Церковно-медицинский журнал

Трансгуманизм. Проблемы взаимоотношения врача и пациента вчера, сегодня, завтра

Автор:Т. Н. КОЖЕВНИКОВА
25 Марта 2020

Проблема взаимоотношений врача и пациента появилась вместе с медициной и до настоящего времени остается одной из главных проблем в медицине.

Веками врачевание считалось уникальной профессией. В обществе врачи были наиболее образованными людьми.

Со времен Гиппократа было принято считать, что нравственная культура врача — это не просто добродетель, но и качество, определяющее его профессионализм. Социально-историческую трактовку этого понятия можно встретить у Н. А. Бердяева, который считал, что «профессиональная культура — это совокупность норм, правил и моделей поведения людей — относительно замкнутая область, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях разделения труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры, действуют два начала: консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности» [1].

Современная медицина получает реальную возможность «давать» жизнь (методы искусственного оплодотворения), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать «время» смерти (реанимация, трансплантация, геронтология) и т. д. Проблемы, связанные с применением новых биотехнологий, безусловно, должны рассматриваться и решаться с учетом сложившихся в стране культурных и нравственных традиций, формирующих морально-этическое самосознание врача, а также с учетом мнения ведущих религиозных конфессий. Однако исследования, проведенные доктором медицинских наук протоиереем Сергием Филимоновым и профессором Г. Л. Микиртичан, показали, что взгляды многих врачей на современные биотехнологии еще окончательно не сформированы и не имеют твердого нравственного обоснования [2].

В связи с этим необходимо обратить внимание на истинное понимание такой философской концепции, как трансгумманизм.

Трансгуманизм — это философская концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными (страданий, болезней, старения и смерти).

Впервые слово трансгуманизм использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии» в 1312 г.

Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. Художник Г. Доре, 1861–1869 гг.

В 1927 г. биолог-эволюционист Дж. Хаксли дал определение этому явлению, обозначив его как новую идеологию, «веру» для человечества, входящего в новую волну научно-технической революции.

Русский изобретатель С. Н. Корсаков изучал перспективы усиления разума человека с помощью специальных устройств, что в дальнейшем получило развитие в работах Ф. Виллард и Н. Ф. Фёдорова.

Семён Николаевич Корсаков (1787–1853) — пионер русской кибернетики. Основное стремление С. Н. Корсакова — усиление возможностей разума посредством разработки научных методов и специальных устройств. Изобрел и сконструировал ряд действующих механических устройств, функционирующих на основе перфорированных таблиц и предназначенных для задач информационного поиска и классификации. В 1832 г. представил свои изобретения на суд Императорской академии наук, однако не получил официальной поддержки. В заключении комиссии говорилось: «Г-н Корсаков потратил слишком много разума на то, чтобы научить других обходиться без разума».

В 2009 г. теоретико-множественная интерпретация работы машин Корсакова обсуждалась на научной сессии МИФИ. Уже в первой половине XIX в. машины Корсакова реализовывали основные операции с множествами, то есть базис, лежащий в основе дискретной математики. На кафедре кибернетики МИФИ была выполнена визуализация работы «интеллектуальных машин» Корсакова.

В своей работе 1957 г. «In New Bottles for New Wine» Хаксли вновь обращается к вопросам трансгуманизма, и этот год стал датой официального рождения трансгуманизма.

В 1962 г. выходят работы Р. Эттингера и Э. Купера — оснвоположников становления крионики. В 1972 г. Р. Эттингер расширяет эти идеи, которые подхватывает футуролог Ферейдун М. Эсфендиари и излагает теорию о людях, которые используют достижения науки для перехода к «постчеловеческой» форме существования (его концепция изложена в 1989 г).

В 1998 г. философы Н. Бостром и Д. Пирс основали Всемирную организацию трансгуманистов.

В 2003 г. организовано Российское трансгуманистическое движение, и в 2005 г. состоялся первый семинар трансгуманистов.

В 2012 г. первым проявлением трансгуманитарной политики стало создание «Партии продления жизни».

В 2014 г. было создано политическое движение, называющее себя Космической партией и считающее себя трансгуманистами. В 2015 г. началось формирование движения в Европе.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма. Мечтал воскресить людей, с помощью науки собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими. Предвидел то, что во второй половине XX в. стали называть «экологическими глобальными проблемами» и «экологическим мышлением». Неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России. Был верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В Святой Троице усматривал корень грядущего бессмертия человека. В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки.

Главная цель трансгуманистов — с помощью научно-технического прогресса добиться фундаментальных изменений в человеке:

  • увеличить его умственные, физические и психологические возможности;
  • ликвидировать старение;
  • достичь бессмертия;
  • радикально уменьшить страдания и увеличить уровень счастья человека;
  • противостоять государственным инициативам, ограничивающим передовые научные исследования.

Главное возражение оппонентов трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания — постепенной утраты человеком своей видовой, сексуальной, социальной и духовной самоидентификации еще до практического вмешательства в природу собственного тела, уже в ходе размышления над самой возможностью этого.

Позиция православных врачей заключается в признании врачами важной роли религии в формировании этической составляющей общественного сознания, что поддерживает интерес к мнению Русской Православной Церкви по различным проблемам биомедицинской этики.

Наиболее ярко этическая направленность учения о биосоциальной природе человека прослеживается, по мнению Н. А. Агеевой, в работах А. А. Ухтомского. Человек мыслится им в постоянном процессе становления, и прежде всего, становления духовного, где нравственность является одним из естественнейших и биологически оправданных законов жизни человека [3]. Концепция Ухтомского органически примиряет вещи, долгое время казавшиеся непримиримыми: знание и веру, науку и религию, раскрывает роль идей и идеалов как естественных законов бытия человека, как высших социальных и духовных ориентиров человеческого общежития, обеспечивающих его духовное и телесное здоровье.

Осмысление многих проблем современной медицины с точки зрения православного вероучения дано митрополитом Антонием Сурожским. В его работах показано православное отношение к болезни и больному, смерти, приводятся размышления о пастырской роли врача. Дается взгляд на проблемы аборта, репродуктивных технологий, пренатальную диагностику и методы генетики, эвтаназию, трансплантацию органов и тканей.

Алексей Алексеевич Ухтомский, князь (1875–1942) — русский и советский физиолог, академик Академии наук СССР (1935).

Главным открытием Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты — теорию, способную объяснить некоторые фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. Описал принцип доминанты в работе «Доминанта как рабочий принцип нервных центров». Под «доминантой» Ухтомский и его последователи понимали «более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения сигналы служат усилению (подтверждению) возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко разлиты явления торможения».

В 1921 г. тайно принял монашеский постриг с именем Алипий. Был старостой и клириком Никольской единоверческой церкви в Петрограде, на ул. Марата. Служил там в сане иеромонаха до ее закрытия в 1923 г. Много сделал для воссоединения старообрядцев-единоверцев в Русскую Православную Церковь.

Происходящие в обществе и Церкви изменения потребовали выработать всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы православный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом. Таким документом стали Основы Социальной концепции РПЦ, принятые на Юбилейном Архирейском Соборе 2000 г. Она разделена на 16 важных разделов, раздел 12 представляет концепцию РПЦ по вопросам биоэтики («Проблемы биоэтики»).

Значительный вклад в исследование данных проблем внесли труды профессора И. В. Силуяновой, где с позиций православия и русской религиозной философии рассматриваются все современные биотехнологии, а также проблемы взаимоотношений врача и пациента.

Врачевание — одна из самых «благословеннейших» профессий. По сути, врач ежедневно творит добро и занимается богоугодным делом, выполняя заповедь «Возлюби ближнего своего».

Поведение врача обычно является отражением отношения к нему общества и больных. Взаимоотношения эти не являются постоянными, но, независимо от каких-либо факторов, врач обязан нести тем, кто к нему обращается, добро, а пациенту следует относиться к врачу уважительно и доверительно.

Между тем психологические особенности современного пациента таковы:

  • возросшая образованность, не всегда совпадающая с культурой и интелегентностью;
  • переоценка своего понимания проблем медицины;
  • признание и понимание важности профилактики на словах при частом игнорировании ее на деле;
  • склонность к самолечению;
  • обостренный интерес к ненаучным методам диагностики и лечения;
  • несоизмеримость заявляемых и реальных результатов.

У пациента выработалась определенная психология — ожидания одной таблетки от всех болезней и желательно даром.

Все большее и большее количество пациентов хотят участвовать в процессе принятия решений, выбора тактики лечения.

Медицина обязана подсказывать приоритетные направления и пути совершенствования в медицине, но врач не бросит курить за пациента, не будет заниматься за него физкультурой и спортом. За свое здоровье в первую очередь ответственен сам Человек [4].

О. М. Лесняк предлагает следующие модели взаимоотношения врача и пациента:

  • активно-пассивная: основана на представлении, что врач лучше знает, что нужно больному;
  • покровительственная: больному сообщается только та информация, которая необходима по мнению врача;
  • информативная: врач информирует пациента, а тот принимает решение самостоятельно;
  • интерпретивная: пациент принимает сам решение с учетом уточнений врача о его состоянии здоровья;
  • совещательная (договорная), наиболее оптимальная: врач активно влияет на состояние пациента и помогает ему принять правильное решение [5].

В современной действительности многие пациенты оказались социально незащищенными. На фоне все более зримого расслоения общества, диктата экономических факторов, страха потерять работу, пациенты стараются избежать обращения к врачу, особенно госпитализации, с другой стороны — не в силах приобрести необходимые лекарства.
Изменились условия жизни и работы врачей. Широко распространенная частная практика рассчитана на хорошо обеспеченные слои населения, но, к сожалению, при ультрасовременной аппаратуре в частных клиниках не всегда работают достаточно квалифицированные специалисты.

Имеет место все больший отход от классических методов диагностики с переоценкой значимости аппаратно-инструментальных данных.
Между тем исследования, выполненные в разных странах, показали, что диагноз по данным анамнеза устанавливается более чем в 50%, на основании физикального обследования в 30%, по лабораторно-инструментальным данным 15–20%.
Материальное положение врачей оставляет желать лучшего. Врач работает с оглядкой на администрацию, которая диктует примитивно-упрощенный экономический подход к врачеванию. Имеет место все больший отход от классических методов диагностики с переоценкой значимости аппаратно-инструментальных данных.

В ХХI в. нелепо противопоставлять достижения научной революции и классические методы диагностики, но если говорить о взаимоотношениях врача и больного, то начинаются они не с аппарата, не с анализа, а с умения врача разговаривать с пациентом, расположить его к себе, заслужить доверие. «Служение врача есть служение любви и сострадания, если этого нет, значит нет главного двигателя, нет души и нет сердца» — писал в работе «Путь к очевидности» И. Ильин.

Трудно представить, но уже в недалеком будущем процедура визита к врачу кардинально изменится. Вместо доктора пациент будет общаться с роботизированной программой, которая сможет диагностировать 95% заболеваний. Дальнейшее развитие роботизированных систем оказания медицинской помощи, интерфейсов и средств связи приведет к тому, что в будущем можно будет исключить большую часть визитов к врачу, а значит, уйдет в небытие и живое человеческое общение врача и пациента. В медицине будущего вместо проблемы взаимоотношения врача и пациента будет стоять проблема взаимоотношений человека и робота [6]. Можно предположить, как это отразится на исцелении, так как всем известно, что врач лечит не только делом, но и словом.

Таким образом, в настоящее время имеет место все большая тенденция к дегуманизации медицины, при которой игнорируются психологические, типологические, характериологические особенности пациента.

Главное, о чем не стоит забывать, — это о помощи Божией. И сами пациенты, и их родственники должны с молитвой обращаться к Господу, не забывать о спасительных Таинствах — тогда и неизбежные тяготы пребывания в болезни будут переноситься гораздо легче. Очень важно, что часто первым, кто направляет пациента на путь именно духовного исцеления, бывает православный врач.

Одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиною духовных наслаждений, и одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге.

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Не каждый врач способен отнестись к пациенту с христианской любовью. Но то, что врач должен видеть своих пациентов не просто глазами, а умом, душой, понимать, кто перед ним и что нужно сделать, чтобы ему помочь, — это безусловно.

Отношение к пациенту должно быть осознанным, а не технологизированным. Далеко шагнувший научно-технический прогресс наряду с созданием современных способов и методов диагностики, новых фармакологических препаратов создал грозное оружие сильнейшей разрушительной силы, угрожающее жизни и здоровью людей [7, 8].

Несомненно, что по мере совершенствования новых технологий в медицине будут возникать новые этические и правовые проблемы, но следует помнить, что врач всегда должен руководствоваться принципом «Не навреди!».

Литература

  1. Бердяев Н. А. Философия неравенства: письма к недругам по социальной философии. Письмо 13-е. О культуре // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. С. 220.
  2.  Протоиерей Сергий Филимонов, Микиртичан Г. Л. Взгляды врачей на некоторые новые биотехнологии в зависимости от отношения к православию // Милосердие.ру [электронный ресурс]. URL: miloserdie.ru/article/vzglyady-vrachej-na-nekotorye-novye-biotehnologii-v-zavisimosti-ot-otnosheniya-k-pravoslaviyu/ (дата обращения: 17.12.2019).
  3. Агеева Н. А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5.
  4. Эльштейн Н. В. Взаимоотношения врача и пациента в меняющемся времени // Русский медицинский журнал. 1996. Т. 3. № 6. С. 1–6. URL: rmj.ru/rmj/t3/n6/2.htm (дата обращения: 17.12.2019).
  5. Лесняк О. М. Психология отношений между врачом и пациентом. Навыки общения в работе врача общей практики. Екатеринбург: УГМА, 2004.
  6. Введенская Е. В. Взаимоотношения врача и пациента в медицине будущего // Церковь и медицина. 2019. № 1. С. 34–38.
  7. Полякова Р. В., Маршалок О. И. Взаимоотношения врач-больной. Этические проблемы // Современные проблемы науки и образования». 2012. № 6. URL: science-education.ru/ru/article/view?id=8056 (дата обращения: 17.12.2019).
  8. Федеральный закон № 223 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Росийской Федерации» от 28 июня 2016 г.

Важным событием ушедшего 2019 г. для журнала «Церковь и медицина» стало его вхождение в РИНЦ (российский индекс научного цитирования). В связи с этим в оформление статей введены элементы классификации, способствующие точному и быстрому нахождению текстов поисковыми системами. В новом, девятнадцатом, выпуске журнала опубликованы материалы XXVII Международных образовательных Рождественских чтений. В разделе, посвященном работе секции ОПВР «Роль наследия святых целителей и докторов в формировании личности современного врача», представлены тексты прозвучавших докладов. Сквозная тема номера — наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — затрагивается как в статьях по докладам Рождественских чтений, так и в исторических материалах, в рубрике «События, факты, комментарии». Одна из ведущих тем выпуска — отношения врача и пациента. Этим вопросам посвящен ряд публикаций в разделах журнала: в первую очередь материалы работы секции ОПВР в рамках Рождественских чтений, в также в разделе «Милосердное служение». Рубрика «Практические вопросы современной медицины» представляет статьи, в которых рассматриваются вопросы, актуальные для врачей разных специальностей. Они подготовлены авторами на основе своих докладов на заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга. С православными медицинскими конференциями и чтениями, прошедшими в разных городах России: Смоленске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Курске, знакомят материалы рубрики «События, факты, комментарии».

Читать анонс полностью