Церковно-медицинский журнал

Церковное душепопечение психоневрологического интерната

Автор:Протоиерей Валерий Швецов
21 Апреля 2017

Открытие первого в России домового храма при психоневрологическом интернате 

Санкт-Петербургский психоневрологический интернат № 7 расположен по адресу пр. Ветеранов, 180. Здесь на 5 отделениях проживают около 900 пациентов в возрасте от детского до престарелого с различными режимами психиатрического наблюдения и надзора, поступающие с задержкой психического развития, слабоумием,  синдромом Дауна, олигофренией, шизофренией и другими психическими и гериатрическими заболеваниями. Их обслуживают более 300 сотрудников, из которых 200 составляют медперсонал.

В 1990-е годы интернат посещали проповедники христианской Евангелической церкви: проводили богослужения, пели духовные песни.  Но с 1994 г. учреждение  духовно окормляется исключительно Русской Православной Церковью, а именно клиром храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке Санкт-Петербурга. 

В 1995 г. по решению дирекции интерната на 4 отделении был устроен домовый храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского — впервые в учреждениях подобного типа. Под него была отдана светлая просторная больничная палата. 
В те времена начальство могло плохо отнестись к подобному начинанию, так что для директора это был определенный риск. 
Но молитвами св. прав. Иоанна Кронштадтского Божия благодать рассеяла все сердечные сомнения и колебания. 

Домовый храм в честь св. прав. Иоанна  Кронштадтского 

Пока храма не было, не представлялось возможным духовно окормить и объединить в одну большую семью сотрудников и проживающих, и всякий раз после посещения интерната у священства оставалось чувство неудовлетворенности. С появлением храма ситуация в корне изменилась. Не сразу, но он объединил всех и стал центром духовной жизни интерната, родным местом, каждому стало спокойнее на душе, легче жить и работать. Все значимые дела и события стали предваряться  совместной храмовой молитвой.

Основные принципы душепопечения в психоневрологическом интернате 

Православное священство в нашей стране получило право на социальное служение только в начале 1990-х гг., поэтому опыта окормления психоневрологических учреждений еще не было. Церковное душепопечение в сумасшедших домах происходило до революции 1917 г. в кардинально иных условиях и к тому же не описано достаточно подробно, оно не могло послужить руководством священнику наших дней. Поэтому в начале пути приходилось уповать лишь на милость и помощь Божию. 
Первым делом было решено освятить православным чином все этажи и все помещения.

Тогда же было решено: чтобы духовное попечение о пациентах было полноценным, священство будет опираться в первую очередь на сотрудников интерната, и только во вторую — на помощь волонтеров из числа прихожан. Директор много потрудилась, помогая священству воцерковлять сотрудников, чтобы они могли содействовать окормлению проживающих на своих отделениях. Постепенно заведующие отделениями, старшие медсестры и младший персонал стали искренними помощниками священства.

Воцерковление проживающих началось с раздачи нательных крестов и обучения правильному наложению на себя крестного знамения и простым молитвам. Благодаря заботе персонала они научились осенять принимаемую пищу крестным знамением, стали часто употреблять святую воду. Было организовано приобщение Святых Таин тех, кто не имеет возможности посещать храм.

Один из главных принципов духовного окормления проживающих — добровольность, отсутствие любого насилия над их волею. Все совершается с ведома и согласия близких родственников или опекунов, а также по их вере, вере персонала и священства. Это положение становится особенно важным, когда душевнобольной человек никак не проявляет своего отношения к вере, но и не препятствует совершению над ним церковных обрядов и Святых Таинств.

Все поступающие на постоянное проживание в интернат с согласия близких родственников и по собственному расположению принимают православное Святое Крещение, если не были крещены ранее, и духовно сопровождаются впоследствии. Во время тяжелых болезней они, чаще чем обычно, приобщаются Святых Христовых Таин и проходят Святое Таинство Елеосвящения. Умершие отпеваются — очно или заочно — в часовне при интернате. В храмовый синодик, поминаемый на каждой Божественной литургии, внесены имена пациентов и сотрудников православного вероисповедания. 
Стержнем и основой духовного окормления является регулярное, не реже 2–3 раз в месяц, совершение Божественной литургии. В ней участвуют и проживающие, и  персонал, — все, кто во время богослужения имеет возможность помолиться в храме. Православная община верующих, постоянно посещающих храм, сегодня составляет примерно 50–70 проживающих и 25–30 человек персонала.

Божественная литургия начинается рано, в 8 час. 30 мин. утра. Это обусловлено тем, что все причастники, и в храме, и на этажах, принимают Тело и Кровь Христову натощак, как и положено по церковным канонам. Время завтрака для причастников смещается на полтора часа, тогда как все остальные завтракают раньше, в обычное время. По окончании  каждой литургии священник со Святой Чашей посещает какое-то одно отделение интерната (по череде) и приобщает всех желающих, заранее подготовленных медперсоналом. В итоге за каждой службой причащаются 50–70 человек в храме и 80–120 на отделении.

Причащение на отделении

Так было не всегда. Первое время проживающие приобщались Святых Таин спустя 2–3 часа после завтрака, как младенцы, к которым по церковным канонам и приравниваются такие больные. Только спустя 1,5–2 года регулярного посещения интерната священством проживающие стали причащаться натощак (за исключением больных шизофренией).

Особенности душепопечения в психоневрологических учреждениях 

Перед священником, желающим духовно окормлять такие учреждения, возникают немалые трудности. Сам факт их посещения, а тем более совершения Божественной литургии, массового причащения душевнобольных людей, требует больших затрат  нервной и физической энергии, максимальной собранности, трезвения, смирения и упования на всесильную помощь Божию. Не стоит, наверное, и упоминать, что это служение совершается совершенно бескорыстно, так как администрация интерната не имеет материальной возможности выразить священнику благодарность за понесенные им большие труды. Но за этот бескорыстный труд и искреннюю молитву проживающих, за службу в храме Господь подает особую благодать и радость как священству, так и персоналу, принимающему участие в духовной жизни пациентов. Я всегда уходил из интерната после службы духовно отдохнувшим и благодатно наполненным, хотя и на фоне большой физической и нервной усталости.

Священнику, имеющему дерзновение духовно окормлять учреждения такого профиля, необходимо самому духовно окормляться у опытного пастыря, заручившись его благословением и молитвами. Для меня им стал в то время известный всероссийский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006)

Я смиренно испросил его старческих святых молитв на такое многотрудное дело, как духовное пастырство в интернате. На мой вопрос по поводу невозможности продолжать обучение в Духовной академии батюшка ответил, что моя академия и мое духовное обучение — это посещение интерната, там я научусь всему. Он же и благословил меня, не смущаясь, первое время причащать проживающих как младенцев, спустя 2–3 часа после завтрака. 

Служение в таких учреждениях требует от пастыря большой самоотдачи. Интернат должен стать для него родным местом, где его всегда ждут и встречают с радостью, и куда сам он спешит по любви и зову сердца.

Первое время, приходя в интернат, я думал, что исполняю свой христианский долг, помогая проживающим и персоналу встретиться со Христом. Но спустя некоторое время стал понимать, что эти посещения необходимы прежде всего мне самому, ибо среди живущих здесь я чувствую себя по-особому легко, просто, вдохновенно и радостно, как, наверное, всегда и должен чувствовать себя человек.

Хотелось бы сказать несколько слов об особенностях духовного окормления этих необычных пасомых. В интернате проживают лица с разными психическими расстройствами разной степени тяжести. Но многие из них восприимчивы к благодатной религиозной стороне жизни и имеют живую душу. Они особенно открыты, ранимы, быстро откликаются на тепло и ласку, способны на верную дружбу и теплую привязанность, а своей доверчивостью и сердечностью походят на детей. 

Человеческая душа живет в сердце. У людей, ставших инвалидами с детства, сердца отзывчивые, очень чуткие. Они как струны, как камертон, — тронь тихонько, и отзовутся: тончайшие оттенки чувств знакомы им. И души их, как серебряные колокольчики, поют тихо и нежно, то грустно, то радостно. Одному Богу известно, какое богатство скрыто там,  в Святая Святых — в глубине их сердец. Немногим из них удается выразить себя, свой творческий потенциал. И этот источник бесконечной, мудрой, всепонимающей и всепрощающей доброты скрыт от большинства людей. От тех, кто за хаотической суетой повседневности отвык слушать окружающий мир душой и сердцем.

И. Беккер «Пусть в вашем сердце живет любовь» («Русский инвалид». 1994., № 3–4)

 

К таким людям нужно идти с открытым сердцем, без всякой корысти, ибо пред ними невозможно фальшивить. Впустив их в свою душу, ты станешь им сокровенным другом, а может быть и отцом. Ты примешь их всем сердцем и сам станешь проще, честнее, свободнее. Но раз или два придя к ним высокомерно и отчужденно, ты потом никогда больше не вернешься сюда. Это и просто, и сложно одновременно. Но не понимая этого, невозможно служить такой пастве. 

Часто у пастыря возникает вопрос, как подготовить верующих в интернате к восприятию благодати Божией в Таинстве Святого Причастия. Здесь нужно уметь правильно расположить сердце пациента, дать ему молитвенный, благоговейный настрой. Это происходит, в первую очередь, силою благодати Святого Духа во время совершения Божественной литургии. Перед Святым Причастием в нашем интернате обычно проводится общая исповедь, во время которой через простые, образные, яркие, доступные сердечному восприятию слова достигается покаянное настроение, острое ощущение собственной греховности. В проповеди на общей исповеди раскрываются простые евангельские истины о любви, всепрощении, необходимости молитвы, духовного и телесного труда, о несовместимости благодатной жизни с Богом с греховными привычками и пороками, такими как непослушание медперсоналу, курение, употребление алкоголя и т. д.

        

Причащение Святых Христовых Таин в домовой церкви

Если пастырь сумел сам правильно духовно настроиться во время совершения Божественной литургии, то он станет камертоном для остальных молящихся в храме. При этом условии 10–15-минутной проповеди бывает достаточно для того, чтобы молящиеся пришли в покаянное, благоговейное состояние. После проповеди над всеми исповедниками прочитывается разрешительная молитва, и они допускаются к принятию Святых Христовых Таин. У медперсонала принимается частная исповедь, она проводится сразу после общей.

На отделениях, в палатах или в фойе для тех, кто готовился к причастию, кратко повторяется общая исповедь, и проживающие допускаются к Святой Чаше. Само собой разумеется, что Приобщение Святых Таин должно происходить с согласия, а если возможно, то с живым, сердечным, глубинным откликом  причастников. Пастырю нельзя забывать, что Святое Причастие — это не таблетка, а Таинство соединения на сокровенной глубине души человека с Богом. Поэтому проживающие должны участвовать в совершающемся над ними Святом Таинстве сознательно и благоговейно, насколько это возможно, чему должен способствовать пастырь и медперсонал, помогающий священству в деле духовного окормления. 
Нельзя причащать пациентов в состоянии острого психоза, пребывающих в аффекте или других негативных психических состояниях, а также произносящих хулу на Тело и Кровь Христовы. Указать священнику на таких больных, неспособных в данный момент принимать Святые Тайны, — обязанность врачей или медсестер, хорошо знающих своих подопечных и их душевное состояние.

Действенность церковного попечения в психоневрологическом интернате 

Опираясь на многолетние наблюдения священства и персонала за проживающими в интернате, можно с большой степенью достоверности сделать следующие важные выводы.

Богослужения улучшают эмоциональное состояние насельников интерната. Они становятся приветливее и доброжелательнее как в словах, так и в делах, более открыты и расположены к общению с персоналом и друг с другом, в интернате уменьшается количество конфликтных ситуаций. Пациенты делаются доступнее для педагогической коррекции, легче усваивают обращенные к ним слова, быстрее откликаются на просьбы персонала, порой живым участием и добрым словом, сказанным от всего сердца, даже помогают кому-либо из персонала пережить личное горе и жизненные невзгоды. После богослужений у них заметно снижается психическое напряжение и мышечный тонус. Все это снижает потребность в медикаментах, и больные ведутся на более низких дозах психотропных препаратов.

При интеллектуальной недостаточности улучшаются мыслительные процессы, например, было замечено частичное восстановление некоторых функций абстрактного мышления и внимания. Мы отмечаем также развитие моторики в целом и формирование мелкой моторики. Пациенты стали восприимчивее к разным видам творческой реабилитации: эстетотерапии, музыкотерапии, посещению музеев и театров; они активнее участвуют в работе театральной и концертной студий, спортивных кружков и т. д.

Значительные изменения в лучшую сторону происходят и в нравственной сфере. Когда больные нарушают режим проживания в интернате или совершают безнравственные поступки, в них рождается стыд и раскаяние в содеянном, ощущение неправильности своего поведения, что влечет их в храм на таинство Святой Исповеди. Обостряется совесть и стыдливость, люди хотят в храме, через благословение священника «узаконить» свои взаимные чувства и расположение друг к другу, если по тем или иным причинам не могут сделать этого в загсе.

Любовь к храму и к Богу помогает пациентам в их жизни. Им интереснее жить в интернате. Для них стали возможными поездки на о. Валаам в Спасо-Преображенский монастырь, обитель прп. Варлаама Хутынского и другие обители. Некоторые настолько воцерковились за это время, что в воскресные и праздничные дни самостоятельно (с разрешения врача) посещают богослужения в храмах города. Особое утешение принес храм лицам старше 60 лет, в первую очередь женщинам. Они меньше тяготятся жизнью в интернате. Она стала для них светлее и осмысленнее, храм влил в них новые жизненные силы. 

Наличие храма и духовное окормление отражается и на больных с тяжелым диагнозом шизофрении. Хотя первоначально они негативно относились к посещению домовой церкви и Святому Причастию, в настоящее время многие из них приобщаются Святых Христовых Таин, даже при том, что по разным причинам церковь, как правило, не посещают. Мы отмечаем изменение в лучшую сторону отношения к приятию Святых Христовых Таин больных с диагнозом шизофрении в самых тяжелых формах, находящихся под особым психиатрическим наблюдением. Эти больные стали постепенно принимать Святые Тайны, как и все проживающие в интернате, строго натощак, без какого бы то ни было принуждения со стороны медперсонала. Это явление добровольного переноса на несколько часов времени завтрака и курения такими тяжелыми психически больными людьми можно отнести к разряду чудесных. 

Наличие домового храма и возможность его посещения для молитвы и беседы со священником уменьшают депривацию (явления госпитализма, порождаемые длительным пребыванием в учреждении закрытого типа).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что у проживающих происходит частичное компенсирование психофизического дефекта.

В последнее время стало заметно духовное сближение коллектива сотрудников и проживающих в интернате. Этому способствуют совместные поездки в монастыри и храмы города, выбор проживающими  крестных для своих маленьких детей из числа сотрудников, постоянная помощь персонала священникам в окормлении проживающих и многое
 другое.

Все труды священства и сотрудников интерната по духовному сопровождению живущих в психоневрологическом интернате окупаются стократно их ответною благодарностью, искренностью чувств и чистою молитвой к Богу.

Результат этой большой работы — стабильность коллектива, малая текучесть кадров при минимальных окладах и большой нагрузке сотрудников. Более 60% сотрудников проработали в интернате уже более 10 лет. 

Завершить рассказ хотелось бы стихотворением Владимира Сорокина, инвалида детства, постоянно проживающего в психоневрологическом интернате № 7.

ДРУЗЬЯМ

Не жалей для друзей
Ни души, ни тепла,
Чтоб в мелькании дней
Жизнь светлее была!

Как себе самому,
Человеку поверь —
Не предаст никому 
В твоем доме он дверь.

Друг ту дверь распахнет
Для таких же, как ты,
Славный праздник начнет 
И разделит мечты.

И надежней плеча
Ты нигде не найдешь:
Негасима свеча,
Что в друзьях обретешь.

И продлится твой век,
Неся сотни прикрас,
Коль родной человек 
Дарит искренний взгляд!

Ведь дорогой любой
Станет легче идти,
Если рядом с тобой
Тот, кому подвести

Не дано никогда,
Потому что друзьям 
Одна светит звезда, 
Да и та пополам.

Берегите ж друзей,
Чтоб счастливыми быть;
Чтобы в жизни своей
И мечтать и любить!

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью