018. Т. 26. № 1. С. 53–58.
7. Колыванов Г. Е. Духовные семинарии в России в 1880–1920 гг.: диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 1999. C. 55.
8. Сообщения преосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского г. Обер-Прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову о Новоархангельской Семинарии // Православный собеседник. 1907. Январь. С. 141–142.
9. Хотовицкий С. Ф. Врачебно-народное наставление для духовных училищ. СПб.: 1844. 77 c.

Двадцать первый выпуск журнала «Церковь и медицина» посвящен важному событию для православной медицинской общественности, состоявшемуся в 2021 г. — VI Всероссийскому съезду православных врачей в рамках XXI Международных образовательных чтений. Актуальной темой, нашедшей отражение в журнале, стали вопросы эпидемиологии, диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции. Второй ведущей темой медицинского форума стали проблемы биомедицинской этики в современном мире, уходящие своими корнями в различные пласты Российской и общемировой истории. О наиболее значимых православных медицинских конференциях и других событиях, состоявшихся в нашей стране с мая по декабрь 2021 г., сообщается в публикациях рубрики «События, факты, комментарии»

Читать анонс полностью