Церковно-медицинский журнал

О нескольких письмах из собрания эпистолярного наследия святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 1897–1960 гг. (к 100-летию со дня возведения в сан епископа)

Автор:М. Н. Козовенко
20 Ноября 2023

 


Михаил Никонович КОЗОВЕНКО, 
доктор медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке

 


Многие почитатели святителя Луки (Войно-Ясенецкого) обращались к его эпистолярному наследию, являющемуся важнейшим источником сведений о его жизни и профессиональной деятельности после «Автобиографии…», получившей современное название «Я полюбил страдание…» [1] благодаря одноименной цитате из письма сыну Михаилу (Фрагмент письма от 23 апреля 1943 г. (Красноярск) [18, с. 347]).

Впервые письма архиепископа Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого) были опубликованы в виде фрагментов (84) М. А. Поповским (1979) [18], а без сокращений (9) — Н. П. Пузиным (1991, 1994) [19, 20].

Новые публикации такого рода увидели свет в трудах В. А. Лисичкина (2001, 2005, 2009, 2011 и др.) [10, 11, 12, 13], протодиакона В. Марущака (2004, 2006 и др.) [14, 15], протоиерея Н. Доненко (2015 и др.) [7], митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря (Швеца) в 2015 и 2018 гг. [5, 6]. Значимый вклад в публикацию малоизвестных писем святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в период 2004–2020 гг. внесли многие другие его почитатели (протоиерей А. Гирич, 2011 [3]; О. А. Борзова, 2017 [21]; А. М. Фокин, 2013 [22] и остальные).

Наши усилия в течение нескольких лет (2008–2022) позволили выявить 82 из ранее не известных автографов эпистолярного наследия епископа и хирурга, хранившихся в архивных, музейных и личных собраниях Москвы, Симферополя, Санкт-Петербурга, а также Одессы и Киева [8, 9].

Их результатом явлилось составление Собрания эпистолярного наследия святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (далее Собрание), куда были включены как копии оригиналов, опубликованные предшественниками, так и вновь установленные автографы. Таким образом, в Собрании содержатся тексты 327 писем святителя и фрагментов из них, приведенные в хронологическом порядке наряду с комментариями составителя в виде подстраничных ссылок. Кроме того, наши комментарии дополнялись описанием исторических событий, связанным с содержанием письма и приведенным после текста автографа.

В состав Собрания включен отдельный блок иллюстраций, выделенный таким образом в интересах доступности сборника писем для почитателей эпистолярного наследия святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Иллюстрации размещены после раздела писем (фрагментов). В этом блоке приводятся 311 иллюстраций, включая копии автографов, хранящихся в нескольких архивных, музейных или личных коллекциях. Ссылки на местоположение каждой иллюстрации указаны в соответствующем дополнении к комментариям составителя в виде номера страницы блока иллюстраций, на которой она размещена.

Справочный раздел издания включает именной указатель, где в алфавитном порядке приведены как сведения об адресатах писем святителя, так и о других исторических личностях, указанных в письмах. Они включают фамилию, имя и отчество наряду с перечнем номеров тех страниц Собрания, где упоминаются такие лица.

Исторический анализ содержания писем, включенных в Собрание, показал, что многие из них являются существенным дополнением к «Мемуарам архиепископа Луки» [16], известным как «Автобиография…» [1], если оба первоисточника содержат описание одних и тех же событий. При этом в письмах они изложены подробнее, чем в «Мемуарах…», и потому включают как новые, так и иные исторические факты из жизни и деятельности святителя, отсутствующие в его воспоминаниях от 1958 г.

Отсюда сравнительная характеристика событий, приведенная и в письмах, и в «Мемуарах…», свидетельствует об объективности сведений оригинальных автографов (писем), с одной стороны, и допускает возможность субъективизма по отношению к машинописной копии «Мемуаров…», ввиду того что она была составлена секретарем под диктовку святителя, лишенного возможности личной проверки машинописи.

Установлены примеры, свидетельствующие о различном изложении одних и тех же событий, описанных автором как в «Мемуарах…», так и в эпистолярном наследии. С учетом объема журнальной статьи остановимся на трех эпизодах, во многом определивших жизнь и деятельность святителя.

Об операциях, выполненных епископу и хирургу Войно-Ясенецкому московским офтальмологом В. П. Одинцовым в 1934 г.

В «Мемуарах…», повествующих о жизни святителя Луки, есть сведения о том, что в скором времени после отслойки сетчатки левого глаза, сопровождавшейся существенной потерей зрения, он «…узнал об операции швейцарского окулиста Гопена, который излечивал от 50 (в нескольких изданиях «Автобиографии…» под названием «Я полюбил страдание» этот показатель указан ошибочно как 60% [1, с. 85]) до 80% больных отслойкой сетчатки. Эта операция получила скоро большое распространение во многих странах, и в Москве ее делал профессор Одинцов. Я оставил работу по гнойной хирургии и поехал в Москву, в клинику Одинцова. Он дважды сделал мне операцию Гопена, ибо в первый раз не точно определил все места отслойки сетчатки» [16, л. 50].

Отсюда можно полагать, что обе операции по методу женевского профессора «Гопена», проведенные В. П. Одинцовым, имели место во второй половине 1934 г., когда, по свидетельству святителя, «благодать Божия оставила меня» [16, л. 50].

Однако малоизвестное письмо святителя Луки соратнику по архангельской ссылке Б. И. Моисееву от 24 августа 1934 г. [17] свидетельствует об иной и более подробной интерпретации событий того же периода.

В частности, в нем сообщалось: «Господь послал мне большое испытание и большое горе: в несколько дней я почти ослеп на левый глаз вследствие отслойки сетчатки. Это почти неизлечимая болезнь, которая, по-видимому, особенно в связке с экземой рук, сделает для меня невозможным занятие хирургией…

Женевский окулист Prof. Gonin (имеется в виду Жюль Гонин (Jules Gonin, 1870–1935), швейцарский офтальмолог, основоположник метода хирургического лечения отслойки сетчатки), предложил новую операцию при отслойке сетчатки, которая в его руках дает большое количество излечений. Я телеграфировал своему старшему сыну в Ленинград, чтобы спросил проф[ессора] Чирковского (В. В. Чирковский (1874–1956), известный советский окулист, профессор, заведовавший кафедрой глазных болезней 1-го ЛенМИ в 1929–1952 гг.), делает ли он операцию Гонина» [17, л. 1].

Очевидно, что в машинописной копии «Мемуаров…» фамилия «швейцарского окулиста» [16] была существенно искажена, и эта неточность воспроизводится в современных изданиях «Автобиографии…» [1, с. 85].

Судя по содержанию письма святителя Луки к Б. И. Моисееву, утрата зрения левого глаза в связи с отслойкой сетчатки произошла в первой половине августа 1934 г.

      

Письмо епископа Луки (Войно-Ясенецкого) Б. И. Моисееву и его жене от 4 июля 1934. Л. 1об. Музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Свято-Троицком женском монастыре (Симферополь)

В это время В. Ф. Войно-Ясенецкий являлся хирургом-консультантом Андижанской городской больницы (УзССР), а его старший сын М. В. Войно-Ясенецкий, прозектор Республиканской больницы Минздрава ТаджССР (Сталинабад), находился в научной командировке в Ленинграде с целью повышения врачебной квалификации в области патологической анатомии. Ответ на свой запрос, адресованный старшему сыну, святитель Лука получил 24 августа, т. е. в день написания письма Б. И. Моисееву. Это свидетельствует о том, что он был осведомлен об опасности промедления с выполнением операции Gonin’а, лучшие результаты которой связывались с ранними сроками ее проведения.

«Сегодня получил ответ, что Чирковский в отпуске, а другой известный окулист, проф[ессор] Андогский (Н. И. Андогский (1869–1939), видный советский окулист, заведовавший клиникой глазных болезней 1-го ЛенМИ), советует обратиться к Московскому профессору Одинцову (В. П. Одинцов (1876–1938), известный советский окулист, заведовавший в 1918–1938 гг. кафедрой и клиникой глазных болезней на медицинском факультете Московского университета, в дальнейшем 1-го ММИ). Очевидно, что ему известно, что Одинцов успешно оперирует по Gonin’у. Поэтому усердно прошу Вас побывать у Одинцова и передать ему посылаемые сведения о моей болезни. Если проф[ессор] Одинцов сочтет полезной для меня операцию, то пожалуйста телеграфируйте мне (по адресу: Андижан, горбольница) одно слово приезжайте» [17, л. 1об.].

В срочном порядке Б. И. Моисееву не удалось согласовать с проф. В. П. Одинцовым направление епископа Луки (Войно-Ясенецкого) на оперативное лечение в клинику глазных болезней Московского медицинского института, и телеграмма с заветным словом «приезжайте» была получена в Андижане только во второй половине сентября.

Сведения об этом содержит письмо святителя А. М. Фокину от 20 сентября 1934 г. [22, с. 474].
«До сих пор я не лечился, предоставляя свой глаз на волю Божию, но теперь решил поехать в Москву, где проф. Одинцов делает новую операцию Gonin’a при отслойке сетчатки и получает 50% выздоровлений. Завтра поеду в Ташкент для консультации с нашими профессорами, а оттуда — в Москву» [22, с. 474], — сообщал святитель Лука.

Это означало, что приезд епископа и хирурга в столицу состоялся, по всей вероятности, в начале октября 1934 г., а первая из операций по методу Gonin’а была выполнена епископу и хирургу в том же месяце. Предположительно, она оказалась успешной и привела к некоторому восстановлению зрения левого глаза. Но с января 1935 г. вновь появились признаки его ухудшения, ставшие показанием для повторного оперативного лечения.

Об этом свидетельствуют письма святителя Луки А. М. Фокину от 6/19 августа 1935 г. и его письмо без даты (предположительно, от ноября-декабря 1935 г.). В первом из них указывалось: «Глаз мой, конечно, стал видеть гораздо хуже, чем в январе, но все-таки я собираюсь поехать в сентябре опять на операцию, ибо она нередко удается во второй раз» [22, с. 475].

Второе письмо А. М. Фокину подтверждало выполнение повторной операции: «В сентябре-октябре я ездил в Москву для вторичной операции на глазу (имеется в виду повторная операция по поводу отслоения сетчатки левого глаза, которую в сентябре 1935 г. выполнил проф. В. П. Одинцов в клинике глазных болезней ММИ), но она только ухудшила состояние моего глаза, и он уже совсем ослеп» [22, с. 475].

Таким образом, вторая операция такого рода была произведена проф. В. П. Одинцовым в сентябре 1935 г., или спустя год после первой.

Очевидно, что приведенные фрагменты из писем святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 1934–1935 гг. имеют прикладное значение и являются существенным дополнением к его «Мемуарам…» и к прежним представлениям об андижанском (июнь-сентябрь 1934 г.) и ташкентском (ноябрь 1934 — ноябрь 1935 г.) периодах его жизни и деятельности.

Перевод ссыльного епископа и хирурга Войно-Ясенецкого из поселка Большая в Красноярск для хирургической деятельности в тыловом эвакуационном госпитале № 1515.
В «Мемуарах…» врача-исповедника указано: «в конце июля (имеется в виду июль 1941 г.) прилетел в Большую Мурту на самолете главный хирург Красноярского края и просил меня лететь с ним в Красноярск, где я был назначен главным хирургом Эвакогоспиталя 15–15» [18, л. 56].

Однако иная хронология того же события приведена святителем в нескольких письмах, написанных в июле–сентябре 1941 г. и опубликованных М. А. Поповским.

В письме сыну Михаилу от 20 июля 1941 г. (пос. Б. Мурта) святитель Лука сообщал о собственном плане, состоявшем в завершении работы над вторым изданием «Очерков гнойной хирургии» в течение ближайших месяцев (август–сентябрь) и в последующем обращении в Наркомат здравоохранения РСФСР для предоставления работы по лечению раненых воинов. «Я очень порывался послать заявление о предоставлении мне работы по лечению раненых, но потом решил подождать с этим до окончания моей книги (речь идет о завершении работы над вторым изданием «Очерков гнойной хирургии» (прим. автора)), которую буду просить издать экстренно, ввиду большой важности ее для военно-полевой хирургии…, — писал святитель. — Мне остается два–два с половиной месяца работы над ней… По окончании книги пошлю заявление в Наркомздрав (Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (прим. автора)) и Бурденко как главному хирургу армии о предоставлении мне консультантской работы по лечению раненых…» [18, с. 334, 336].

В скором времени тяжелые поражения Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны в 1941 г. привели святителя к решительному пересмотру первоначального плана. В результате во второй половине августа он послал Председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину такую телеграмму:

«Я ЕПИСКОП ЛУКА ПРОФЕССОР ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ ОТБЫВАЮ ССЫЛКУ В ПОСЕЛКЕ БОЛЬШАЯ МУРТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ЯВЛЯЮСЬ СПЕЦИАЛИСТОМ ПО ГНОЙНОЙ ХИРУРГИИ МОГУ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ВОИНАМ В УСЛОВИЯХ ФРОНТА ИЛИ ТЫЛА ТАМ ГДЕ БУДЕТ МНЕ ДОВЕРЕНО ПРОШУ ССЫЛКУ МОЮ ПРЕРВАТЬ И НАПРАВИТЬ В ГОСПИТАЛЬ ПО ОКОНЧАНИИ ВОЙНЫ ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ В ССЫЛКУ ЕПИСКОП ЛУКА»
[18, с. 344].

Местонахождение святителя Луки в поселке Большая Мурта в течение июля — начала сентября подтверждает его письмо от 3 сентября 1941 г., адресованное Н. М. Третьяковой (врач из Красноярска) [18, с. 336, 499], наряду с другими автографами [18, с. 334, 336]. При этом одним из свидетельств перевода в Красноярск является почтовая открытка, отправленная святителем из Красноярска сыну Михаилу 30 сентября 1941 г. «Завтра же начнем оперировать, — указывалось в ней. — Прервалась на время моя работа над последней главой об абсцессе легкого, но я взял с собой материалы и надеюсь писать здесь…» [18, с. 337, 499]. Следовательно, перелет В. Ф. Войно-Ясенецкого специальным рейсом самолета из поселка Большая Мурта в Красноярск состоялся не в июле, а в конце сентября 1941 г.

Разночтения в истории возведения епископа Луки (Войно-Ясенецкого) в сан архиепископа в 1942 г.

Согласно «Мемуарам…», «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола Митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в чин Архиепископа (в нескольких изданиях «Автобиографии…» святителя под названием «Я полюбил страдание» указывался «сан архиепископа» [1, с. 94])» [16, Л. 57].

Однако «Священный Синод…», решением которого в 1942 г. состоялось, по мнению святителя, его возведение в сан архиепископа, был расформирован еще в октябре 1935 г. Одним из свидетельств тому является Указ Московской Патриархии от 27 декабря 1942 г. № 40, где сообщалось, что «Преосвященному архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), не отрывая его от работы в военных госпиталях по его специальности…» поручено «управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского» [2, с. 90]. Очевидно, что к декабрю 1942 г. вновь назначенный владыка Красноярской епархии уже был возведен сан архиепископа, и это возведение предшествовало его назначению архиепископом Красноярским.

   

Письмо архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) Н. П. Пузину от 30 июня 1942. Л. 1. Л. 1об. Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва)

Судя по его подписи, приведенной в двух письмах от 30 июня 1942 г., решение о возведении епископа Луки (Войно-Ясенецкого) в сан архиепископа было принято Местоблюстителем Патриаршего престола Митрополитом Сергием (Страгородским).

С одной стороны, это подтверждает дарственная надпись, выполненная архиепископом на обороте своей фотографии, где, по нашим данным, впервые был указан его новый сан.

«Блаженнейшему Сергiю, Местоблюстителю патрiаршему от любящего и преданного Архiепископа Луки 30. VI 1942 г.» [14, с. 66], — указывалось в ней.

С другой стороны, именно с этого времени подпись архиепископа можно видеть и в других первоисточниках, в том числе в письмах: к бывшему сотруднику одного из красноярских госпиталей Н. П. Пузину от 30 июня 1942 г. [4], Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) от 9 сентября 1942 г.
[6, с. 75] и т. д.

Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.

Очевидно, что письмо Н. П. Пузину от 30 июня 1942 г. было написано в один день с дарственной надписью, адресованной Местоблюстителю Патриаршего престола Митрополиту Сергию (Страгородскому). При этом в письме отсутствуют другие сведения о новом сане, кроме подписи «архiепископ Лука», которые могли бы свидетельствовать о хронологии выдающегося события в жизни и деятельности архиепископа и хирурга. Как известно, святитель Лука состоял в доверительных отношениях с Н. П. Пузиным, разделяя с ним радости и горести в течение двух лет (1942–1943). Учитывая отсутствие в письме святителя Н. П. Пузину от 30 июня 1942 г. каких-либо сведений о возведении в сан архиепископа, кроме подписи, предполагается, что это выдающееся событие случилось ранее написания этого письма, отчего в нем был приведен только его новый духовный сан.

Следовательно, возведение епископа Луки в сан архиепископа имело место в первом полугодии 1942 г., тогда как более подробная хронология события пока остается неизвестной.

Выводы. Сопоставление трех исторических фактов, изложенных в «Мемуарах архиепископа Луки» и в нескольких автографах его писем, где излагались одни и те же события, свидетельствует о неточностях, имевших место в машинописной копии «Мемуаров…» [16] и воспроизведенных в современных публикациях «Автобиографии…» [1 и др.].

В связи со 100-летием со дня возведения В. Ф. Ясенецкого-Войно в сан епископа (май 2023 г.) считаем целесообразным возвратить его «Автобиографии…» историческое название, указанное автором в 1958 г., как «Мемуары архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». В интересах внесения других изменений в новые публикации «Мемуаров…» для приведения их содержания в соответствие с эпистолярным наследием святителя предлагаем обсудить методику возможных уточнений как с точки зрения их содержания, так и формы на VII съезде Общества православных врачей России (2023).

Редакция благодарит автора статьи за предоставленные фотоматериалы

 Литература:

1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдание. Автобиография. Акафист святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому. М.: Образ, 2006. 128 с.

2. Галкин А. К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года // Вестник церковной истории. 2008. № 2. С. 57–120.

3. Гирич А. (протоиерей) Служение Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Тамбовской кафедре (1944–1946 гг.). Дипломная работа по предмету «История Русской Церкви». М.: МПДА, 2011. 112 с. [Электронный ресурс]. URL: https://sluzhenie.tomsk.ru/texts/Tambov.pdf (дата обращения 14.08.2023).

4. Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва). Ф. 70 (Пузин Н. П.). Кн. 24465. Войно-Ясенецкий В. Ф. (Архиепископ Лука). Письма к Н. П. Пузину 1942–1943 гг. Письмо от 30 июня 1942 г. 1 л., конверт.

5. Да светит всем! Альбом о земной жизни и небесной славе Святителя Луки Крымского / Составитель митрополит Лазарь (Швец). Комм., сноски Т. С. Шорохова (Чичкина). Т. 1. 1877–1941. Симферополь: Н. Оріанда, 2015. 576 с., ил.

6. Да светит всем! Альбом о земной жизни и небесной славе Святителя Луки Крымского / Составитель митрополит Лазарь (Швец). Комм., сноски Т. С. Шорохова (Чичкина). Т. 2. 1941–1961. Симферополь: Н. Оріанда, 2018. 680 с., ил.

7. Доненко Н., протоиерей Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961. Сборник документов. Симферополь, 2015. 1231 с.

8. Козовенко М. Н., Шевченко Ю. Л. Малоизвестные письма архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) // Православие и медицина. Симферополь, 2010. № 1(4). С. 66–78.

9. Козовенко М. Н., Онищенко Г. Г. Новые сведения об архангельском периоде жизни и деятельности хирурга и епископа Луки (Войно-Ясенецкого) // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64. № 4. С. 214–220.

10. Лисичкин В. А. Военный путь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. 224 с.

11. Лисичкин В. А. Земский путь святителя Луки. М.:Псалтирь, 2005. 271 с.

12. Лисичкин В. А. Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ. М.: Троицкое слово, 2001. 446 с., ил.

13. Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. М.: Изд. совет РПЦ, 2009. 456 с.

14. Марущак В., протодьякон Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Симферополь: Симферопольская и Крымская епархия, 2004. 270 с., ил.

15. Марущак В., протодьякон Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М.: Даниловский благовестник, 2006. 416 с., ил.

16. Музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Свято-Троицком женском монастыре (Симферополь). Мемуары архиепископа Луки. Тетради I–III. 57 л.

17. Музей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Свято-Троицком женском монастыре (Симферополь). Письмо Б. И. Моисееву от 28 августа 1934 г. (Андижан). 1 л.

18. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа и хирурга. СПб.: Сатисъ Держава, 2005. 510 с., ил.

19. Пузин Н. П. Несколько штрихов к биографии профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки (по неопубликованным письмам и воспоминаниям) // Париж-Нью-Йорк-Москва: Вестн. русского христианского движения, 1994. № 170. С. 205–215.

20. Пузин Н. П. Письма архиепископа Луки // Слово. 1991, № 1. С. 47–49.

21. Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) (1877–1961). [Текст] : биобиблиографический указатель / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина. Сост. О. А. Борзова. Ред. Л. Н. Патрина, А. С. Щербак. Тамбов, 2017. 191 с.: фот.

22. Фокин А. М. Письма архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) А. М. Фокину // Археографический ежегодник за 2009–2010 годы. М., 2013. С. 473–477.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью