Церковно-медицинский журнал

Православный психолог на приходе

Автор:М. С. Брагина
14 Августа 2021

 


Марина Сергеевна БРАГИНА
православный семейный психолог, гештальт-терапевт, 
член Общества православных врачей Санкт-Петербурга
им. святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
и Епархиального общества православных психологов
Санкт-Петербурга им. святителя Феофана Затворника


Зачем нужен психолог, если душепопечительством прихожан занимается священник

Природа человека трехсоставна и, поскольку все три части человеческой сущности в земной жизни взаимодействуют и влияют друг на друга, забота необходима как телу, так и душе, и духу. Апостол Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Священник отпускает грехи и поддерживает дух человека в молитвах и Таинствах Церкви, хороший врач помогает лечить, предупреждать болезни и заботиться о телесном здоровье, а психолог объясняет принципы, по которым функционирует психика в целом, разбирает каждое душевное состояние — почему человек хочет доброго, но делает злое, — и помогает на пути выхода из этого состояния, на пути выработки полезных психологических привычек.
Миссия священника заключается в осуществлении Таинств, в том числе принятии исповеди, и духовном направлении прихожан. Православный же психолог помогает человеку осознать свои психологические сложности и их источник, увидеть ответственность за свои поведение и жизнь, выработать порядок работы в сторону душевного оздоровления.

Человек грешит не всегда от того, что осознанно стремится ко греху — апостол Павел задавал риторический вопрос: почему «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»? (Рим. 7:19). Иногда это может быть следствием незнания, как в случае нездорового питания для тела, или неумения организовать свою жизнь в соответствии со своими искаженными убеждениями.

Иногда же человек оказывается в гнетущем душевном состоянии, совершает плохое, потому что не понимает, как должно выглядеть хорошее — у него не было личного примера в жизни, в его семье и окружении все гневались, раздражались, лгали себе и другим. И здесь психолог тоже может дать дельный совет, рассказать, как выглядит и ощущается душевное здоровье.

Первородным грехом повреждена природа человека, каждого из нас, — это наш крест, наша болезнь. Дух обуреваем грехами и страстями, тело одолевают болезни, душа страдает от тяжелых безрадостных состояний. Для очищения и укрепления духа у нас есть Таинства Церкви.

Если Господь дает возможность вылечить физические недуги, не нужно пренебрегать этой возможностью. Нам кажется вполне понятным и естественным, что человек, страдающий заболеваниями сердечно-сосудистой системы, будет принимать соответствующие лекарственные препараты использовать травяные настои, укрепляющие сердце и сосуды, заниматься закаливанием и умеренными физическими нагрузками, проходить диспансеризацию, откажется от вредных привычек — курения, злоупотребления алкоголем. В Евангелии от Матфея Иисус утверждает, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мк. 2:17). Он Сам исцелял и питал всех болящих и страждущих.

Когда наша душа беспокойна, мы можем и должны помочь ей исцелиться, жить полноценной жизнью, наполненной высоким смыслом. Психологическое здоровье начинается с диагностики — сперва нужно разобраться, где Господом данный склад характера, а где приобретенное, требующее исправления. Если человека мучит болезнь ревности, лености, вспыльчивости, необходимо предупреждать обострение этих недугов, менять себя. Но зачастую, если от физических болезней мы стараемся вылечиться, то в душевном плане человек противится переменам, хочет, чтобы изменился не он, а другие — люди или внешние жизненные обстоятельства. Это приводит к душевным метаниям и терзаниям.

Но путь душевных мучений, терпения своего душевного недуга — это путь разрушения. Гораздо продуктивней увидеть Промысл Божий в наличии своего больного душевного состояния. Понять конфликт (внутренний, межличностный, социальный), травмы и неврозы, захотеть изменить свою жизнь, обрести глубокий смысл жизни, качественно его прочувствовать. Бороться и не сдаваться.

Конечно, все изменения должны произойти в самой человеческой душе осознанно и искренне. Православный психолог только помогает пациенту увидеть свой внутренний мир, болевые точки, подсказывает, как с помощью Божией организовать перемены и начать или продолжить настоящую церковную жизнь.

Чем полезна работа психолога на приходе

1. Работа с психологом дает возможность христианам осознать душевные проблемы, их причины и способы преодоления. Психолог не работает с греховностью, он имеет дело с эмоциональными состояниями и сложностями проявления себя в мире, он расширяет понимание того, в чем заключается трудность осуществления духовной жизни.

Священник принимает покаяние, то есть имеет дело с осознанными, проработанными грехами. Через очную исповедь он принимает результат духовного самоанализа христианина. Православный же психолог сопровождает человека на пути осознания своего душевного положения, помогает понять спрятанные вглубь эмоции, которые его беспокоят и руководят им. Он делает понятным логический механизм возникновения тех или иных психологических реакций.

Например, жена может гневаться на мужа, бесконечно каяться в этом на исповеди, искренне стремиться к искоренению гневливости. Но ничто не меняется годами, повышенные претензии прорывают плотину любви, и женщину снова и снова захлестывает гневом. Доверие пропадает, дистанция в паре растет, любовь исчезает.

Психолог помогает понять мотивы этого гнева (почему жена всегда реагирует гневом? не верит в искренность чувств, недооценивает значимость и вклад мужа в семейную жизнь, не чувствует себя услышанной и понятой?), взять на себя ответственность за свой гнев, который приводит к безрадостной ситуации в семье, правильно и продуктивно отреагировать на накопившиеся эмоции и совершить необходимые шаги в дальнейшей жизни.

На встречах с психологом человек получает новый беспристрастный взгляд на самого себя, видит себя без маски. Осознание проблемы, искреннее желание перемен и правильная терапия дают практические знания, как именно достичь желанных перемен.

2. Православный психолог помогает духовному чаду проработать обиду и злость на духовника, которые нередки в жизни христианина. Понять, что конкретно сказать духовнику, чтобы никого не искусить и остаться искренним в этих отношениях. Помочь предотвратить извращение духовных отношений в эмоциональные, душевные.

3. Православный психолог занимается просветительской деятельностью в обществе. Проводит лекции и вебинары на психологические темы, в которых упоминает церковную жизнь и Таинства Церкви, снимает предвзятое отношение к людям в сане. Слушатели узнают о положительном опыте взаимодействия с Церковью, понимают, что священники в основном открыты и доброжелательны, заботятся о душевном здоровье и пользе человека. И после мероприятий с психологом людям делается легче обратиться к рекомендованному священнику.

4. Работа проверенного квалифицированного психолога может в какой-то мере разгрузить священника, предотвратить его выгорание. Священники на больших приходах часто изнемогают от непосильной нагрузки — прихожане идут к ним не только на исповедь, но и на многочасовой откровенный разговор, излияние душевных эмоциональных переживаний, на которые у священника физически нет времени.

Безусловно, между психологом и священником должны быть полное доверие и синергия. В деле окормления души они являются сотрудниками, коллегами. Несомненно, только воцерковленный человек может стать приходским психологом. Целесообразней, если приходской психолог является членом прихода, на котором подвизается. Тогда знакомство и разумные личные отношения с прихожанами помогут психотерапии, она будет объективна, с учетом знания их мирской и церковной жизни.

Как психолог работает на приходе

Подход православного психолога к терапии, безусловно, основывается на Священном Писании, Святом Евангелии, святоотеческом учении, на христианском взгляде на природу человека. Принципы и техники работы приходского психолога согласовываются с духовником, святоотеческое учение о человеческой душе накладывается на его профессиональные знания и опыт.

В храме Державной иконы Божией Матери психологическая диагностика и терапия бесплатна, то есть она доступна всем нуждающимся в ней людям, вне зависимости от их финансового положения. Значимость терапии определяется не потраченной на консультации суммой, а пользой от этих встреч. Терапия ограничена по продолжительности — четырех встреч достаточно, чтобы осознанно подходить к квалифицированной помощи, шире взглянуть на внутренний мир подопечного, получить ощутимый результат и пользу. Но это не бесконечно продолжающиеся встречи — у них есть вполне конкретная цель и, следовательно, завершение.

Психологическая помощь и поддержка нуждающихся в этом прихожан благословляется духовником, протоиереем Сергием Филимоновым.

Психотерапия ориентирована на изменение душевного настроя и поведения, а не на светское психологическое успокоение и уход от проблем. После психотерапии происходит анализ перемен между священником и психологом. Духовник может в случае необходимости благословить прекратить или продолжить терапию. Если ситуация требует большего времени на проработку проблем, то по рекомендации психолога отец Сергий может дать благословение на последующие встречи. Если же человек хочет использовать терапию для рационализации своего душевного состояния, защиты своей позиции, желания подогнать терапию под себя и манипулировать психологом, священник и психолог могут принять решение прекратить встречи. Если созависимая жена алкоголика, например, видит выход только в изменении мужа, она может даже озлобиться на психолога, если тот будет говорить с ней не в контексте созависимости алкоголизму мужа, а о ней как отдельной личности. Что ее единственная земная жизнь наполнена унынием, обидами, жалобами. Что это жизнь без развития. Ожидавшая утешения, сострадания и похвал ее терпению и смирению, пациентка может обвинить психолога в непонимании ее страданий.

Ограниченное число встреч помогает повысить ценность терапии, а также нести личную ответственность за полученные советы и помощь.

Психологическая помощь основывается на нескольких базовых моментах.

1. Актуальности — какие именно психологические проблемы и эмоциональные состояния беспокоят духовника человека в данный момент.

2. Принятии своей ответственности за вклад в проблему — что человек лично сделал или не сделал, чтобы довести ситуацию до такого состояния, какова причина.

3. Осознанности — к какому психологическому состоянию и каким образом нужно прийти, постановка цели терапии и путь к ней.

В своей работе психолог может использовать техники диалога, арт-терапии, групповой терапии, драма-терапии и пр. Каждая душевная проблема индивидуальна, поэтому и подход к ее решению базируется на личностных особенностях и жизненных обстоятельствах. Лечение направлено на причину болезни, а не симптом, что позволяет соблюдать один из важнейших принципов: «лечить не болезнь, а больного».

Как врач, так и православный психолог всегда, по образному выражению святителя Луки (Войно-Ясенецкого), должны видеть перед собой не клинический случай, а живого страдающего человека.

Литература

1. Легостаева М. В. Что такое православная психология и психотерапия. [Электронный ресурс] // Православная психология и антропология. URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Legostaeva-MV/pravoslavnaya-psihologiya.html (дата обращения: 06.04.2021).

2. Митрополит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018.

3. Морозова Е. В. Гармония в семье и браке. Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник,
2009.

4. Москаленко В. Д. Когда любви слишком много: Профилактика любовной зависимости. М.: Психотерапия, 2006.

5. Осипов А. И. О первородном грехе. [Электронный ресурс] // По ком звонит колокол. Сетевой миссионерско-просветительский журнал. URL: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/170 (дата обращения: 06.04.2021).

6. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006.

7. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Отчий дом, 2014.

8. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. СПб.: «Храм Воскресения Христова», 2009.

9. Шеховцова Л. Ф. Элементы православной психологии. СПб.: Речь, 2005.

10. Шморина Е. В. О методах консультативной работы в ситуации развода // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 21–35.

11. Шеховцова Л. Ф. По материалам круглого стола «Взаимодействие священника и психолога на приходе» [Электронный ресурс] // Епархиальное общество православных психологов Санкт-Петербурга [офиц. сайт]. URL: eopp.spb.ru/vzaimodeistvie_svyashennika_psihologa_na_prihode (дата обращения: 12.04.2021).

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью