Церковно-медицинский журнал

На рубеже цивилизационного выбора: трансгуманизм

Автор:Е. В. Введенская
21 Ноября 2015
Джулиан Хаксли

Трансгуманизм — популярное ныне учение о коренном преобразовании человека. Термин «трансгуманизм» был предложен известным биологом Джулианом Хаксли в 1957 г. Приставка «транс» обозначает «лежащий за пределами чего-либо», «выходящий за пределы». Уже сам термин нам говорит о необходимости преодоления естественных ограничений человека, как физических, так и умственных.

Трансгуманизм признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий (NBIC) с целью ликвидировать страдания, старение и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические особенности человека.

Человек будущего (постчеловек) по мнению трансгуманистов будет радикально отличаться от современного человека (настолько, насколько мы отличаемся от обезьян), и обладать сверхразумом и новой телесностью. Он будет осуществлять автоэволюцию, управляя своими психическими, качественными и когнитивными способностями, максимально расширяя свои возможности. Специально вписанные в геном участки позволят запустить в организме человека синтез естественных полимеров, способных сделать кости прочными как сталь, а кожу — непроницаемой для внешнего воздействия. Люди смогут выбирать для своих детей «форм-фактор», добавляя им способность дышать под водой, летать, добывать энергию при помощи фотосинтеза и т. д. «Когнитивная и морфологическая свобода должны быть включены в список гражданских прав» [1], — гласит один из манифестов трансгуманистического движения.

В феврале 2011 г. в России было создано так называемое стратегическое общественное движение «Россия–2045». Его цель — «создание международного научно-исследовательского центра киборгизации с целью практического воплощения главного технопроекта — создания искусственного тела и подготовки человека к переходу в него» [2].

Достижение этой цели разбито на этапы, главные из которых следующие (проект «Аватар»): искусственная копия тела человека (2015–2020); искусственная копия тела человека, в которую пересаживается мозг (2020–2025); искусственная копия тела человека, в которую переносится сознание (2030–2035); тело-голограмма (2040–2045). Таким образом человек якобы преодолеет страдания, болезни, старение и достигнет бессмертия: искусственное (механическое, голографическое или др.) тело «прочнее» естественного, а сознание можно будет пересаживать во что угодно…

Трансгуманисты считают себя наследниками идей Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского. Движение «Россия–2045», объединяющее некоторых отечественных ученых и философов, было создано по следам международной неправительственной «Всемирной ассоциации трансгуманистов», возникшей в 2008 г. и преследующей ту же глобальную цель[3]. К этим движениям тяготеют также сторонники иммортализма (в частности, на основе крионики), постгендеризма (преодоление пола), техногайанизма (экология и защита окружающей среды) и др.

Модификация живых существ уже возможна сейчас. Директор Института биомедицинских технологий И. В. Артюхов сообщил, что проводился эксперимент: «дрозофилам вводили определенный ген, ответственный за формирование глаз у млекопитающих, и добивались того, что у насекомых начинали появляться новые органы зрения в тех местах, где природой это не предусмотрено, например, на усиках и лапках. К сожалению, пока это то, что получается…» [4].

Однако задачей максимум для трансгуманистов является достижение бессмертия человека как на биологическом уровне, так и на уровне мемокомплекса или мемотипа (информационно-культурные проекции человека, в религиозной терминологии — душа). Таким образом, смерть для трансгуманистов превращается в техническую проблему, предполагающую практическое решение. Миф бессмертия становится самым страшным мифом нашего времени. «Потому что, поставленный на практико-техническую почву, он превратился в смертоносный, в отличие от жизнеутверждающих мифов старых веков» — отмечает критик трансгуманизма В. А. Кутырев [5].

Простейший путь к бессмертию, по словам трансгуманистов, это immortality bug (буквально — «жучок бессмертия»): искусственно выращенная клетка, по размеру в 10 раз меньшая, нежели обычная человеческая, и содержащая пару специальных хромосом. Будучи введенным в человеческий организм, этот «жучок» начнет внедряться в клетки и размножаться внутри них, оставляя каждой клетке на память дополнительную хромосому. В каждой из них содержится ДНК-инструкция, заставляющая клетки обновляться. Этот метод позволит повернуть время вспять, и даже 90-летние старики за год смогут превратиться в молодых мужчин.

Трансгуманисты полагают, что помочь в достижении бессмертия должна крионика, которая представляет собой практику сохранения тела или головы/мозга человека в состоянии глубокого охлаждения с целью его оживления и при необходимости — излечения (в том числе, и от последствий старения) в будущем, когда достижения медицины и иных технологий это позволят. Сторонники трансгуманизма предлагают недавно умерших людей сохранять при сверхнизких температурах в контейнерах с сухим льдом (дюарах), полагая, что с помощью нанотехнологий, выращивания органов и моделирования мозга в ближайшем времени можно будет исправлять любые повреждения человеческого организма, тем самым делая человека бессмертным.

Но не столько обретение бессмертности человеческого тела волнует трансгуманистов, сколько бессмертие мемокомплекса, в связи с чем они отдают предпочтение цифровому бессмертию, то есть сохранению мозга человека и внедрению его в компьютер. Компьютерные технологии способны расширить интерфейс «мозг — машина». Бессмертный постчеловек будет представлять собой гибрид человека и машины, т. е. киборга. Формирование киборга — это двусторонний процесс: с одной стороны, машинные элементы внедряются в человека («актуальная киборгизация»); с другой стороны, — человек погружается в мир машины, киберпространство («виртуальная киборгизация»). «Цель трансгуманизма — перегрузить содержание человеческого сознания в обширную компьютерную сеть и посредством этой сети обрести своего рода развоплощенное, но обладающее разумом бессмертие» [8].

Мемотип (по аналогии с генотипом) — потенциально вечен. Необходимо лишь научиться загружать эту культурную информацию в компьютеры и их сети, и человек (т. е. его полный мемокомплекс) становится бессмертным. Его можно копировать, он способен трансформироваться и размножаться сам, жить в симулированных мирах, где произвольно изменены законы физики по мере надобности и по желанию. По мнению последователя идей трансгуманизма А. А. Болонкина, «информацию, поступающую в память каждого человека, уже сейчас можно начать переписывать на микрочип. Умирая, человек уносит с собой в могилу почти все, что создал его мозг за десятилетия. Компьютерная техника, удваивающая свои возможности каждые два-три года, скоро позволит перенести душу человека на микрочип. А уж приделать к нему органы восприятия (глаза и уши) и исполнительные органы (руки и ноги), как говорится, дело техники» [6].

Трансгуманисты убеждены, что душа — с ее эмоциями, страстями, интуицией, волей и способностью к сопереживанию — должна быть у постлюдей трансформирована в сверхразум, лишенный этих «слабостей». Люди превратятся в совершенные организмы, малочувствительные к радостям и страданиям. Неизбежность старения, ограниченность человеческого интеллекта, невозможность выбора собственной психологии, боль, надежды, страхи, радости и смыслы — все эти человеческие проявления необходимо демонтировать. Человек, согласно трансгуманистам, уходит в прошлое как биовид и переходит в будущее как техновид и бессмертный постчеловек.

Известно, что современные биотехнологии способны уже путем генетических манипуляций изменять свойства организма конкретного индивида. Грядущие же технологии, воплощающие идеологию трансгуманизма, позволят не только преобразить нормальное течение человеческих поколений, но и исказить сущность самого человека до неузнаваемости. Постчеловек с вживленными чипами, обладающий новыми, невиданными раньше свойствами (такими как, например, способность дышать под водой или на Марсе, летать или впадать в спячку), с сознанием, отделенным механическим путем от тела, несомненно, лишится «образа и подобия» Божьего.

Закончить свой доклад мне бы хотелось словами двоюрдного брата Джулиана Хаксли — Олдоса Хаксли, автора небезызвестной антиутопии «О дивный новый мир», в которой он предвидел ужасающие последствия применения новых технологий в отношении человека. «Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любовей — и, стало быть, нет треволнений; они так сформованы, что практически не могут выйти из рамок положенного…» [7]. Очевидно, перед нами здесь уже не люди, а запрограммированные подконтрольные биороботы, преодолевшие естественные человеческие пределы.

Подводя итоги, можно сказать, что человечество сейчас находится на рубеже важнейшего цивилизационного выбора: сохранить ли сущность человека неизменной или поддаться соблазну трансгуманистов и радикально ее превзойти? От нашего решения зависит судьба будущих поколений и существование самого человека.

Литература

1. Transhumanist Declaration // Humanity+: сайт. URL: http://humanityplus.org/philosophy/transhumanist-declaration (дата обращения 07.09.2015).
2. Манифест стратегического общественного движения «Россия-2045» // Россия 2045: интернет-сайт. URL: http://2045.ru/manifest/ (дата обращения 07.09.2015).
3. Российское трансгуманистическое движение: сайт. URL: http://transhumanism-russia.ru (дата обращения 07.09.2015).
4. Носырев. И. Ев-гении // РБК: деловой журнал: сайт. URL: http://rbcdaily.ru/magazine/business/562949988485424 (дата обращения 07.09.2015).
5. Кутырев В. А. Последнее искушение человека // Человек и его будущее. Новые технологии и возможности человека. М.: URSS, 2012.
6. Компьютерная техника скоро позволит перенести душу человека на микрочип // Аргументы и факты: сайт. URL: http://www.aif.ru/techno/article/39036 (дата обращения 07.09.2015).
7. Хаксли О. О дивный новый мир. СПб.: Азбука-классика, 2005. / http://knigger.org/huxley/brave_new_world/ (дата обращения 07.09.2015).
8. Peters T. The soul of trans-humanism // Dialog. A Journal of Theology. 2005. V. 44(4). P. 384.
Статья подготовлена при поддержке Гранта РГНФ N 14-03-00581 в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью