Церковно-медицинский журнал

Актуальные вопросы психопрофилактики аборта

Автор:К. В. Кислякова
10 Января 2016

Вопросы регулирования рождаемости волновали человечество всегда. Поиском методов контрацепции и прерывания беременности занимались еще врачи древнего мира. На протяжении всей истории человечества аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, философии, юриспруденции и теологии.
В XX в. аборты приобретают массовый характер, и происходит это на фоне переоценки нравственной, юридической и психофизиологической значимости аборта. Как ни странно, современное цивилизованное общество не имеет единой и четкой оценки допустимости абортов. В одних странах традиционно морально-религиозное осуждение и законодательное запрещение абортов.

В других за последние 40 лет в результате длительных дискуссий и обсуждений произошла отмена законодательного запрета на аборты или его ослабление в той или иной степени.

С начала XX в. и до настоящего времени вопрос легализации и допустимости абортов остается поводом для дискуссий специалистов, демонстраций граждан, заседаний парламентов. Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня.

Аборт как проблема биомедицинской этики

Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии — все это есть современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие — способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в XXI в. носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.

В истории развития медицины и культуры человечества отношение врача к аборту стало одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени. В медицинском понимании аборт — это прерывание беременности до срока, на котором она может завершиться родами. 
Биоэтическая проблема аборта заключается в обосновании моральной допустимости или недопустимости аборта как практики вмешательства в жизнь человека на стадии внутриутробного развития. Данная проблема фокусирует в себе основополагающие вопросы человеческого существования, от решения которых зависит решение и многих других проблем биоэтики, в том числе, когда начинается жизнь человека и кто имеет право решать за человека, жить ему или умереть.

В биоэтике проблема искусственного прерывания беременности состоит в решении морально-этических, правовых, социальных и религиозных вопросов, связанных с медицинской практикой искусственного аборта. Эти аспекты тесно взаимосвязаны друг с другом, но в ряде случаев вступают в противоречие. Возможное, допустимое с правовой и/или научно-медицинской точки зрения является недопустимым, неприемлемым с моральной и религиозной точки зрения.

В области медицины, биомедицинской этики, юриспруденции выделяют различные виды абортов. В медицинской науке и практике различают самопроизвольное и искусственное прерывание беременности. Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) — это явление, полностью относящееся к области медицины, оно не является предметом исследования биомедицинской этики. Искусственное прерывание беременности (аборт) представляет собой результат использования медицинских технологий, нацеленных на прерывание естественного течения процесса беременности в организме женщины, т. е. активное целенаправленное деструктивное вмешательство человека в процессы жизнедеятельности другого человека. 

В правовой сфере в настоящее время в соответствии с действующим законодательством выделяют легальный и криминальный аборты, т. е. произведенные в соответствии с нормами действующего законодательства или нарушающие его. По действующему в нашей стране законодательству, существуют аборты «по желанию женщины», «по социальным показаниям» и «по медицинским показаниям». Наибольшее количество этических вопросов возникает в связи с абортами, производимыми по желанию женщины и по социальным показаниям, так как в этой области в наибольшей степени проявляется свобода вмешательства не только в естественные процессы человеческой жизнедеятельности, но и в духовную, социальную жизнь человека, область его прав и свобод.

В биомедицинской этике при анализе проблемы аборта рассматриваются типы абортов, выделенные с позиций современного права. Однако существуют и другие типологии. Например, известный современный биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный — это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический — это искусственное прерывание беременности по желанию женщины или социальным показаниям.

Мадонна с младенцем.
Художник Джованни Антонио Больтраффио.
1493–1499 гг.

В данной проблеме сконцентрировался ряд противоречий, свойственных медицинской культуре современного общества. Во-первых, отношение людей к аборту как операции, такой же, как и любая другая медицинская операция, противостоит мнению о том, что аборт — это форма убийства человека (детоубийства), просто совершаемого не во внешнем мире, а внутри организма женщины-матери. Это противоречие мнений непосредственным образом связано с вопросом о том, признавать человеческий эмбрион человеком или считать его всего лишь естественным новообразованием в организме женщины, которое при определенных условиях может стать человеком. Второе основополагающее противоречие заключается в решении проблемы права распоряжаться жизнью другого человека — решать вопрос о жизни (или смерти) человека, в данном случае — еще не родившегося. 

В России и на практическом, и на теоретическом уровне преобладает отношение к аборту как к медицинской операции, которая является делом врачей и самой женщины [1]. До середины 90-х гг. XX в. наша страна занимала первое место в мире по производству абортов. В западных странах проблема аборта стоит в центре этико-правовых дискуссий на протяжении трех последних десятилетий. 

В научно-медицинском аспекте проблема аборта предстает в достаточно противоречивом виде. С одной стороны, развитие медицинских технологий, в том числе разработка наименее травматичных и безболезненных для женщины техник проведения операции искусственного прерывания беременности, позволило сделать ее доступной и широко используемой в медицинской практике.

С другой стороны, в медицинской науке и практике накоплен большой объем знаний о возможных негативных последствиях данной операции для здоровья женщины. К этому следует добавить переживания женщины, перенесшей операцию по искусственному прерыванию беременности, с которыми она, как правило, остается один на один. Эти переживания серьезно нарушают ее жизнь, трансформируясь в социально-психологические проблемы и психо-эмоциональные нарушения, которые могут принимать форму нервных, психосоматических и даже психических заболеваний.

Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2011 г., в России имеет место демографический кризис. Суммарный коэффициент рождаемости 1,539 (в США этот показатель в 2011 г. составил 2,06; мировой суммарный коэффициент рождаемости — 2, 46). Средний возраст жителя России, по итогам переписи населения, прошедшей в 2010 г., составил 39 лет. Согласно данным этого же года, подготовленным аналитиками ЦРУ, средний возраст жителя Земли —28 лет.

Таким образом, аборт — это не просто медицинская технология искусственного прерывания беременности. Это деструктивный акт вмешательства человека во все сферы жизнедеятельности людей, имеющих к нему отношение и свое представление о различных его аспектах — от возможных родителей, их знакомых и родственников до врачей и других медицинских работников, вовлеченных в процесс принятия решения и проведения аборта. 

Проблема аборта в контексте религии

Религиозный аспект отношения людей к аборту при кажущейся в современном обществе его второстепенности имеет большое значение в силу преемственности, передачи от поколения к поколению религиозно-этических норм жизнедеятельности человека в обществе. Религиозно-этические традиции в значительной степени влияют на существование в различных странах мира вариантов разрешительных или запретительных законов о практике применения абортов.

Христианская религия утверждает, что жизнь есть дар Божий, и как таковая является необходимой предпосылкой других физических, духовных и моральных ценностей. Как дар Божий, она — моральное благо. Люди ответственны за сохранение и продление жизни. Поскольку источником жизни является Бог, людям не дозволено прерывать ее. В христианстве аборт приравнивается к убийству, к одному из высших проявлений зла. Православие всегда относилось к абортам однозначно. С раннехристианской эпохи и поныне Церковь осуждала и осуждает плодоизгнание как не имеющее оправдания уничтожение невинной человеческой жизни [2]. 

Человеческий эмбрион в возрасте 8 недель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человеческий эмбрион в возрасте 8 недель начинает совершать свои первые движения. При ультразвуковом исследовании наблюдается сердцебиение, частота сердечных сокращений в норме 110–130 ударов в минуту.


В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. …Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери» [3].

В католических странах Европы и Латинской Америки законы об аборте остаются наиболее строгими. Аборт допускается только при прямых медицинских показаниях — угрозе жизни матери. Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна вмешиваться в процесс течения беременности. В 1970 г. католическая церковь в лице папы Павла VI выступила с заявлением о недопустимости вмешательства в деторождение и контроля над рождаемостью.

За полный запрет абортов выступает буддизм.

Иудаисты допускают возможность аборта только в случае, когда развитие беременности представляет угрозу жизни матери. 

В мусульманстве вопросы регулирования деторождения являются одними из самых актуальных. На общемусульманском уровне нет четкого ответа, имеет ли женщина право сделать аборт, принимать медицинские средства против беременности и т. д. В 1988 г. 5-я сессия Совета исламской академии правоведения провела дискуссию по этим вопросам [4]. Правоведы исходили из того, что, согласно шариату, одной из целей брака является деторождение и продолжение человеческого рода, а любое препятствие этому является нарушением шариата и положений, содержащихся в священных текстах. Мусульманские правоведы единодушно соглашаются в том, что аборт запрещен после того, как плод полностью сформировался и обрел душу, что происходит примерно через 6 недель после наступления беременности. Аборт после этого срока считается преступлением против законов ислама, ибо представляет собой преступление против сформировавшегося, живого человеческого существа. Есть только одно исключение: если после того, как ребенок полностью сформировался, становится ясно, что продолжение беременности приведет к смерти матери, то в этом случае выбирается меньшее из зол [5]. 

Таким образом, все мировые религии считают аборт недопустимым явлением в жизни человека, хотя и допускают его при исключительных условиях в некоторых случаях.

Психопрофилактика абортов в Самарской области

Для современного этапа развития медицинской и психологической науки характерен взгляд на человека как на интегрированную живую единицу, в которой тело и психика работают как единое целое. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно, учитывая значение и соматических и психологических компонент здоровья/болезни. Такое представление соответствует холическому взгляду на природу человека, который представляется не набором разрозненных частей организма, а целостной телесной и духовной сущностью, в которой заключена способность к самоисцелению.

Сегодняшняя ситуация в России характеризуется социально-экономической и политической нестабильностью, падением нравственных и моральных норм в обществе, ростом преступности и т. д. Все это резко обострило проблемы подростков и молодежи. Растущая безработица, снижение возможности получить образование, адекватную медико-социальную и психологическую помощь привели к потере у молодежи социально-нравственных ориентиров, деформации сексуального поведения, росту сексуального насилия, ухудшению репродуктивного и сексуального здоровья. В последние годы в этой категории населения отмечается рост числа абортов, нежеланных беременностей и родов.

Однако ситуация не безнадежна. Так, в Самарской области за последние годы накоплен положительный опыт профилактики абортов, реализуется комплексная программа мероприятий, направленная на снижение распространенности абортов. Основным направлением данной программы является проведение профилактической работы, направленной на выработку позитивной модели репродуктивного поведения.

Первичная профилактика абортов — это профилактика патологии репродуктивной сферы, начинается с самых ранних этапов развития ребенка. Проводится просветительская и образовательная работа в детских коллективах. С детьми младшего школьного возраста специалисты–педиатры, детские гинекологи, урологи проводят занятия, направленные на формирование гигиенической культуры, а при работе с подростками — профилактики патологии репродуктивной сферы.
В области отработана система диспансеризации женщин фертильного возраста в рамках групповой врачебной практики специалистов. Вопросы профилактики абортов, проведения консультирования по планированию семьи относятся к компетенции каждого врача, осуществляющего диспансерное наблюдение женщин фертильного
возраста.

В настоящее время в Самарской области действуют
74 кабинета профилактической работы

Открыты кабинеты профилактической работы в женских консультациях, школы здоровья в поликлиниках, кабинеты специализированных приемов по планированию семьи в гинекологических отделениях многопрофильных больниц, в Центрах планирования семьи и репродукции.

Психологическое консультирование беременных показывает, что состояние женщин, обратившихся по поводу искусственного прерывания беременности, характеризуется повышенной тревожностью, преобладающим негативным эмоциональным состоянием. Основными факторами мотивации к искусственному прерыванию беременности служат материальные причины, межличностные отношения, прежде всего, партнерские, наличие или недостаток уверенности в себе и собственных силах.

В Программе профилактики абортов необходимо использовать исследование особенностей личности и мотивационной сферы, ответственного отношения к беременности, формирование фокуса на сохранение беременности и рождение ребенка. Исследование эмоционального состояния беременной необходимо как первый шаг к тому, чтобы незапланированная беременность, которая вначале была нежеланной, могла привести к рождению любимого ребенка.

Женщины, у которых превалирует нежелание менять свою жизнь в связи с рождением ребенка, чаще принимают окончательное решение об аборте. Психологическое сопровождение беременных направлено на изменение решения о прерывании беременности в пользу ее сохранения.

Ежегодно профилактические кабинеты области посещает более 200 000 пациенток, больше половины посещений — по планированию семьи. К данной работе регулярно привлекаются и средства массовой информации (размещение статей в газетах, выступления специалистов на областном радио и телевидении). Ежегодно проводятся масштабные акции — недели против абортов «Я выбираю жизнь».

Показатель распространенности абортов является одним из основных оценочных показателей деятельности участкового врача, лечебно-профилактического учреждения в целом, а также городского образования или муниципального района, региона как субъекта Российской Федерации.

В результате принятых мер отмечается устойчивая динамика снижения распространенности абортов в Самарской области.

Распространенность абортов в регионе традиционно ниже аналогичного показателя в Российской Федерации: в 2012 г. — 22,0 (РФ, 2012 — 25,6), в 2013 — 20,8 (РФ, 2013 — 24,5). В 2014 г. показатель составил 19,7 на 1000 женщин фертильного возраста.

«Необходимо отметить устойчивую ежегодную динамику снижения числа артифициальных абортов, выполненных по желанию женщины, — сообщает Самарское областное министерство здравоохранения. — В 2012 г. их число снизилось на 7%, в 2013 — на 11%, в 2014 — на 14%, в 1 квартале 2015 г. — на 11%. Анализ реализации репродуктивного выбора населения Самарской области показывает положительную динамику увеличения числа родов и сокращение числа абортов. Так, соотношение родов к абортам в 2012 г. составило 1:0,47, в 2013 г. — 1:0,43, в 2014 — 1:0,39 (РФ, 2013 — 1:0,47). Однако, несмотря на преобладание за последние 10 лет родов над абортами, данного количества родов недостаточно для простого воспроизводства населения».

Итак, профилактика абортов и их осложнений — важная медико-социальная проблема, решить которую возможно только совместными усилиями государственных органов, медицинских и социальных служб, общественных организаций и самого населения.

С точки зрения морали аборт — всегда трудный, мучительный моральный выбор.

Прерывание беременности — это всегда плохо. Убийство ребенка неизбежно будет иметь отдаленные и непредсказуемые последствия. В числе прочих часто недооцениваемая в момент принятия решения вероятность, что последующее зачатие окажется невозможным. Равновероятны оба исхода: и что дети у данной женщины в последующем будут, и что их не будет. И какая выпадет ей судьба — одному Богу известно.

Литература

1. Коновалова Л. В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборта / Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. С. 154.
2. Брек Иоанн, протопресвитер. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика / Перевод с англ. Ю. С. Терентьева. М.: Паломникъ, 2004.
3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Постановление Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. // Информационный бюллетень отдела Внешних церковных отношений Московского Патриархата. 2000. № 8.
4. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб.: ДИЛЯ, 2007. С. 480. 
5. Бюйюкчелеби Исмаил. Под сенью Ислама. СПб.: ДИЛЯ, 2006. С. 353–354.

Важным событием ушедшего 2019 г. для журнала «Церковь и медицина» стало его вхождение в РИНЦ (российский индекс научного цитирования). В связи с этим в оформление статей введены элементы классификации, способствующие точному и быстрому нахождению текстов поисковыми системами. В новом, девятнадцатом, выпуске журнала опубликованы материалы XXVII Международных образовательных Рождественских чтений. В разделе, посвященном работе секции ОПВР «Роль наследия святых целителей и докторов в формировании личности современного врача», представлены тексты прозвучавших докладов. Сквозная тема номера — наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — затрагивается как в статьях по докладам Рождественских чтений, так и в исторических материалах, в рубрике «События, факты, комментарии». Одна из ведущих тем выпуска — отношения врача и пациента. Этим вопросам посвящен ряд публикаций в разделах журнала: в первую очередь материалы работы секции ОПВР в рамках Рождественских чтений, в также в разделе «Милосердное служение». Рубрика «Практические вопросы современной медицины» представляет статьи, в которых рассматриваются вопросы, актуальные для врачей разных специальностей. Они подготовлены авторами на основе своих докладов на заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга. С православными медицинскими конференциями и чтениями, прошедшими в разных городах России: Смоленске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Курске, знакомят материалы рубрики «События, факты, комментарии».

Читать анонс полностью