Церковно-медицинский журнал

Роль духовного наследия Святителя Луки Крымского в формировании нравственной позиции врача

Автор:Архимандрит Филипп (ФИЛИППОВ)
27 Марта 2020

Врач изначально обязан следовать заповеди любви к ближнему. Без этого невозможно искусство врачевания. Это понимал уже Гиппократ, что и было зафиксировано в его Клятве врача. Хотя написана она была задолго до христианства, она остается до сих пор для врача эталоном сострадания по основанию непротиворечивого единства с христианским пониманием любви как основы служения ближнему. Христианское отношение к Клятве Гиппократа, в которой говорится об отношении к учителю, к тому, кто научил искусству врачевания, как бы реализует этот исходный принцип Клятвы, свидетельствуя о воплощении признательности к трудам предшествующих поколений врачей, воплощающих в своих трудах любовь, милосердие и сострадание к человеку.

Врач — это единственная профессия, изначально предполагающая исполнение заповеди любви к ближнему. Но это исполнение — трудная задача. Как ее выполнить? Гиппократ как бы задал образцы профессии. Христианство предлагает врачу пути и ключи к их реальному воплощению в практическом служении.

Каковы же они? Какие правила необходимо соблюсти, чтобы исполнить врачебное служение? Обратимся к наследию христианской мудрости.

1. Первое и непременное правило — установка на делание добрых дел сегодня, сейчас, не откладывая на следующий раз или грядущий день.

«Что пользы человеку от вчерашней сытости, если он голоден сегодня? Так и душе не в пользу вчерашнее доброе дело, если сегодня оставлено исполнение правды» (свт. Василий Великий) [1].

2. Второе непременное правило врачевания — непрерывное служение, ежедневное совершение добрых дел и восхождение по ступенькам духовного возрастания.

«Добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться (преуспевать) и возрастать в силе и плодотворности» (свт. Феофан Затворник) [2].

3. Следующее правило — бескорыстие к любому пациенту, который оказался перед врачом.

Наилучший образец бескорыстного милосердия представил Иисус Христос в притче «О милосердном самарянине».

Выздоровление пациента и есть главная земная награда для врача.

4. Правило целостности терапии.

«Терапия (врачевание) всего человека... В аспекте человека как микрокосма это победа духа над плотью, стяжание нетленного вместо тленного» (митрополит Иерофей (Влахос)) [3].

5. Жертвенность. Только жертвуя собой, своими личными чувствами, суетными делами и попечениями, врач может по-настоящему помочь и страдающему человеку, и самому себе в своем служении.

К этому надо готовиться еще в детстве. Не может быть случайного врачевателя. Это профессия даруется Богом только любящему человеку.

«В лице другого мы должны видеть Христа и должны испытывать такую любовь, чтобы быть готовыми даже пожертвовать ради него своей жизнью» (прп. Симеон Новый Богослов) [4].

Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.

6. Быть простым и понятным страдающему человеку, ожидающему милости и сострадания. Примером в этом нам является святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

«Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» (свт. Лука (Войно-Ясенецкий)) [5].

7. Стать попечителем пациента, любящим отцом, относящимся к страждущим строго, но справедливо и честно.

Глубоко христианским стало и отношение врача к пациенту, получившее название «патернализм». В корне понятия — слове pater (лат. — отец) — фиксировалась его суть. И. В. Силуянова говорит о том, что врач становится как бы отцом, заботящимся о пациенте, как о своем ребенке [6]. Он сострадает больному, помогает ему, берет ответственность за принимаемые решения по его лечению. Такой подход помогает врачу любить и быть исполнителем Заповеди Христовой о любви.

Итак, это способы и правила выполнения врачебного служения.

Особого внимания заслуживает опыт врачевания святителя Луки (Войно-Ясенецкого), известнейшего хирурга и архипастыря Русской Православной Церкви. В своем труде «Дух, душа и тело» он обобщает, что нужно знать врачу, чтобы достичь полезного результата в лечении.

Святитель Лука выделяет три фактора, имеющих непосредственное отношение к выздоровлению пациента:

  • первый — это вера врача и пациента. «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей, поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его — будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23).

Краеугольным камнем, то есть устойчивым фундаментом уклада жизни и образа мысли для врача является вера.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: „ты имеешь веру, а я имею дела“: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2, 14);

  • второй фактор — это формирование доверия пациента к врачу. Святитель Лука пишет: «Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьезности его болезни, глубоко определяют исход болезни» [7];
  • третий фактор — непосредственное участие самого врача в формировании доверия к нему у пациента. Профессия врача непосредственно связана с понятиями «доброделания» и «добродетели», о которой святой Максим Исповедник пишет так: «Всякая добродетель безначальна, и время не предшествует ей, поскольку она имеет от вечности своим Родителем единственнейшего Бога» [8].
Прижизненное издание
«Очерков гнойной хирургии»
архиепископа Луки
(В. Ф. Войно-Ясенецкого)

Известнейший хирург святитель Лука за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть „случая“, — говорил он, — а только живой страдающий человек». Примером истинного врачебного искусства является и завет святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».

Каждый приступающий к врачеванию, несомненно, должен помнить Заповеди блаженства, данные Спасителем в Нагорней проповеди для формирования доверия пациента. Для врача должна быть особо важна заповедь милости к пациенту, ведь именно на этом зиждется все искусство врачевания.

Христианская любовь и милосердие должны быть привычным образом его жизни, добрые дела не должны им замечаться и записываться для похвалы и тщеславия. Врач должен творить духовные и телесные милости ежечасно и ежеминутно. Это и есть истинное христианское служение ближним.

О милостях, которые мы должны творить для спасения нашей души, нам напоминает Православный катехизис.

Дела милости телесной следующие:

  • питать алчущих,
  • напоить жаждущего,
  • одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде,
  • посетить находящегося в темнице,
  • посещать больных, странника принять в дом и успокоить,
  • погребать умерших в бедности.

Духовные дела милости суть следующие:

  • увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Мф. 5, 20),
  • неведующего научить истине и добру,
  • подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности,
  • молиться за него Богу,
  • утешить печального,
  • не воздавать за зло, которое сделали нам другие,
  • от сердца прощать обиды [9].

Священное Писание становится для врача еще одним учебником. И, пожалуй, главным пособием для ежедневного совершенствования и понуждения себя к милосердию и любви. Да, именно понуждению, потому что любить и сострадать очень сложно. Это подвиг, на который способен не каждый. Но этот незаметный для окружающих подвиг и повседневное христианское служение становятся для врача пропуском в вечную жизнь со Христом.

Обратимся еще раз к поучительным для врача словам Нового Завета.

«Лицемер, как ты можешь любить Бога, которого не видишь, если ненавидишь брата своего человека, который около тебя? Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин. 4, 20).

«Возлюбить Бога всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и возлюбить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12, 33).

Прп. Макарий Великий так толкует эту евангельскую мысль:

«Итак, великие обетования вечной жизни требуют подвига и великих трудов, потому что человеку необходимо всего себя целиком отдать Богу, как написано: „Всем сердцем и всею силою и всею крепостию“, — и всею волею и умом принести себя в жертву и распять себя, душою и телом пребывая в последовательном и беспрерывном исполнении всех святых заповедей, чтобы таким образом сподобиться получить жизнь, обетованную любящим Бога, и удостоиться вечного Царства; потому что если в земном и тленном и преходящем царстве люди предпринимают большие труды и подвиги, трудясь с великим потом и изнурением себя, имея цель достичь того, к чему они стремятся, и войти в честь и славу мимотекущего начальствования (или: царствования), то насколько больше подобает всей душою с радостью трудиться и изнемогать ради достижения вечного и непреходящего царствования, для наследования такой великой и бессмертной славы» [10]. И в этом утверждении и есть высочайший смысл и заветная вершина врачебного искусства и служения.

Архиепископ Лука после службы у собора Святой Троицы. Симферополь. 1953 г.

Велика роль наследия святителя Луки Крымского в воспитании нравственной позиции современного врача. Его труды несомненно должны использоваться как в учебном процессе медицинских образовательных учреждений, так и в клинической практике современного российского врача. Это позволит возродить славные традиции отечественной школы врачевания.

Литература

1. Святитель Василий Великий. Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901. С. 91.

2. Епископ Феофан (Говоров). Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890. C. 24–25.

3. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Сергиев Посад.: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2018.

4. Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические / Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998.

5. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание: Автобиография. М.: Сибирская благозвонница, 2019.

6. Силуянова И. В. Биомедицинская этика / Учебник и практикум для академического бакавриата. М.: Юрайт, 2016.

7. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Благовест, 2018.

8. Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 1. 48 // Избранные творения. М.: Паломник, 2004. С. 299.

9. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Сост.: свт. Филарет (Дроздов). М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.

10. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008.

Этот номер — отклик на важное событие в жизни православных врачей, которым стала III Международная научно-практическая конференция «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы современности», состоявшаяся в рамках Санкт-Петербургского Церковно-медицинского форума в интернет-формате.

Читать анонс полностью