Церковно-медицинский журнал

Служение священника в детском хосписе и паллиативном центре

Автор:Иерей Роман Артёмов
18 Августа 2021

 


Иерей Роман АРТЁМОВ,
магистр философских наук, магистр психологии,
заведующий отделением заочного обучения Минской духовной академии,
окормляющий священник Белорусского детского хосписа 
и Республиканского клинического центра паллиативной помощи детям


 

 Опыт пастырского окормления хосписа и паллиативного центра

Как показывает практика, присутствие священника в медико-социальных учреждениях, оказывающих паллиативную педиатрическую помощь, необходимо и должно быть постоянным. В рамках сотрудничества Белорусского детского хосписа (БДХ) и Республиканского паллиативного центра помощи детям (РПЦПД) с Русской Православной Церковью была выработана еженедельная форма взаимодействия со священнослужителями. Каждый понедельник в часовне в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которая расположена в здании РПЦПД, совершается молебен перед началом доброго дела. Во время молитвы поминаются сотрудники, их дети и родные, также отдельно совершается молитва о болящих, где перечисляются все подопечные хосписа и паллиативного центра.

Общественная благотворительная организация Белорусский детский хоспис — негосударственная некоммерческая структура, которая оказывает медицинскую, психологическую, социальную и духовную помощь семьям, воспитывающим детей с ограничивающими срок жизни и угрожающими жизни заболеваниями. Организация работает с Министерством здравоохранения на условиях частно-государственного партнерства.
Белорусский детский хоспис тесно сотрудничает с Республиканским паллиативным центром помощи детям — государственным учреждением, созданным приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь 
в 2016 г.

 Общественная благотворительная организация Белорусский детский хоспис — негосударственная некоммерческая структура, которая оказывает медицинскую, психологическую, социальную и духовную помощь семьям, воспитывающим детей с ограничивающими срок жизни и угрожающими жизни заболеваниями. Организация работает с Министерством здравоохранения на условиях частно-государственного партнерства.

Белорусский детский хоспис тесно сотрудничает с Республиканским паллиативным центром помощи детям — государственным учреждением, созданным приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2016 г.

Часовня в честь мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии

После молебна совершается заупокойная лития, на которой поминаются усопшие дети. Участие в церковной службе позволяет родителям маленьких пациентов и сотрудникам хосписа достаточно действенно амортизировать боль утраты. Важным условием такой практики является обязательное постоянство.

После общей молитвы, священник проходит палаты стационара и благословляет детей и их родителей. При этом заблаговременно необходимо уточнить на посту, нет ли конфессиональных препятствий для посещения палат, например, нет ли среди пациентов участников иных религиозных организаций, не согласных с присутствием православного священнослужителя. Это следует учитывать ввиду поликонфессиональности организаций и во избежание всевозможных конфликтов.

Во время общения с родителями болящих детей священник уточняет, есть ли желание и необходимость причастить ребенка. Затем в последующий визит, который происходит в течение недели, совершается причащение ребенка Святых Христовых Таин. Подобная практика трудоемка для священника, но полезна для пациентов и персонала, которые при этом имеют возможность видеть пастыря чаще, чем раз
в неделю.

Для причащения детей в хосписе и паллиативном центре необходим специальный потир, который позволяет транспортировать Святые Дары (Кровь Христову).

Отдельно следует сказать о детях из интернатов, которые не имеют родителей или от которых отказались родители. При поступлении таких пациентов необходимо уточнить у персонала, крещены ли они. Как показывает практика, зачастую их крестят, и об этом есть сведения в их личных делах, также можно напрямую уточнить этот вопрос в интернатах, из которых их привозят.

Реальность функционирования Белорусского детского хосписа включает в себя попечение о большом количестве больных детей и их семей, которые не лежат в стационаре, а находятся дома. Таким образом, священнику необходимо тесно взаимодействовать с администрацией хосписа и оперативно откликаться на запросы, которые исходят от этих семей. Персонал хосписа, в свою очередь, осведомлен о наличии у организации окормляющего священника и может рекомендовать подопечным обращаться к нему.

Для оптимизации такого взаимодействия желательно определить координатора со стороны хосписа, через которого будут проходить все запросы и который будет оперативно передавать их священнику.

Перед тем как ехать в конкретную семью, священнику желательно связаться со штатным психологом организации, чтобы уточнить ряд вопросов, связанных с положением подопечных. Данный образ взаимодействия зарекомендовал себя как эффективный. Таким образом священник может избежать ошибок и острых ситуаций, которые неизбежны в случае соприкосновения с травмированными людьми.

Паллиативная помощь детям — это специализированный комплекс услуг, необходимых для безнадежно больных детей, включающий оказание медицинской, социальной, психологической и духовной помощи не только больным детям, но и членам их семей — родителям, братьям и сестрам. Цель паллиативной помощи — улучшение качества жизни ребенка и поддержка его семьи. Помощь включает облегчение болевых и иных беспокоящих симптомов, обеспечение периода отдыха для членов семьи, достойный уход ребенка из жизни и поддержку семьи в период траура.

По материалам www.palliativ.by

Взаимодействие с семьями, которые находятся на попечении хосписа, выражается в совершении церковных Таинств, треб, а также в сопровождении родителей в кризисные моменты. Нередко в хосписе возникают ситуации, когда священнику необходимо координировать свои действия с кризисным психологом организации. Такая необходимость возникает при очень сильной закрытости родителей для преодоления их добровольной изоляции или автономизации.

Отделение стационарной паллиативной помощи

Особое внимание в окормлении хосписа и паллиативного центра следует уделить налаживанию всестороннего взаимодействия во время ухода ребенка из жизни. Согласно правилу «72 часов» кризисная помощь должна быть оказана в упомянутый промежуток времени с момента происшествия. Именно для этого на посту паллиативного центра есть номер телефона священника, по которому у сотрудников хосписа есть возможность в любое время дня и ночи обратиться к нему за помощью в сопровождении ребенка, уходящего в мир инобытия. В случае смерти ребенка в РПЦПД священник совершает необходимые молитвы, а также краткую литию. Нередко отпевание усопшего совершается по месту жительства родителей. В часовне РПЦПД всегда есть погребальный набор, так как сотрудники центра одевают ребенка и передают его родителям.

Молитва с родителями ребенка непосредственно сразу после отхода их чада имеет сильное, утишающее боль, действие. В это же время необходима беседа пастыря с персоналом, который находился рядом с ребенком. Как показывает практика, присутствие священника оказывает действенную помощь как родителям, так и персоналу центра.

При окормлении детей, находящихся на попечении БДХ и живущих в семьях, необходимо такое взаимодействие с родителями, чтобы они могли вызвать священника в любую минуту. В момент ухода ребенка пастырь должен быть рядом с семьей, молиться с ними, сопровождать подготовку к отпеванию, т. е. оказывать помощь родителям, переживающим утрату, в том числе в вопросах организации христианского погребения их усопшего чада.

После отпевания ребенка взаимодействие священника с семьей должно продолжаться. Важно не оставлять родителей без духовного окормления, совершать необходимые требы (особенно панихиды, литии на кладбище) и просто беседовать.

Взаимодействие священника со структурными подразделениями хосписа и паллиативного центра

Как упоминалось ранее, для оптимального взаимодействия священника с пациентами и подопечными хосписа необходим координатор от организации, который будет аккумулировать все запросы и оперативно передавать их священнику. Такой способ себя зарекомендовал очень эффективным.

Важно уделить внимание взаимодействию со штатной психологической службой организаций. Круг вопросов, которые может решать пастырь, должен быть ясно очерчен во избежание размытия границ области деятельности психолога и священника. Верный формат взаимодействия пастыря и психолога будет способствовать окормлению родителей и детей. Так как там, где заканчивается ресурс психолога, начинается ресурс священника и наоборот. Такая ситуация особенно ясно проявляется, когда перед родителями встают вопросы о посмертной участи души, о преодоления вины и т. д. Сотрудничество священника и психолога также может быть эффективным при работе с общими группами родителей, переживающими смерть ребенка.

Большое значение имеет духовное окормление персонала хосписа, который находится в постоянном напряжении и переживании ухода и боли детей. При этом пастырю необходимо создать атмосферу, когда каждый сотрудник знает, что священнику можно всегда позвонить и поговорить. Это требует больших затрат сил от пастыря, но такой подход и отношение оправдывают себя в реалиях хосписа и паллиативного центра.

В окормлении сотрудников священнику также необходимо быть в тесной связке с психологической службой организации, так как психолог знает проблемные зоны и вопросы, к решению которых может быть привлечен священник. При этом важно сохранять границы: священник должен оставаться священником, а психолог —психологом.

Сложности, с которыми сталкивается пастырь в хосписе и паллиативном центре

Одной из самых первых сложностей, с которыми может столкнуться пастырь в окормлении организаций, оказывающих паллиативную помощь, является отсутствие опыта и знаний в области сопровождения умирающих людей и их родственников. Отдельно следует отметить, что детская паллиативная помощь отличается от аналогичной помощи взрослым. Для получения знаний в некоторых специальных вопросах, которые необходимы для служения в хосписе, священнику желательно получить соответствующее образование (психологическое, социального работника), заниматься самообразованием. Дополнительное образование священника расширяет его возможности, особенно при сотрудничестве с государственными организациями.

Следует отметить психо-эмоциональный аспект проблем, с которыми сталкивается пастырь при служении в хосписе и паллиативном центре. Страдания и смерти детей не оставят сердце пастыря в равновесии. В современной пастырской практике редки случаи психологической помощи священникам. Это обусловлено невозможностью в полной мере быть открытым с психологом ввиду ограничений, которые наложены на пастыря каноническими правилами. В таком случае священник находится один на один со своей болью и переживаниями.

Одним из мощных источников восстановления ресурса священника является служение Божественной литургии. Молитвенное общение с Богом для священника дает возможность иметь «супервизию», которая сможет амортизировать боль, рождающуюся в его душе.

Также не следует скептически относиться к психологической помощи, если таковая возможна для пастыря. На настоящем этапе в системе нашей Церкви нет специализированной психологической помощи пастырям. Практика духовничества, когда есть возможность общения с наиболее опытными духовниками, которые есть в каждой епархии, не всегда может быть эффективной ввиду разного опыта служения пастыря и духовника. Таким образом, хосписный священник оказывается один на один с той болью и чувством бессилия, которые неизменно сопутствуют его служению.

Литература

1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу: основы теории диагностики терапии. СПб.: Речь, 2004. 164 с.

2. Андрющенко А. В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. 2000. № 4. С. 32–34.

3. Гроф С., Галифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам Рос. акад. наук, 1995. 302 с.

4. Краснова О. В. Тяжелые потери и психологическое сопровождение в поздней жизни // Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь / под ред. О. В. Красновой. М., 2002. С. 60–88.

5. Левин С. Кто умирает? Исследование осознанного существования и осознанного умирания. Киев: София, 1996. 136 с.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью