Церковно-медицинский журнал

«Диалог любви» как духовная основа служения Покровского сестричества в Доме милосердия в Сергиево

Автор:Протоиерей Валерий Швецов
21 Февраля 2018

В 1891 г., в канцелярию Санкт-Петербургского генерал-губернатора было подано прошение почетного гражданина Г.  В. Егорова о постройке дома для Православного благотворительного общества ревнителей веры и милосердия в слободе Александрово близ станции Сергиево, своим появлением обязанной расположенному по соседству монастырю Троице-Сергиева Пустынь. 

Проект Дома составил староста Исаакиевского собора, действительный статский советник, архитектор Митрофан Михайлович Долгополов, построивший в те годы немало зданий на территории нынешней Володарки и Стрельны. На участке земли в 1000 кв. саж., пожертвованной Ольгой Федоровной Андреевой, было построено добротное двухэтажное здание, в котором расположился Дом милосердия. В здании был организован приют для детей, открыты классы церковно-приходской школы, богадельня.

На втором этаже трудами члена благотворительного Общества А. Н. Дорофина был выстроен храм в честь св. прмч. Андрея Критского, освященный 1 (14) июня 1903 г. и Указом Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 11 августа 1903 г. за № 473 причисленный к Петергофскому благочинническому округу. 

На станции Сергиево, в слободе Александрово, по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского в конце XIX в. было построено церковное здание, принадлежащее Благотворительному обществу ревнителей веры и милосердия. В этом здании размещались храм во имя св. прмч. Андрея Критского и благотворительные заведения, в том числе богадельня (приют престарелых женщин). Она располагалась на втором этаже и отделялась от храма одной стеной с широкими дверями, раскрывающимися во время богослужения: священник со Святыми Дарами, проходя между кроватями, причащал болящих насельниц.

Благотворительное общество и богадельня были закрыты после октябрьской революции 1917 г.

Решением Санкт-Петербургской мэрии в декабре 1994 г. общине поселка был возвращен храм в честь св. прмч. Андрея Критского и ряд помещений здания, в котором ранее размещалось общество. Первая служба во вновь переданном храме совершилась на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля 1995 г. И менее чем через год, 22 февраля 1996 г. открылась первая в Санкт-Петербурге богадельня на шесть насельниц.

Усилиями прихода, благотворителей, а также с помощью Ассоциации «Христианский межцерковный диаконический Совет Санкт-Петербурга» был обустроен быт насельниц, налажен профессиональный сестринский уход, а главное, стало совершаться их духовное окормление штатным священством храма. С момента воссоздания богадельни приход стремился следовать традициям прежнего Дома милосердия.

   

Когда в 2002 г. государственные власти передали приходу в пользование всю историческую часть здания, богадельня переехала в левое крыло второго этажа, в то самое место, где она находилась в начале XX в.

В богадельне появилось много светлых комнат, в которых расположились две спальни, трапезная — она же комната для молитвы, медицинский кабинет, зимний сад — он же просмотровый зал для православных видеофильмов или место для уединения и молитвы. В то время в богадельне проживало уже десять человек. А в начале 2013 г. приходским советом было принято решение отдать под богадельню весь первый этаж.

После реконструкции в светлые комнаты с высокими потолками и большими окнами поставили новую мебель, многофункциональные кровати, туалетные кресла, прикроватные столики и прочие медицинские принадлежности, заселили новых насельниц. Сегодня в богадельне насчитывается 47 мест на трех отделениях. На каждом отделении есть своя трапезная, комната отдыха с элементами зимнего сада, по пять спален и медицинская сестринская комната.

В богадельне проживают как церковные, так и воцерковляющиеся люди, как сохранные, так и со старческой деменцией. Все они расселяются по заболеваниям и возможности их участия в церковной жизни и храмовых богослужениях.

Наша богадельня единственная в Санкт-Петербурге, находящаяся в одном здании с храмом — в этом уникальность ее условий. Храм и богослужения, которые неопустительно посещают ходячие насельницы, стали духовным центром жизни богадельни.

   

В 2015 г. при богадельне родилось самостоятельное Покровское сестричество, ранее бывшее подразделением сестричества свв.  прмцц. Елизаветы и Варвары.

В нашем сестричестве существуют следующие чины служения сестер милосердия:

  • посвященная сестра милосердия;
  • испытуемая;
  • кандидат в испытуемые;
  • заштатная;
  • почетная.

Сегодня в сестричестве 11 посвященных сестер, одна испытуемая и 6 кандидатов в испытуемые. Всего 18 человек, не считая добровольно помогающих.

В начале своей деятельности сестричество тронул призыв священноисповедника Митрофана Сребрянского, духовника Марфо-Мариинской обители, обращенный через десятилетия к сестрам милосердия нашего времени: «Сестра! Употреби... все силы твои, чтобы явить на деле силу религии Христовой; покажи, что еще жива вера

Христова, что еще действенна Любовь Христова, что учение и благодать Христовы действительно преображают душу, тело и всю жизнь отдельного христианина, семьи и общества; покажи на себе, что эту силу Христову не могут поколебать ни соблазны мира, ни злоба, ни зависть, ни раны и болезни, ни самая смерть. Она, эта сила, велика и вечна, как велик и вечен Христос».

Мы стали искать пути воцерковления служения нашего сестричества и духовные основы этого служения. Мы пришли к убеждению, что помимо сердобольного служения больным и убогим, сестра милосердия должна совершать церковное служение жены-мироносицы, несущей миру благую весть о Воскресении Христовом. Отсюда становится ясным, что приоритетным трудом для служащей сестры милосердия является облечение в Христовы добродетели, соработничество Христу, собирание в сестричество как церковную структуру, во имя Его. Таким образом, служение сестры милосердия — это сотрудничество с живым Богом, Который пришел к человеку совершить Свое служение в мире.

   

Мы пришли к пониманию, что сестра милосердия должна быть не просто социальным или медицинским работником, но «солью земли», «светом миру» и наполнить истинным содержанием ныне выхолощенные понятия добра, милосердия, любви.

В поддержку такого понимания служения сестры милосердия в наше время хочется привести некоторые мысли из доклада епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, «Духовные основы милосердия». «Все мы знаем слова, что Бог есть Любовь, а это значит, что Его служение миру — это служение Любви. Когда мы говорим, что Бог есть Любовь, мы говорим не только об отношении Его к нам, к миру, в котором мы живем, а об отношении внутри Божественном, внутри Лиц Святой Троицы. Суть их отношений — Любовь.

И когда Бог создавал нас, Он так замыслил, чтобы нашими отношениями тоже была любовь. Все люди по своей природе едины, как Лица Пресвятой Троицы. Мы составляем одно человечество, каждый из нас являет собою неповторимую ипостась этой единой природы. И отношением между этими ипостасями, как и между ипостасями Святой Троицы, должно быть отношение любви».

Современным людям подобные отношения кажутся невозможными. Естественная любовь, некогда бытовавшая в мире, исчезает в наши дни. Грех становится нормой жизни и это мешает нам видеть и чувствовать Бога, но Бог остается любовью и продолжает говорить с нами на языке Любви. И нам необходимо научиться слышать Бога и говорить с Ним и друг с другом на языке Любви.

В Евангелии от Марка мы слышим о знамениях и чудесах, которые будут сопровождать уверовавших во Христа. Именем Христовым они будут изгонять бесов, говорить иными языками, возложат руки на больных, и они будут здоровы. Но эти чудеса веры не по духовной силе жизни современных христиан. Однако есть еще одно свидетельство, которое, может быть, присуще каждому христианину в наше время. И св. Иоанн Златоуст называет его самым большим чудом — это любовь и милосердие.

Опираясь на святоотеческое понимание, что основанием милосердного служения является любовь, духовной основой служения сестер милосердия в нашем сестричестве стал «диалог любви», а основным послушанием — ведение или духовная опека над одной или несколькими насельницами. В этом послушании каждая сестра имеет личное сопровождение духовника сестричества. Ежемесячно все сестры участвуют в Божественной литургии, на которой они являются чтецами. Эти Литургии молитвенно посвящены умножению любви и искоренению ненависти и «всякия злобы», поэтому мы их называем Литургиями Любви.

На этих Литургиях каждая сестра на Таинстве Исповеди открывает духовнику те грехи, которые мешают ей установить диалог любви с опекаемыми ей насельницами, а также с другими сестрами богадельни. Сестра получает от духовника конкретные советы и благословение, как поступать в той или иной ситуации, и, исполняя благословение, трудясь над собой, преодолевая свои страсти, приобретает опытность во внутренней брани и духовно возрастает. Так происходит духовное окормление в действии.

Еженедельно сестры участвуют в духовных занятиях, на которых изучают:

  • основы православного вероучения для точного изложения истин православной веры в беседах с насельницами;
  • основы сестринской диаконии для сопровождения священства при совершении церковных Таинств на отделениях богадельни;
  • святоотеческое учение о правильном внутреннем устроении и ведении внутренней брани;
  • особенности ухода за пожилыми и дементными насельницами;
  • сестринскую помощь в чрезвычайных ситуациях.

Постепенно осмысливая сестринский опыт ведения насельниц, мы определились в тех основах, которые составляют суть «диалога любви».

  • Встречу с человеком надо вымолить и выстрадать. Поэтому сестра молится и внутренне готовится к встрече с опекаемой ею насельницей.
  • Идти к человеку вместе с Богом и вести беседу с ним, ощущая живое присутствие Бога. Во время беседы сестра постоянно пребывает в молитве, давая возможность свободно действовать благодати Божией.
  • Ставить себя, по примеру Христову, ниже своего собеседника. Сестра ищет все возможности послужить опекаемой насельнице.
  • Слушать собеседника, внимать ему всем своим существом. Для сестры боль и радость другого человека — это ее боль и радость.
    Говорить тогда, когда сердце и слово исполнено сострадания и любви к собеседнику.
  • Душа другого человека, его внутренний мир — это святыня. Собеседник для сестры — это бог после Бога. Сестра молится, чтобы Бог открыл ей внутреннюю духовную красоту души собеседника.
  • Слушать с благодарным чувством сердца, внимательно, молча, серьезно, пока человек не выскажет все, что хотел. Сестра должна искренне поблагодарить насельницу за беседу.

Приведем в заключение несколько отзывов сестер милосердия о служении в нашем Покровском сестричестве в богадельне.

Сестра милосердия Любовь Сорокина:

«В день посвящения я чувствовала особый подъем душевных сил.

Отец Валерий объявил, что я хочу дать обет милосердия, и я, стоя перед иконой Богородицы, зачитала текст обета. Не найти слов, чтобы передать, какая волна благодати посетила меня в этот момент. Я уже не была в этой реальности, сердце ширилось и созерцало Божью Любовь. В таком состоянии я пребывала трое суток, и днем, и ночью. Не могу сказать, что я много молилась, произнося слова молитвы. Нет, просто молитва была беспрерывно внутри, в самом сердце. И постоянное ощущение Божьего присутствия.

С этих пор произошло много чудесных событий, которые открывали новые горизонты духовной жизни, приводящей к пониманию, что же такое милосердие. После первого сестринского собрания были распределены послушания. Я должна была выбрать одну из насельниц для общения с ней. Примерно через час моих раздумий ко мне подошла сестра 3-го отделения и сказала, что Клавдия Строгова очень просит, чтобы я к ней подошла. Каково же было мое удивление, когда Клавдия стала мне говорить, что я к ней редко захожу, что она видит во мне человека, с которым ей хочется общаться. Что она мне доверяет, и я могу ее успокоить во всех вопросах, касающихся ее пребывания в
богадельне.

Вдруг в моем сердце вспыхнуло чувство радости от понимания, что Бог Сам определил, кого мне взять под опеку. Когда чувство радости стихло, пришло опять волнение, как я смогу с ней общаться, ведь она все время на всех жалуется, осуждает, я не понимала, как надо выстраивать отношения с ней. Однако мое общение состоялось совсем не так, как я предполагала.

Поначалу я просто слушала ее жалобы и молилась, чтобы не осуждать и не раздражаться. Потом начала задавать ей вопросы о ее прошлой жизни, и мне стал открываться ее духовный мир. Когда она говорит о Церкви, о молитве, о своем духовном опыте длиною в жизнь, я слышу, как Бог через нее отвечает мне на многие вопросы. Однажды, по послушанию, я читала псалтирь в 3-м отделении. Каждый раз, когда я произношу «Господи, помилуй» 40 раз, у меня возникает искушение сократить это число до 12. В этот раз я сократила. После чтения псалтири я поднялась к Клаве, и она, как только поцеловала меня, стала говорить, что сейчас лежала и думала: «Она думает, что скажет 40 раз, а может меньше „Господи, помилуй“, и дело сделано. Даже не понимает, как себя обкрадывает.

А вот если бы сказала 40 раз „Господи, помилуй“, да положила бы раз крестное знамение, то никакая бы плохая сила не имела бы над ней власти. Вот такие мысли приходят в мою пустую голову», — закончила Клава.

Роднее человека в этот момент для меня не существовало. Долго мы целовались с ней в этот вечер.

В другой раз я попросила ее за меня помолиться. Она сказала, что всегда молится за меня, правда, память ее распадается и, когда она доходит до моего имени, то иногда не может его вспомнить. Тогда начинает чувствовать мою душу, а так как слова молитвы тоже не может вспомнить, то сердцем просит за меня. Я поняла, что обрела молитвенницу, которая не устами, а духом молится за меня.

Еще Господь открыл мне на примере общения с Клавой, какими должны быть отношения между людьми. В очередной раз я пришла к ней, и она стала жаловаться, что рубашка, в которую ее одели, ужасная. Что в ней только картошку хранить. А именно эту красивую байковую рубашку я подарила ей на столетие! Тогда я спросила ее, чем она ей не нравится. Она сказала, что это не ее родная рубашка, что она просыпается ночью и долго не может заснуть, так как не понимает, где лежит ее голова. Где и что это за место. Но когда она просыпается в своей рубашке, то ей все понятно, и она спокойно засыпает.

Я вдруг поняла ее боль, переживания, тревогу. Память ее распадается, ее старые вещи несут для нее информацию, а новые ощущения ее уже некуда положить. Со стороны все, что она говорит, выглядит как бред или маразматические жалобы. На самом деле это боль человека, которому не с кем поделиться.

Тогда я поняла, что же такое — милосердие. Это — способность увидеть нужду другого, как свою собственную. Подобные отношения у меня складывались с пациентами, которые приходят ко мне на лечение. Вдруг находит состояние, когда ты способен почувствовать боль или радость другого человека.

Я иногда пытаюсь вспомнить, как относилась раньше к Клаве, когда видела, какая она капризная, но уже не могу этого ощутить — чувствую к ней любовь, мне не наглядеться на нее, не нацеловаться с ней. Это то, что мне дал Господь, как подарок.

Но есть и проблемы, которые возникают у меня на этом пути. Например, искушение нежелания оставить свои дела и идти на послушание. Это как гору сдвинуть с места, но когда решаюсь на это, обретаю сверхъестественную радость.

Другая проблема — это невозможность пользоваться этим даром милосердия везде, особенно дома. Иногда, отдельными фрагментами это случается, но не так ярко и продолжительно. Хотя последнее событие — награждение во 2-й ступенью — прибавило решимости, что надо везде пытаться удерживать в своем сердце этот дар милосердия. Вспоминаю это тепло, когда находят страсти. Появилась уверенность, что, как раньше, жить больше нельзя. Что надо трудиться над сохранением любви внутри себя.

В момент награждения меня 2-ой ступенью, как и при посвящении в сестры милосердия, я снова ощутила сильное действие благодатной силы. Ее было так много, что хотелось делиться со всеми. Сейчас она остывает, но оставила память о себе, каким любящим может быть сердце человека. Стараюсь держать эту память всеми силами, а если теряю — чувствую опустошение, но отрекаюсь от него и пытаюсь, призывая помощь Божью, Богородицы и всех святых, вернуться в любящее состояние. Сейчас, после посвящения, чувствую, я живу и Бог рядом. И счастлива оттого, что Он дал мне эту возможность идти по пути
милосердия».

Старшая сестра Людмила Ермакова:

«Жизнь в богадельне — это крестоношение. Это финишная прямая, которая живущих в богадельне насельниц ведет ко встрече со Христом. И, чтобы эта встреча состоялась, надо этот крест донести. Задача сестры милосердия: помочь нести этот крест. Задача непростая. Как помочь, как не навредить? Как дойти до вершины?
Большую помощь в этом приносят духовные занятия. Как назвал их духовник сестричества — диалоги любви.

На этих занятиях он рассказывает нам о тех средствах, которые будут служить нам помощью на этом нелегком пути. Он учит строить „диалог любви“ между сестрой и насельницей, учит, как сделать, чтобы вчера еще чужой тебе человек, завтра стал родным. Учит вместе возрастать и укрепляться в вере.

Используя в работе советы духовника, легче строить служение. На занятиях мы часто делимся друг с другом своими удачами и неудачами в общении с насельницами, падениями и восстаниями. Учимся анализировать, почему что-то получилось, а что-то нет.

Основное послушание сестры милосердия в нашей богадельне — это ведение насельницы, подготовка ее к исповеди и причастию. Эти встречи случаются регулярно. Насельницы ждут их, и очень многие говорят: „Ну, надо же, ты теперь мне как дочка“. Сестра милосердия всегда готовится к встрече с насельницей: молится, подбирает литературу для чтения. Бабушки очень любят житейские рассказы о встречах с Богом разных людей. (Они сейчас печатаются в разных изданиях, например, рассказы протоиерея Николая Агафонова, Натальи Сухининой и др.).
Они очень живо откликаются на эти рассказы, начинают размышлять о духовной жизни, рассказывать о себе, и очень часто говорят: „Теперь я знаю, что скажу батюшке на исповеди“.

У нас разные насельницы, имеющие разные устроения: есть люди воцерковленные, есть только начинающие свой путь, есть и неверующие. И с каждой насельницей сестре надо подружиться, надо найти дорожку к ее сердцу, плакать с плачущим и радоваться с радующимся. А для этого сестра должна трудиться душой.

Очень важны первые встречи с насельницей. Нередко они приезжают к нам в состоянии обиды, агрессии, испытывают стресс, и сестрам нужно все понять и принять их такими, какие они есть, установить душевно-эмоциональный контакт. Учиться ставить себя ниже этого человека, быть доброжелательными, деликатными и участливыми. Этому всему мы учимся на наших занятиях — „диалогах любви“.

У сестер есть и другие послушания. Молитвенная жизнь богадельни насыщенна: утреннее и вечернее правила, акафист Покрову Пресвятой Богородицы, чтение Священного писания, псалтири, жития святых. Сестры участвуют в проведении таинств Крещения, соборования, Причастия. Следят за чистотой молитвенных уголков, организуют досуг бабушек — совместное пение, гимнастика, просмотр видеофильмов. Ежемесячно проводятся сестринские литургии, где сестры являются чтецами.

Служение в сестричестве благотворно действует не только на бабушек, но и на сестер. Сестра учится видеть себя, расширяет свое сердце. Иногда сестра приходит, обремененная житейскими заботами, не в самом лучшем расположении духа, а уходит, как будто напилась живой воды из источника благодати. Многие, кто бывает в богадельне: врачи, волонтеры, родственники — свидетельствуют, что уходят другими людьми: тихими, мирными, добрыми.

Сестры милосердия и наши насельницы стараются идти ко Христу вместе, держась за руки и поддерживая друг друга. Стараемся нести свое служение искренне, не жалея сил и себя, а остальное сделает Господь».

Ты — нужен

Какая милость, что ты нужен,
И что с надеждой ждут тебя,
Ты сердце, где от скорби стужа,
Согреешь искренне, любя.

И теплота твоей ладони,
И слово мудрое любви
Кому-то станет дней на склоне
Дороже всех щедрот земли.

И может быть последним в жизни
Для них твой станет взгляд родной,
Уйдут с ним в вечную отчизну
И с благодарною душой.

 

К себе ты жалости не знаешь,
Хоть нелегки труды твои,
Все потому, что понимаешь:
Крест тяжелей несут они.

И для тебя предельно важно,
Что отклик есть в душе твоей.
Господь на сердце смотрит наше
Глазами страждущих людей.

Ты — нужен! С даром утешенья
Подходишь к людям, чтоб помочь.
За милосердное служенье
Да пусть хранит тебя Господь!

Сестра Галина Сизова

 

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью