Церковно-медицинский журнал

Духовно-психологическое сопровождение священником и сестрами милосердия раненых в больничных условиях

Автор:Протоиерей Тарасий МАРЧЕНКО
19 Ноября 2015

В сложные времена сердца и взоры людей устремлены к Единому Подателю всех благ — Господу Иисусу Христу. Сердцеведец Господь один знает помыслы людей, их сокровенное и тайное, их упования и стремления. В настоящее время по-новому осмысливается значение «привычных» общечеловеческих нравственных ценностей, в том числе сострадания, милосердия — к ближним и дальним, единомышленникам и противникам, согражданам и современникам.

Слово милосердие состоит из двух слов — милость и сердце: «милость» — это доброе отношение, и «сердце» — помощь сердечную, духовную, основанную на доброте, сострадании, человеколюбии. Милосердие выражает важнейшую идею христианства: Бог есть Любовь. Идеалом нравственной личности является человек милостивый, чистый сердцем, миротворец, способный даже врагов своих любить.

С начала противостояния на территории Восточной Украины начала разворачиваться милосердная деятельность, направленная на оказание многообразной помощи нуждающимся в ней лицам, семьям, общественным группам. Самыми яркими точками приложения сил сестричества милосердия стали две группы страждущих — воины ВСУ, добровольческих подразделений и Территориальных Батальонов Самообороны и беженцы с территории АТО. Конечно, в помощи и поддержке нуждаются не только они, но сегодня разговор пойдет именно о тех, кто Промыслом Божиим оказались «на острие» противостояния с одной из сторон.

Главной духовной основой помощи раненым выступает любовь к конкретному ближнему как реализация божественных заповедей, служение больным и раненым как служение Богу.

Об особенности милосердного служения сестер

Императрица Александра Федоровна и первая в России женщина-хирург
княжна В. И. Гедройц в Царскосельском госпитале

В программных документах Общества попечения о раненых и больных воинах (впоследствии Российское Общество Красного Креста) указывается на необходимость «искать своих деятелей прежде всего не по найму, но по призванию и из лиц, готовых на самоотвержение не по какому-либо минутному увлечению, но по глубокому сознанию нравственного долга, и способных на всевозможные лишения».

 

 

Тем, кто по зову своего сердца и совести занимается помощью страждущим, приходится преодолевать немало трудностей. Сложности в поиске материальных ресурсов, необходимость решать массу бытовых проблем, координация усилий поисковых и волонтерских групп — не самое трудное. Сложнее всего деятельно указать на возможность и необходимость христианского взгляда на противостояние, неизбежные (увы) проявления жестокости, трудности в исполнении воинского и гражданского долга, цену и смысл жизни отдельно взятого бойца.

Практическое отношение священника и сестер милосердия к раненому человеку ориентировано на постоянную духовную и (а по возможности — материальную, медицинскую и иную необходимую) заботу, помощь, поддержку. В христианской морали идеальная норма отношения человека к человеку — «люби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). Это нуждается не просто в декларировании словом и делом, но во всемерной трансляции, донесении до умов и сердец воинов. Многие из них по окончании лечения и реабилитации вернутся в строй, кто-то будет комиссован и вернется к семьям и привычному труду, но никогда никто из них уже не станет прежним. Война меняет, ожесточает, калечит души людей, особенно тех, кто непосредственно воевал…

Заведующая кафедрой психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской государственной медицинской академии Л. Н. Юрьева, говоря о психологическом состоянии раненых, отмечает: «В 20–30% случаев психологические проблемы потом трансформируются в психиатрические. Чаще всего у наших воинов, которые возвращаются из зоны АТО, мы наблюдаем следующие проблемы: у этих людей кардинально поменялась реальность, они видели смерть, для этих людей иерархия ценностей и потребностей полностью изменилась, у них изменилось сознание. Если говорить психологическими терминами, то эти люди испытывают неимоверное чувство одиночества, ибо люди не воевавшие очень редко могут понять и принять философию жизни воинов. Бойцы, вернувшиеся из зоны АТО, нередко бывают агрессивными, очень многие из них испытывают негативизм ко всему, что они видят. У них наблюдается «синдром выжившего» — они чувствуют вину перед теми ребятами, которые погибли. Все эти психологические расстройства влияют, прежде всего, на семью военных. Эти пациенты очень часто страдают бессонницей, они видят кошмарные сновидения, у некоторых есть суицидальные мысли, они не строят долгосрочных планов… психика бойца, не проходившего психологическую подготовку, безвозвратно меняется через месяц-полтора, проведенных на фронте. Военные без предварительной психологической подготовки могут провести в зоне боевых действий 30–45 дней. Далее психика не выдерживает, она дает сбой».1 

В связи с этим небывало высокой становится миссия духовно-психологической поддержки, скоординированной с медработниками и родственниками и волонтерами.

О работе сестер милосердия

Императрица Александра Федоровна и великие княжны Романовы на операции

«Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают и при операциях, раздают больным чай и вино и наблюдают за служителями и за смотрителями и даже за врачами. Присутствие женщины, опрятно одетой и с участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий. Но еще должны приехать сердобольные императрицы...»

Н. И. Пирогов

 

Зарекомендовавшими себя формами работы стали регулярные посещения и беседы с ранеными (как индивидуальные, так и «общепалатные»), предоставление печатных материалов по подготовке исповеди и причастия, при необходимости — квалифицированная психотерапевтическая помощь, исповедь для тяжелораненых в палате.

Подавляющее большинство воинов и добровольцев положительно оценивают роль Церкви и духовной жизни. Почти у всех есть нательные крестики, многие с благодарностью вспоминают деятельность капелланов их подразделений в деле духовно-нравственного окормления.

Раненые в вагоне военно-санитарного поезда. 1915–1917 гг.

 

В работе «Начала военно-полевой медицины» Н. И. Пирогов определяет войну, как травматическую эпидемию. Поэтому есть необходимость в посильной помощи в первичном приеме и размещении раненых, первичной (кризисной) психологической помощи (дибрифинг), организации и реализации связи с родственниками, помощи в розыске пропавших без вести и просто сослуживцев, координации сил волонтеров и общественных организаций с приданием их усилиям духовного, умиротворяющего порядка. Подготовка к исповеди, ответы на встающие духовные, морально-этические вопросы должны быть главным духовно-нравственным ориентиром работы священнослужителя и сестер милосердия с ранеными.

Господь Иисус Христос говорит нам: «Да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и славили Отца вашего Небесного» (Мф. 5; 16). Каждый христианин может (и должен) стать носителем любви и света Христова. И тогда, реализуя свой потенциал помощи человеку — физической, психологической, моральной, душевной, он выполняет высшую волю, он — служитель, жизнь его обретает новый, более глубокий смысл и красоту.

В оформлении использованы материалы сайтов http://topwar.ru; http://www.lessons-of-war.ru/100_let_pmv/; http://mariamagdalina.ru


Источник: http://www.litsa.com.ua/show/a/18729

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью