Церковно-медицинский журнал

Духовные основы милосердия

Автор:Епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон
25 Ноября 2015

Я хотел бы время, выделенное мне для выступления, посвятить размышлению над одной болезнью, которой некогда заразилось человечество, которая передается наследственно, из рода в род, от которой происходят все другие болезни тела и души. Все знают ее опасность, но большинство не понимают, в чем причина. Большинство не знают точного диагноза и потому пренебрегаютлечением.

Я думаю, все вы понимаете, о чем я говорю, это болезнь, которая есть во всех нас. Симптомы ее: унылость, безрадостность, гневливость, зависимость состояния души от состояния тела, неумение и нежелание любить, лживость слов и дел, незнание истины, безумная гордость, глупое тщеславие, зависимость от плотских наслаждений, подверженность болезни тела и души, необратимое старение тела и, наконец, смерть.

Мудрые диагносты, Святые Отцы, глубоко изучившие это заболевание, назвали эту болезнь самолюбием.

Преподобный Максим Исповедник говорит, что самолюбие — это неразумная любовь к чувственности. Некогда первые люди, когда были сотворены Богом, не знали этой болезни. Они были подобны Богу, и не только в отношениях между собой, но в отношении к Богу, который есть Троица. Суть отношений Пресвятой Троицы лучше всего передает слово «Любовь».

Все вы знаете слова «Бог есть любовь». Но некоторые думают, что это означает, что Бог нас всех любит, все нам прощает, все разрешает, снисходительно смотрит на наши самые страшные грехи.

Конечно, Бог относится с любовью к нам. Но, когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы говорим не об отношении к нам, к миру, в котором мы с вами живем, а об отношении внутрибожественном, внутри лиц Святой Троицы. Суть отношений лиц Святой Троицы — это любовь.

Многие люди, которые знают суть человеческой природы, знают грехи человека, считают, что человек — это разумное животное. На самом деле в человека вложен образ Божий. Этот образ не уничтожим. И когда Бог создавал нас, Он так замыслил, чтобы нашими отношениями тоже была любовь. Все люди по своей природе едины, как лица Пресвятой Троицы. Мы составляем одно человечество, каждый из нас являет особую неповторимую ипостась этой единой природы. И отношением между этими ипостасями, как и между ипостасями Святой Троицы, должно быть отношение любви.

овременным людям подобные отношения кажутся невозможными. Они читают Евангелие и говорят: как можно любить врагов, как можно любить тех, кто делает тебе зло. Естественная любовь, некогда бытовавшая в мире, исчезает в наши дни. Мы видим, как не любят друг друга супруги, которые составляют одно целое; мы видим, что больше половины браков распадается; видим, как матери отказываются от своих новорожденных детей; видим, как дети отказываются от своих родителей, отдают в специальные учреждения; видим, что сама естественная любовь уничтожается.

Церковь знает, что такая любовь является нормой человеческой жизни. И мы с вами призваны не только любить друг друга, но призваны любить врагов, любовью побеждать греховное разделение, которое есть в мире. Как же нам вернуться к этой норме? Какое есть лекарство?

В наше время, когда человек осознает испорченность отношений между людьми, когда он понимает, что нужно стремиться к милосердию, он пытается найти какие-то этические правила, ищет их в разных религиях, философии (например, в советское время был Кодекс строителя коммунизма). Предлагают комплекс магических обрядов: «если ты сделаешь это и это, то получишь счастье, блаженство». Некоторые думают, что могут помочь целительные материальные вещества. Моя дочь, когда была маленькой, спрашивала: «Папа, а если каждый день пить святую воду, станешь святым?» Понятно, что это детский вопрос, но некоторые думают, что придя за святой водой в церковь, они станут лучше, чище, изменится их душа. К сожалению, этого все-таки мало.

Мы должны знать лекарство от этой страшной болезни, которой мы все с вами больны. Это лекарство, дорогие друзья, Сам Христос.

Забывают об этом современные люди и думают, что Церковь — есть некое сообщество совершенных людей. Когда же они видят в Церкви таких же грешников, как они сами, начинают смущаться, и думать, что все это неправда, все это ложь, лицемерие, когда есть священники, которые не исполняют свой долг, монахи, которые не исполняют свои обеты… Но ведь не мы составляем Церковь, мы в нее входим. И мы в нее входим той стороной нашего естества, которое освящается Богом. В Церкви пребывает Христос, живой и действующий, Христос, умерший и воскресший, Христос, любящий нас и готовый к каждому протянуть руку помощи.

К сожалению, современная молодежь этого не знает. Недавно я получил по электронной почте письмо от одного ученика 11 класса православной гимназии. Он пишет: «Вы говорите: „Бог есть“. Я знаю что есть. Но где Он? Вы говорите, Он всегда рядом со мной. Ну, так покажите же мне Его. Я Его не то, что не вижу, я Его не чувствую». Вот искреннее признание молодого человека.

Но это «нечувствие Бога» и есть самое страшное последствие той болезни, которой мы с вами больны. Неверие, незнание Бога, духовная слепота и глухота. И люди отрицают присутствие Бога в этом мире. Они говорят, что мы живем в некую постхристианскую эпоху и доказывают они это не с помощью науки. Было время, когда не верили в Бога, теперь это время прошло. Сейчас известно, что вера и наука не противоречат друг другу, все знают множество ученых, свидетельствующих о вере. Но доказывают это исходя из того, что их материальные ощущения не дают им знания о Боге. Они живут грубой реальной жизнью, чувственными наслаждениями. Грехи, которые стали нормой жизни для людей, они мешают видеть Бога, мешают его чувствовать.

Как же почувствовать Бога в мире, в котором мы живем?

Я думаю, что можно предложить такой образ, не знаю, насколько он справедлив. Есть картинки, на которых изображены какие-то линии, деревья, на них нужно найти человеческое лицо, еще что-то, но они скрыты за искаженными линиями. Чтобы увидеть, нужно некоторое усилие, нужен труд. Из-за искаженности грехом нашей природы, нашего зрения, нашего слуха, чувств нашей души мы точно так же видим мир, как такую картинку, в которой есть линии, есть символы, но они не складываются в единый образ, часто человек не видит за ними Бога.

Красота мира, то, что мир так разумно устроен, конечно, свидетельствует о Боге. Христос являет Cебя в Евангелии. Человек, читая Евангелие, чувствует присутствие Христа. Христос являет Cебя, прежде всего, в Церковных Таинствах, являет Cебя, когда мы обращаемся к Нему с молитвой.

Как помочь мне этому несчастному мальчику, что мне ему ответить? Чтобы вам лучше понять его, я приведу его историю. Он родился в православной семье. Ходил в храм, исповедовался, причащался. Но потом случилась в его жизни трагедия: отец его оставил семью. Я думаю, что это одна из причин, почему он так относится к вере. Он написал: «Всем на тебя плевать. Ты думаешь: они-то знают правду. Посмотри на этих верующих. Я бы не хотел быть таким, как они».

Самый сильный аргумент против веры — это недостоинство тех, кто в этой вере пребывает. Я часто встречал людей, которые мне говорили: «Знаю этого священника, я к нему не пойду. Знаю эту бабушку, она такая злая, такая нетерпимая, всех осуждает, нет, я в эту церковь не пойду». И, конечно же, «верующие в Евангелие призваны совершать чудеса и знамения». (Есть такое место в Евангелии, которое говорит о тех знамениях, которые следуют за верующим человеком: говорить на других языках, не изучая их, исцелять больных не с помощью лекарств, операций, а просто наложением рук, изгонять бесов…) Где они? Но есть чудо, еще одно свидетельство о Христе, которое присуще каждому человеку. Иоанн Златоуст называет это чудо самым большим, это чудо — Любовь, это чудо — Милосердие. То, что для современного мира является чудом, а должно быть нормой. Совершать это чудо и жить по этой норме должен стремиться каждый православный врач.

Отсутствие этой добродетели свидетельствует о профнепригодности врача.

И, помогая больным исцелиться от болезни, сам врач должен стремиться исторгнуть из себя корень всех страстей — самолюбие. Церковь знает, как победить эту болезнь, как победить это страшное начало всякого греха. Я хотел бы обратиться ко всем вам, членам нашего общества, ко всем православным врачам с призывом назначить каждому самому себе лечение.

Это лечение — общение со Христом. Общение в Церковных Таинствах, общение в молитве. Это изучение Евангелия, знание его слов и хранение в своем сердце, чтобы потом они дали плоды.

Соблюдаем ли мы тот лечебный режим для грешников, который назначен Самим Богом? Ежевоскресное посещение храма, чтение утренних и вечерних молитв? Как часто мы исповедуемся и причащаемся? Ведь в этих Таинствах с нами соединяется Сам Христос. Он исцеляет душу от этого греха и от всех прочих грехов и болезней. Насколько глубоко мы понимаем, что все эти действия не просто упражнения, а обращение к живому Богу? Дело в том, что без нашей обращенности, без нашего усердия мы не услышимответа от Него.

Бог больше нас самих ценит в нас полученный от Него дар удивительной богоподобной свободы. Он призывает нас, дает нам рекомендации, предлагает лекарство, но не приговаривает никого из нас к принудительному лечению.

Мы должны просить от Него ответ со смирением, ожидать от Него ответа, он обязательно придет. Любовь будет умножаться, если человек пойдет по тому пути, на который нас ставит Церковь. Начать этот путь надо со смирения. Что такое смирение?

Когда у православной девочки спросили, что такое смирение, она ответила: «Смирение — это считать себя хуже, чем я есть».

Я думаю, что она научилась этому от взрослых. То есть, «я знаю, что я хорошая, я хочу быть святой, но полагается говорить, что грешная».
На самом деле, смирение — это видение греховной искаженности своей души, видение тех многих грехов, которые часто человек за собой не замечает. Понимание греха тоже ведет человека к цели.

Видение своих грехов равносильно правильно поставленному диагнозу. Зная диагноз, можно человека вылечить. Служение врача в православном понимании — это способ научиться любить, исцелиться от греховной страсти самолюбия.

Преподобный Авва Дорофей, который сам заведовал монастырской лечебницей, говорил: «Больше больной благотворит врачу, чем врач больному». Помогая больному, мы исцеляемся от страстей. Служение врача — не просто громкие слова. Это возможность исполнить закон Христов: «Друг друга тяготы носите». Исцеляя других, самому исцелиться от той страшной болезни, которой мы все больны — болезни греха.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью