Церковно-медицинский журнал

Санкт-Петербургская земля и Санкт-Петербургская митрополия: история и современность

Автор:А. М. Черников
16 Января 2016

История края

В VI в. на территории современной Ленинградской области появляются славяне, в VIII в. приплывают варяги. Первыми поселениями славян были Любшанская крепость в Волховском районе (VIII в.) и Городец под Лугой (IX в.).

В XII в. земли по берегам Финского залива, Луги, Невы, Ладоги и Волхова вошли в состав Новгорода. В 1116 г. новгородцы построили крепость в Старой Ладоге.

На эту землю претендовали шведы и немцы, которых разбил святой новгородский князь Александр Ярославович в 1240 и 1242 гг. в Невской битве и Ледовом побоище. Для защиты границ в XIII–XIV вв. были построены крепости Копорье, Орешек, Ям, Корела, Тиверский городок.

В 1478 г. Новгородская республика прекратила существование и была присоединена Великим князем Иваном III к Великому княжеству Московскому.

В 1582 г. шведы завоевали западные земли нынешней Ленинградской области. В течение XVII в. эти территории переходили то к России, то к Швеции, и были окончательно возвращены в состав России в результате Северной войны.

В 1703 г. Петр I заложил крепость Санкт-Петербург в честь святого апостола Петра. Позднее крепость стала называться Петропавловской по ее главному собору. Вокруг нее начал строиться город, к которому перешло первоначальное название крепости. Город был местом базирования Балтийского флота. Морская торговля сделала его центром экономической жизни, средоточием промышленности и ремесел.

В 1712 г. в Санкт-Петербург из Москвы переехал царский двор, главные государственные учреждения, и город стал столицей Российской империи. В пригородах стали появляться загородные царские резиденции.

Санкт-Петербург стремительно развивался, постоянно рос и уже к началу XIX в. население достигло 200 тыс. человек, что лишь немного уступало численности населения Москвы того периода. К началу XX в. Санкт-Петербург стал одним из крупнейших центров российской промышленности, где производилось буквально все: от кораблей и современного вооружения, до изделий легкой промышленности.

Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку. Художник М. И. Махаев. 1753 г

В 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну и городу было дало новое название — Петроград. Петроград стал центром драматических событий революции 1917 г. После Октябрьской революции с 1918 г. столицей России стала Москва. В 1924 г. город был переименован в Ленинград.

В результате советско-финской войны в состав Ленинградской области вошла территория Корельского перешейка. Во время Великой Отечественной войны большая часть территории области была оккупирована и значительно пострадала. Ленинград претерпел блокаду длительностью 872 дня, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 гг. Около 700 тыс. человек стали жертвами голода и бомбежек. Несмотря на тяжелейшую осаду, город выстоял. В 1965 г. он был удостоен звания города-героя. Во время блокады Ленинграда по Ладожскому озеру и через территорию области проходила «Дорога Жизни», связывающая осажденный город со страной.

Название Санкт-Петербург было возвращено городу в 1991 г. На сегодняшний день Санкт-Петербург является городом федерального значения и считается культурной столицей России. В городе находится множество памятников архитектуры, действует свыше 120 музеев, таких как Эрмитаж, Русский музей, военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, военно-морской музей, зоологический музей и др.

Четыре епархии Санкт-Петербургской митрополии

12 марта 2013 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви Санкт-Петербургская епархия была преобразована в митрополию, состоящую из четырех епархий: одной городской — Санкт-Петербургской и трех областных —Выборгской, Гатчинской и Тихвинской.

Санкт-Петербургская епархия

Митрополит  Санкт-Петербургский
и Ладожский Варсонофий

Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии — Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.

Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом. Вплоть до 1721 г. эти земли находились в ведении новгородских архиереев.

После учреждения Святейшего Синода в 1721 г. именно он заведовал делами Санкт-Петербургской епархии, его заседания проходили в столице Российской империи.
В 1742 г. была учреждена самостоятельная Санкт-Петербургская епископия, в 1745 г. была преобразована в архиепископию, а в 1776 г. — в митрополию. В 1817 г. при митрополите было учреждено первое викариатство, накануне 1917 г. их было четыре.

В 2013 г. в ведении Санкт-Петербургской кафедры остался город федерального значения Санкт-Петербург, а кафедра стала центром новоучрежденной митрополии.
Епархией управляет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Епархия включает в себя 23 благочиния, 220 приходов, 4 монастыря, в ней служат 4 архиерея и 695 священнослужителей.

      

Слева направо: Викарный архиепископ Петергофский Амвросий, ректор СПбДА;  Викарный епископ
Кронштадтский Назарий; наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

Выборгская епархия

Выборгская епархия была образована как викариатство в 1859 г. В 1892 г. ее преобразовали в самостоятельную епархию. В периоды 1923–1935 гг., 1945–1962 гг. Выборгская епархия была упразднена. С 1962 г. находилась в составе Санкт-Петербургской епархии как викариатство. В 2013 г. была преобразована в самостоятельную епархию. Объединяет приходы Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области. Правящий архиерей — епископ Выборгский и Приозерский Игнатий.

Епархия включает 4 благочиния, 130 приходов, 1 монастырь, в ней служат 1 архиерей и 117 клириков.

      

Слева направо: Епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий

Гатчинская епархия

Учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви 6 октября 2008 г. В 2013 г. преобразована в самостоятельную. Включает в себя Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский и Тосненские районы Ленинградской области. Правящий архиерей — епископ Гачинский и Лужский Митрофан. Епархия разделена на 6 благочиний, в ней действует 94 прихода, 1 монастырь, служат 1 епископ и 161 священнослужитель.

Тихвинская епархия

В 1764 г. в составе Новгородской епархии была образована викарная Олонецкая кафедра, которой подчинялись приходы Олонецкого, Каргопольского, Устюженского уездов. В 1798 г. после ликвидации Олонецкой губернии приходы перешли в состав Новгородской епархии. В 1801 г. Олонецкая губерния была восстановлена, в 1828 г. была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой в Петрозаводске. Тихвинская кафедра как викариатство Новгородской епархии была учреждена в 1907 г., пресеклась в 1920-х гг., но была возрождена в 1960-х гг. как викариатство Ленинградской епархии. В 2013 г. была образована самостоятельная Тихвинская епархия в границах Бокситогорского, Волховского, Киришского, Кировского, Лодейнопольского, Подпорожского и Тихвинского районов Ленинградской области. Правящий архиерей — епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав. Епархия включает 5 благочиний, 48 приходов, 9 монастырей, в ней служат 1 епископ и 106 клириков.

Святые покровители Санкт-Петербургской митрополии

Санкт-Петербург имеет целый сонм небесных покровителей. Город назван в честь святого апостола Петра. Первый храм на Заячьем острове — Петропавловский собор, был заложен во имя святых апостолов Петра и Павла. Апостол Петр проповедовал как на Востоке, так и на Западе, стал основателем кафедры в Риме. Планировалось, что будущая российская столица станет окном на Запад, через нее будет проходить взаимообмен двух культур — исконно русской и западноевропейской. Кроме того, в переводе с греческого Петр означает «камень», и новая крепость должна была стать неприступной твердыней.
В 1713 г. на берегу Невы была основана Свято-Троицкая Александро-Невская обитель.

В 1724 г. в Александро-Невский монастырь из Владимира были торжественно перенесены мощи святого благоверного великого князя Александра Невского (1220–1263). Петр I считал, что молодой столице нужен святой покровитель-соотечественник, охранявший западные границы, разгромивший шведов в Невской битве 1240 г. и немцев на льду Чудского озера в 1242 г. Великий князь Александр Ярославович был выдающимся государственным деятелем, который оберегал Русь, как от набегов крестоносцев, так и от давления со стороны татаро-монгольской Орды, проводя мудрую дипломатическую политику. Перед кончиной князь принял монашеский постриг и схиму с именем Алексий.

Царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра, царевич Алексей, царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия — пример добродетельной православной семьи, которая после октябрьской революции не покинула Россию, но разделила ее судьбу, и была казнена богоборческой властью в 1918 г. Находясь в заточении, несмотря на издевательства и оскорбления, они с кротостью приняли свою участь и умерли с именем Христа на устах.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) был выдающимся русским пастырем, настоятелем Андреевского собора в Кронштадте. Отца Иоанна звали «Всероссийский батюшка», более полувека он нес утешение и надежду страждущим и угнетенным. Батюшка обладал редким даром душевного и телесного исцеления. Отец Иоанн построил в Кронштадте Дом трудолюбия для помощи и возвращения к полноценной жизни бедняков и опустившихся людей. Батюшка основал несколько монастырей: женский монастырь св. Иоанна Рыльского на речке Карповке, где сейчас почивают мощи праведника, а также Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь на малой родине в Архангельской губернии.

Святая блаженная Ксения Петербургская (первая треть XVIII в. — ок. 1803 г.), рано овдовев, приняла на себя подвиг юродства, желая вымолить мужа — Андрея Федоровича, умершего без покаяния и церковного напутствия. Блаженная Ксения целиком посвятила себя служению Богу и людям. Раздав свое имущество, она облачилась в одежду мужа и стала скитаться по Петербургу, со смирением снося насмешки. Блаженная Ксения имела пророческий дар, еще при жизни считалась помощницей в земных страданиях. Мощи святой находятся в часовне на Смоленском кладбище, к которой не перестают притекать верующие люди.

Преподобный Серафим Вырицкий (1866–1949) первую половину жизни был успешным и благочестивым купцом, благотворителем, а в 1920 г. вместе с супругой принял монашеский постриг, стал насельником Александро-Невской Лавры, через некоторое время став ее духовником. В 1930 г. по состоянию здоровья его перевезли в Вырицу, где он до самой кончины продолжал принимать и духовно окормлять людей. В годы Великой Отечественной войны Вырицкий подвижник повторил подвиг моления на камне преподобного Серафима Саровского. Мощи преподобного Серафима находятся в часовне рядом с Казанским храмом Вырицы.

Преподобномученица Мария Гатчинская (1874–1932) была с молодости поражена тяжелым телесным недугом и прикована к постели, но несла подвиг непрестанной молитвы, за ее духовным советом приходило множество людей. После ареста скончалась в больнице дома предварительного заключения. Прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских. Святые мощи преподобномученицы Марии находятся в Гатчинском Павловском соборе.

Собор Санкт-Петербургских святых

 Преподобные Сергий и Герман Валаамские (X или XIV в.) — основатели Валаамского монастыря.

Преподобный Александр Свирский (1448–1533) — основатель и игумен Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, сподобился явления Пресвятой Троицы — единственный известный в новозаветной истории случай. В монастыре находятся его нетленные мощи. Преподобный воспитал целый сонм святых учеников.

Преподобный Арсений Коневский (+1447) родом из Новгорода, прожил три года на Афоне, откуда привез икону Божией Матери, получившую впоследствии название Коневской. С этой иконой удалился на остров Коневец, где положил начало монастырю в честь Рождества Богородицы.

Преподобный Антоний Дымский (ок. 1157 — ок. 1224) проводил подвижническую жизнь на берегу Дымского озера, основал Антониево-Дымский монастырь, где сейчас находятся мощи святого.

Преподобный Макарий Римлянин (XV–XVI) — основатель и игумен Макарьевской Успенской пустыни, получил от Господа дар прозорловости и чудотворения. Мощи преподобного были обретены при восстановлении Макарьевой пустыни в начале 2000-х гг.

Священномученик митрополит Вениамин (Казанский) (1873–1922) возглавлял Петроградскую кафедру с 1917 г. до своей кончины в 1922 г., участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., тесно общался с простым народом Петрограда, который его очень любил. Митрополит Вениамин был обвинен в противодействии изъятию церковных ценностей и приговорен к
расстрелу.

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) (1856–1937) возглавлял Ленинградскую кафедру с 1928 г., на которой успешно боролся с иосифлянским расколом. В 1937 г., будучи на покое, по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен властями к расстрелу.

Священномученик Иоанн Кочуров (1871–1917) — первый православный священник, пострадавший от рук большевиков после проведения в Царском селе крестного хода о прекращении междоусобной брани.

Священномученик Петр Скипетров (1863–1918) был убит красногвардейцами в Александро-Невской Лавре, когда он просил их остановиться и не осквернять святыни монастыря.

Священномученик Философ Орнатский (1860–1918) и его сыновья — мученики Борис и Николай. Протоиерей Философ был настоятелем Казанского собора и одним из ближайших сподвижников митрополита Вениамина (Кананского). Был расстрелян чекистами вместе с сыновьями в 1918 г.

Преподобномученик Лев (Егоров) (1889–1937) — деятель церковного просвещения, участник Александро-Невского братства, с 1932 г. — заключенный Сибирского лагеря, расстрелян в 1937 г.

Список святых-покровителей Петербургской земли можно продолжить, многие из них — новомученики и исповедники, пострадавшие в 1920–1930-х гг.

Монастыри

В настоящее время в Санкт-Петербургской митрополии действуют следующие монастыри:

Ставропигиальные:

  • Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь;
  • Иоанновский ставропигиальный женский монастырь.

  

Валаамский  и Иоанновский монастыри

Санкт-Петербургская епархия:

  • Воскресенский Новодевичий женский монастырь;
  • Константино-Еленинский женский монастырь;
  • Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра;
  • Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь.

     

Воскресенский Новодевичий и  Константино-Еленинский монастыри

Выборгская епархия:

  • Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

  

Коневский и  Александро-Свирский монастыри

Гатчинская епархия:

  • Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь.

Тихвинская епархия:

  • Александро-Свирский мужской монастырь;
  • Антониево-Дымский мужской монастырь;
  • Введено-Оятский женский монастырь;
  • Покрово-Тервенический женский монастырь;
  • Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь;
  • Свято-Успенская Макарьевская пустынь;
  • Староладожский Никольский мужской монастырь;
  • Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь;
  • Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь;
  • Тихвинский Введенский женский монастырь.

   

Тихвинский Введенский  и  Покрово-Тервенический монастыри

Также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действуют подворья этих монастырей.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Монастырь основан в 1710 г. Петром I.

В 1713 г. освящен первый деревянный Благовещенский храм монастыря и отслужена первая Литургия. Автором генерального плана строения монастыря был итальянский архитектор Доменико Трезини. Первым настоятелем монастыря стал архимандрит Феодосий (Яновский).

В 1724 г. по распоряжению Петра I в Александровский монастырь были перенесены из Владимира мощи святого князя Александра Невского. По окончании строительства главного монастырского храма в 1790 г. — собора Пресвятой Троицы, мощи святого князя были перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы Петровны.

   

Александро-Невская Лавра до революции

В 1721 г. распоряжением архиепископа Феодосия при монастыре была создана школа, ставшая родоначальницей Петербургских духовных учебных заведений. В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария, дававшая служителям церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. В 1797 г. семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию — высшее богословское учебное заведение.

В 1809 г. в связи с реформой духовного образования академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В 1797 г. Павел I повелел Святейшему Синоду переименовать монастырь в Лавру. Александро-Невская Лавра по заслугам получила высокую честь. Вместе с устроением собственной жизни насельники монастыря устраивали церковную жизнь новосозданной столицы и прилежащего района. До учреждения Святейшего Синода в Александро-Невском монастыре были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Иеромонахи монастыря ежегодно летом отправлялись совершать богослужения на кораблях, в госпиталях, в церквях наших заграничных представительств в Западной Европе. В типографии обители издавались книги начального наставления о вере и добродетели, которые распространяли по церквям района.

Со временем все эти служения развились и обособились, а Лавра сосредоточилась на молитве и благотворении. Александро-Невская обитель была резиденцией столичной духовной власти и местом частых паломничеств царской семьи. Троицкий собор отличался богатством внутреннего убранства, вместе с иконами его украшали произведения кисти Ван-Дейка, Рубенса, Бассано и многих известных русских живописцев.

После Февральской революции 1917 г. в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все церковное имущество было национализировано, жилые помещения монастыря перешли в ведение Петросовета, а на территории каре было организовано захоронение видных партийных деятелей. В 1919 г. часть Лаврских помещений занял Петроградский Епархиальный совет. В 1922 г. во время кампании по изъятию церковных ценностей были изъяты рака и мощи святого князя Александра Невского. Рака была помещена в Эрмитаж, а мощи — в музей атеизма, их вернули в собор только в 1989 г.

     

Александро-Невская Лавра в советское время и сейчас

В 1936 г. властями были закрыты все храмы Лавры, и весь комплекс ее зданий стали использовать в хозяйственных целях (там находилось 17 различных учреждений). После изменения отношения советской власти к Церкви в 1943 г. был возвращен Свято-Духовский храм Лавры, а в 1956 г. — Свято-Троицкий собор.

Возрождение Лавры началось в 1995 г., обители был частично передан «Духовский» корпус. В 1996 г. состоялась передача комплекса Лавры Церкви и постепенно началась полноценная монашеская жизнь.
С 1997 г. наместником Лавры является архимандрит Назарий (Лавриненко) (ныне — викарный епископ Санкт-Петербургской епархии).

В Санкт-Петербурге насчитывается более 200 православных храмов, из них 19 соборов. Особенную духовную и культурно-историческую значимость, а также статус архитектурных памятников федерального значения имеют Исаакиевский собор, Казанский собор, Сампсониевский собор, Смольный собор, Петропавловский собор, Николо-Богоявленский морской собор, Владимирский собор, Софийский собор, Троице-Измайловский собор, Феодоровский (Государев) собор, собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Троицкий собор Александро-Невской Лавры, Кронштадтский Морской собор.

  

Собор Воскресения Христова (Спас-на-крови)

Внешний вид храма Спас-на-крови

Собор Спаса-на-крови — один из красивейших храмов Санкт-Петербургской митрополии. Он был построен в память о мученической смерти царя-освободителя Александра II на месте его убийства в 1881 г.

Храм построен по проекту архитектора А. А. Парланда. Декоративная отделка фасадов собора насыщенна и многослойна. На фоне коричневато-красного зигерсдорфского кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы. Окна обрамлены резными колоннами из эстляндского мрамора. Стены украшает орнамент в виде поясков и крестиков из цветных и фарфоровых и керамических кирпичей. Общая площадь мозаики фасадов храма составляет 400 квадратных метров. Внутреннее убранство собора украшают мозаики В. М. Васнецова, Н. Н. Харламова, М. В. Нестерова, В. В. Беляева, А. А. Парланда и А. П. Рябушкина.

Своеобразие художественного исполнения храма Воскресения Христова позволяет отнести его к числу интереснейших архитектурно-художественных памятников города.

Чудотворные иконы митрополии

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери чудесно явилась в Казани в 1579 г. Божия Матерь в сонном видении явилась девятилетней девочке и повелела достать Ее икону, зарытую в землю еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На месте обретения иконы был основан Богородицкий женский монастырь, где и хранилась святыня. В 1904 г. икона была украдена из обители, найти ее не удалось.

Пресвятая Богородица не раз помогала русскому воинству через Свой образ Казанский. В Смутное время перед освобождением Москвы от поляков русское ополчение молилось перед списком Казанской иконы Божией Матери. Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Тихвинская икона Божией Матери по преданию написана святым апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. В V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее был выстроен Влахернский храм. В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя икона чудесным образом была взята оттуда и перенесена на Русь, на берег реки Тихвинки. На месте ее обретения была построена церковь, а впоследствии — Тихвинский Богородичный мужской монастырь.

Тихвинская икона Божией Матери прославилась множеством чудес. Когда в 1613–1614 гг. шведские войска пытались разрушить обитель, Божия Матерь встала на ее защиту. Незначительные по числу иноки монастыря долгое время отражали атаки противника.

Во время второй мировой войны, при оккупации Тихвина, икону перевезли в Ригу, где ее приняла православная община. Она была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго, а в 2004 г. ее хранитель протоиерей Сергий Гарклавс вернул образ в Россию, в Тихвинский монастырь.

Коневская икона Божией Матери

Коневская икона Божией Матери была принесена с Афона преподобным Арсением Коневским в 1393 г. Игумен одного из афонских монастырей преподобный Иоанн Зидон благословил преподобного Арсения в дорогу этой чудотворной иконой Божией Матери.

С самого начала своих иноческих подвигов на Коневском острове преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы. Языческое население этого острова суеверно поклонялось огромному каменному идолу — «конь-камню». Преподобный Арсений с чудотворным образом Богоматери совершил крестный ход вокруг этого камня и усердной молитвой изгнал целое скопище бесов, которые, приняв вид воронов, улетели на Выборгский берег.

С тех пор «конь-камень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской.

В 1577 г. обитель была спасена от шведов предстательством Божией Матери — опустошая Карелию, шведы хотели разграбить Коневский монастырь, но неожиданно разразилась сильная буря, которая взломала лед вокруг Коневского острова, так что шведы не могли пройти по нему, и обитель осталась невредимой.

После первой мировой войны территория, на которой находился Коневский монастырь, отошла к Финляндии, а в 1918 г. Финская Православная Церковь стала автономной.

В 1940 г. в связи с военными событиями монастырь эвакуировали, а икона через некоторое время была перевезена в монастырь Новый Валаам, где находится и ныне.

Икона Божией Матери Знамение Царскосельская была принесена в дар царю Алексею Михайловичу (1646–1676) одним из православных восточных патриархов, по всей вероятности, Константинопольским патриархом Афанасием (Пателларием).

Икона с тех пор стала фамильной и глубоко почитаемой святыней. Петр I перенес образ в новую столицу. Елизавета Петровна построила для иконы Знамения Богородицы Знаменскую церковь в Царском Селе, куда в 1747 г. образ был торжественно перенесен.

В 1771 г. перед иконой совершались молебны об избавлении Царского Села от чумы, так что мор не коснулся Царского Села и скоро прекратился. Также в 1831 г. заступничеством Божией Матери Царское Село миновала эпидемия холеры, захватившая Санкт-Петербург.

Воспитанники Царскосельского Лицея, открытого в 1811 г., в том числе и А. С. Пушкин, ходили в Знаменскую церковь и молились перед святым образом.
В годы Великой Отечественной войны Царское Село было оккупировано немецкими войсками. В 1944 г. при отступлении фашисты забрали образ Знамения и другие иконы Знаменской церкви. Они были найдены советскими войсками в Риге и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову), который в 1948 г. передал их храму Ленинградской духовной академии, где чудотворная икона находится и сейчас.

Санкт-Петербургская духовная академия

Санкт-Петербургская духовная академия

Как было указано ранее, Санкт-Петербургские духовные школы были основаны в Александро-Невской Лавре. В 1809 г. в результате реформы духовного образования Александро-Невская академия распадается на три учебных заведения: академию, семинарию и училище. Первым ректором духовного училища стал иеромонах Филарет (Дроздов) — будущий митрополит Московский, который положил особенно много трудов к совершенствованию духовного образования.

В 1821 г. был построен новый академический корпус на Обводном канале, д. 7. В 1841 г. семинария также переводится за стены Лавры в здание на Обводном канале, д. 17.


На протяжении всего времени существования главная цель духовных школ состояла в подготовке достойных служителей Церкви. В них трудились многие известные богословы, церковные историки и литургисты, такие как протоиерей Герасим Павский, архимандрит Макарий (Глухарев), епископ Кассиан (Безобразов), профессора И. Е. Евсеев, В. В. Болотов, И. А. Чистович, И. А. Карабинов, Н. Н. Глубоковский, С. М. Зарин и др.

Академия осуществляла грандиозную работу по научному переводу Библии на русский язык, по изданию славянской Библии. С 1821 г. издается академический богословский журнал «Христианское чтение», с 1875 г. — «Церковный вестник».

Среди выпускников дореволюционной академии — предстоятель Русской Церкви, много видных церковных иерархов, известных богословов и историков Церкви, академиков Российской Академии наук, миссионеров. Были канонизированы святитель Феофан Затворник (Говоров), апостол Японии святитель Николай (Касаткин), праведный Иоанн Кронштадтский, патриарх Всероссийский Тихон (Белавин) и др.

В 1918 г. духовные школы были закрыты. Духовное образование трудами преподавателей академии продолжало осуществляться в Петроградском Богословском институте и Высших Богословских курсах. Духовные школы Санкт-Петербурга были возрождены в 1946 г., — они располагались в здании прежней семинарии. В 2013 г. весь исторический комплекс духовной академии с домовым храмом двенадцати апостолов был возвращен Церкви.

В настоящее время Духовная академия Северной столицы является одним из флагманов духовного образования в России. Учебное заведение включает в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, регентское и иконописное отделения, факультет иностранных студентов, на которых в общей сложности обучаются более 900 студентов и аспирантов. В состав профессорско-преподавательской корпорации входит почти 100 членов, среди которых много профессоров и преподавателей ведущих светских вузов Санкт-Петербурга. Студенты имеют возможность участвовать в научно-богословских конференциях, публиковать статьи в студенческом журнале «НЕвский БОгослов».

Библиотека духовной академии является одной из самых крупных в православном мире, количество хранящихся в ней печатных изданий постоянно увеличивается, и к 2014 г. ее общий фонд составил более 300 тысяч книг.

Ректором Санкт-Петербургской духовной академии с 2008 г. является архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков).

Крестный ход в день перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского

В 1743 г. императрицей Елизаветой Петровной был учрежден общегородской праздничный крестный ход по Невскому проспекту от кафедрального Казанского собора к Александро-Невской Лавре в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. С того времени ежегодно по окончании Литургии духовенство и горожане с хоругвями и иконами направлялись к обители, где совершался молебен небесному покровителю города.

  

Крестный ход в день перенесения мощей св. благоверного князя Александра Невского

После крестного хода, совершенного в 1921 г., традиция была надолго прервана и возобновилась 12 сентября 2013 г. В этот день в Санкт-Петербурге совершилось торжественное шествие с чудотворной Казанской иконой Божией Матери от Казанского собора через весь Невский проспект. Навстречу ему от Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры вышел малый крестный ход, возглавляемый Святейшим Патриархом Кириллом, участники которого несли ковчег с мощами святого Александра Невского. Крестные ходы встретились на площади Александра Невского, где был отслужен праздничный молебен. Число участников шествия составило почти 72 тысячи человек.

С этого времени общегородские крестные ходы 12 сентября совершаются ежегодно. Крестный ход — выражение единства православных людей, свидетельство его духовной и общественной силы, того, что Санкт-Петербург призван оставаться городом живой православной веры.

По материалам сайтов: vivaspb.com, spbcentre.ru, mitropolia.spb.ru, eparchiya-viborg.ru, tikhvin-eparhia.ru,
drevo-info.ru, nikolaevskii-sobor.ru, lavra.spb.ru, spas-na-krovi.ru, konevets.ru, spbda.ru

Важным событием ушедшего 2019 г. для журнала «Церковь и медицина» стало его вхождение в РИНЦ (российский индекс научного цитирования). В связи с этим в оформление статей введены элементы классификации, способствующие точному и быстрому нахождению текстов поисковыми системами. В новом, девятнадцатом, выпуске журнала опубликованы материалы XXVII Международных образовательных Рождественских чтений. В разделе, посвященном работе секции ОПВР «Роль наследия святых целителей и докторов в формировании личности современного врача», представлены тексты прозвучавших докладов. Сквозная тема номера — наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — затрагивается как в статьях по докладам Рождественских чтений, так и в исторических материалах, в рубрике «События, факты, комментарии». Одна из ведущих тем выпуска — отношения врача и пациента. Этим вопросам посвящен ряд публикаций в разделах журнала: в первую очередь материалы работы секции ОПВР в рамках Рождественских чтений, в также в разделе «Милосердное служение». Рубрика «Практические вопросы современной медицины» представляет статьи, в которых рассматриваются вопросы, актуальные для врачей разных специальностей. Они подготовлены авторами на основе своих докладов на заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга. С православными медицинскими конференциями и чтениями, прошедшими в разных городах России: Смоленске, Северодвинске, Санкт-Петербурге, Курске, знакомят материалы рубрики «События, факты, комментарии».

Читать анонс полностью