Церковно-медицинский журнал

Переславские соборы святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого)

Автор:С. И. Воробьев, А. Г. Чучалин, иеродиакон Кирилл (Пустограев)
21 Ноября 2023

 


Сергей Иванович ВОРОБЬЕВ, 
профессор кафедры патологии человека Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, член правления Московского общества православных врачей, член исполкома Общества православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

  Александр Григорьевич ЧУЧАЛИН,
академик РАН, профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова, председатель исполкома Общества православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

 иеродиакон Кирилл (ПУСТОГРАЕВ), 
кандидат медицинских наук, член исполкома Общества православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого)  


 Если брать религию по существу, то есть как внутреннее переживание,
как преклонение перед Богом и общение с Ним, то мы должны согласиться,
что наука не только не противоречит религии, но более того — наука приводит к религии.

В. Ф. Войно-Ясенецкий

 

Переславль-Залесский — земля русской святости и город русских монастырей. Он был основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким (1095–1157) в качестве будущей столицы Северо-Восточной Руси. Князь заложил на болотистой равнине огромный для того времени город с длиной валов около 2,5 км [1]. В Северо-Восточной Руси не было городов больших, чем Переславль-Залесский, сопоставим с ним только Владимир, а по меркам всей Руси, больше него были только Киев и Смоленск, периметры укреплений которых составляли около 3,5 км [2]. Академик С. В. Заграевский отмечал, что по значимости для культуры и политики, по трудозатратам и нагрузке на экономику Руси строительство Юрием Долгоруким своей будущей столицы «на голом месте», на болотистой почве, было вполне сопоставимо с основанием Петром I Санкт-Петербурга [3]. Весьма символично, что будущий Российский флот Петр I начинал строить именно на Плещеевом озере в Переславле. Духовная атмосфера древнего православного города Переславль-Залесского связана с его храмами и часовнями, которых насчитывалось около 50, с шестью монастырями (5 действующих), с его людьми, в том числе монашествующими и насельниками. По количеству монастырей и храмов с Переславлем-Залесским не мог сравниться ни один город, кроме первопрестольной Москвы, основанной также князем Юрием Долгоруким на 5 лет раньше в 1147 г.

Божием промыслом был «направлен» в этот город в 1910 г. молодой земский врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В 1910 г. он приехал работать Переславскую земскую больницу в качестве хирурга.

Вид на часть города Переславля-Залесского с Московской
улицей. Фото из архива Переславль-Залесского
музея-заповедника

Главным историческим памятником, непосредственно связанным с пребыванием В. Ф. Войно-Ясенецкого в Переславле, является сохранившийся комплекс зданий земской больницы, построенный в 1880 г. и расположенный на ул. Московской, 15. На главном операционном корпусе находится мемориальная доска в честь главного врача Переславль-Залесской земской больницы — Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Рядом с больничными зданиями с южной стороны в нескольких сотнях метров расположен древнейший Феодоровский женский монастырь, основанный в 1304 г. С западной стороны от больницы расположен другой древний монастырь — Горицкий Успенский, основанный в начале XIV в. С восточной стороны за больницей стоит Свято-Троицкий Даниловский мужской монастырь, основанный в 1508 г. И закрывает этот условный крест с севера находящийся на высоком холме Сретенский храм, основанный в середине XVIII в.

Переславцы бережно хранят память о пребывании в их городе святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Краевед, бывший научный сотрудник Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Ю. Я. Никитина длительно изучала переславский период жизни В. Ф. Войно-Ясенецкого. Ю. Я. Никитина нашла дома, в которых он бывал, определила по датам постройки здания, которые будущий святитель видел по маршруту следования из дома на работу и составила экскурсионный маршрут. Ю. Я. Никитина также автор книги «Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно (святитель Лука) — главный врач в Переславле-Залесском» [4].

Переславль-Залесский начала XX в. Центральная улица
города, по которой каждое утро проезжал на извозчике
главный врач В. Ф. Войно-Ясенецкий в земскую
больницу мимо Сретенской церкви (в центре).
Справа от церкви на холме виднеется корпус
Переславской земской больницы. Фото из архива
Переславль-Залесского музея-заповедника

Ю. Я. Никитина отмечает, что в Переславле-Залесском Валентин Феликсович сформировался как врач, ученый, руководитель земской больницы [5], доказал свою высокую научную значимость коллегам и принес облегчение тысячам страждущих своим врачебным искусством и самоотверженным отношением к больным, за что стяжал благодарную память переславцев. Юлия Яковлевна разыскала в музейном архиве документ от 1 января 1917 г., который сообщает, что Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно с семьей проживал в городе Переславле-Залесском Владимирской губернии, арендуя комнаты в доме Марии Григорьевны Смирновой по улице Троицкой, с годовой платой 300 руб. Именно из этого дома семья Войно-Ясенецких отправилась в Ташкент. От Троицкой улицы не осталось в городе и следа. В настоящее время на ее месте проходит ул. Валовое кольцо, которая тянется по древней части города, параллельно земляным валам — оборонительной насыпи, возведенной в середине XII в. В 1920 г. согласно решению городского исполкома по протоколу № 2 от 5 марта, три улицы — Троицкая, Преображенская и Солдатская — были переименованы в Валовое кольцо. Дом Смирновой, в котором жили Войно-Ясенецкие, не сохранился. Ю. Я. Никитина предполагает, что здание находилось в районе нынешнего стадиона гимназии. Разноцветные, в пастельных тонах, двухэтажные постройки исторического центра — остатки декораций эпохи Войно-Ясенецкого. На подходах к Красной площади города — парк, посаженный дворянами в 1899 г. в честь 100-летия Александра Сергеевича Пушкина. В начале XX в. парк был настоящим культурным центром Переславля. Валентин Феликсович вряд там гулял, но его семья, поскольку они жили неподалеку, вполне могла там бывать.

Список лиц, проживавших по ул. Троицкой
в Переславле-Залесском в доме у
Смирновой Марии Григорьевны, в числе
которых земский врач Валентин Феликсович
Ясенецкий-Войно. Фото из архива
Переславль-Залесского
музея-заповедника

Однако имеются документы [6], где указано, что перед тем, как переехать на улицу Троицкую, семья святителя проживала на Ново-Московской рядом с земской больницей (ныне ул. Кардовского, 75). Сейчас по этому адресу расположен гостевой дом.

В Переславле-Залесском у Валентина Феликсовича появилась возможность посещать храмы. «У земского врача, — как вспоминает святитель в автобиографии [7], — каким я был тринадцать лет, воскресные и праздничные дни самые занятые и обремененные огромной работой. Поэтому я не имел возможности ни в Любаже, ни в Романовке, ни в Переславле-Залесском бывать на богослужениях в церкви, многие годы не говел. Однако в последние годы моей жизни в Переславле я с большим трудом нашел возможность бывать в соборе, где у меня было свое постоянное место и это возбудило большую радость среди верующих Переславля».

Можно предположить, что здесь святитель пишет о Спасо-Преображенском соборе — древнейшей святыне и жемчужине Северной Руси. Так как семья В. Ф. Войно-Ясенецкиих жила неподалеку, безусловно собор был в поле зрения святителя. Своей великолепной архитектурой и убранством храм мог заинтересовать Валентина Феликсовича и как художника. А надписи на мемориальной доске, рассказывающие о строительстве и судьбе собора, не могли не привлечь внимание В. Ф. Войно-Ясенецкого как человека, почитающего историю своего отечества. Однако в начале XX в. в Спасо-Преображенском соборе служились лишь архиерейские службы по большим праздникам. Вероятно, посещения собора в такое время были удобны самому Валентину Феликсовичу, так как в другие дни святитель постоянно работал.

Удивительные исторические артефакты продолжают проявляться и сегодня при изучении и реставрации Спасо-Преображенского собора. Так, во время проведения ремонтно-реставрационных работ в 2006–2007 гг. Благотворительным фондом им. И. П. Павлова при вскрытии белокаменных полов собора рядом с уникальным фундаментом из валунных камней были обнаружены останки, предположительно XVIII–XIX вв., о чем было доложено правящему архиерею, так как собор являлся усыпальницей переславских князей. Однако архивных документов или иных данных по захоронению в соборе пока не найдено.

     

Спасо-Преображенский собор — древнейший памятник русской истории и культуры домонгольского периода, принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия. Был заложен в 1152 г. князем Юрием Долгоруким при основании Переславля-Залесского. Достроен в 1157 г. князем Андреем Боголюбским (1111–1174). Являлся усыпальницей переславских удельных князей в XII–XIV вв.: сына и внука великого князя Александра Невского — князей Дмитрия Александровича (1250–1294) и Ивана Дмитриевича (1268–1302). Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1221 г. в Переславле-Залесском в княжеских теремах рядом со Спасо-Преображенским собором, в нем же князя крестили. (Фото В. Голикова)

При следующих археологических работах, проводимых в 2014 г. Институтом археологии РАН в Спасо-Преображенском соборе, на его стенах было обнаружено несколько древнерусских текстов, в которых была найдена уникальная надпись — сообщение XII в. об убийстве святого благоверного князя Андрея Боголюбского [10].

Схема фундамента Спасо-Преображенского собора во время работ 2006–2007 гг.: 1 — белокаменный пол XIX в.; 2 — подсыпные полы XIX в.; 3 — известковая проливка под фундамент XII в.; 4 — супесчаный материковый выброс; 5 — материк; 6 — останки погребения XIX в.; 7 — бетонные плитки на цементном растворе XIX в.; 8 — стена собора из блоков белого камня; 9 — бутовый фундамент из валунного камня; Ш-1 — место шурфа в соборе [8, 9]

 

Письмена на Переславском Спасо-Преображенском
соборе XII в. [10]

Сравнив описание Переславля-Залесского с воспоминаниями современников Валентина Феликсовича, краевед Ю. Я. Никитина предположила, что святитель мог упоминать в автобиографии Владимирский кафедральный собор.

По мнению краеведа [4], если принять во внимание, что Войно-Ясенецкие снимали квартиру в центре города на улице, где сейчас проходит Валовое кольцо, Владимирский собор был наиболее близким храмом к дому святителя, и вполне мог быть местом, куда, уединяясь от мирских забот, приходил земский врач. Но справедливости ради следует заметить (хотя об этом не сообщает краевед), что Спасо-Преображенский собор также расположен недалеко от дома святителя Луки на Валовом кольце, в 20 м от Владимирского собора. Оба собора находятся на Красной площади Переславля-Залесского.

Владимирский собор появился в Богородицко-Сретенском Новодевичьем монастыре в 40-х гг. XVIII в. В центре Переславля-Залесском на Красной площади когда-то стоял Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь, основанный в 1659 г. и упраздненный в 1764 г. От монастыря остались два действующих храма: Владимирский собор и церковь Александра Невского, где хранится ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского.

Владимирский собор бывшего Переславского
Богородицко-Сретенского монастыря,
расположенный в центре Переславль-Залесского.
Фото О. Набровенкова (@Nomad) [17]

Однако заслуженно считается, что одним из главных островов памяти святителя Луки в Переславле-Залесском является Свято-Феодоровская женская обитель. Память о святителе Луке глубоко чтится в Феодоровском монастыре, в котором доктор часто бывал по должности. Как сообщается на сайте обители, «лекарю Ясенецкому-Войно представлены права государственной службы по чинопроизводству с 17 апреля 1912 г. по службе в Переславском Феодоровском женском монастыре».

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий и его супруга Анна Васильевна с детьми часто бывали в Феодоровском женском монастыре [11]. «У семьи Войно-Ясенецких сложились особенно теплые и доверительные отношения с матушкой, которая была частой гостьей в их доме» — рассказывается на сайте монастыря [11]. Речь идет о настоятельнице Феодоровского монастыря игуменье Евгении (1875–1916), которая, по свидетельству горничной семьи Войно-Ясенецких Елизаветы Кокиной, была «большого ума женщина».

Современник святителя Илья Васильевич Миронов основатель клинической лаборатории и рентгеновского кабинета при городской переславской больнице вспоминал о Валентине Феликсовиче: «Прямая рослая фигура, всегда в шляпе, рука опиралась на трость, проезжая по городу, никогда не смотрел по сторонам, перебирал какие-то карточки» [19]. Так, по-видимому, святитель использовал время поездки на работу для изучения иностранных слов, написанных на карточках.

Феодоровский монастырь был основан на месте сражения московского князя Юрия Даниловича с тверским князем Михаилом Ярославичем, произошедшего в день памяти великомученика Феодора Стратилата в 1304 г. Эта битва, закончившаяся победой московского и переславского войск, по сути предопределила дальнейшую судьбу России во главе с Москвой.

В 1557 г. царь Иван Грозный по случаю рождения сына Феодора повелел построить в Феодоровском монастыре храм в честь Феодора Стратилата. Он стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. Главной святыней Феодоровского женского монастыря является Андрониковская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной, бывшая домашняя святыня византийского императора Андроника III Палеолога.

Сохранилась фотография, на которой матушка Евгения и Анна Васильевна Войно-Ясенецкая сидят вместе с тремя детьми — Михаилом, Алексеем и Еленой. Вероятно, снимок сделан самим Валентином Феликсовичем, который увлекался фотографированием.

       

Собор вмч. Феодора Стратилата
Переславского Феодоровского монастыря [18]
Матушка-игуменья Переславского Феодоровского монастыря и Анна Васильевна Войно-Ясенецкая с детьми.
Фото из архива Переславль-Залесского музея-заповедника

 

Е. Кокина Е., с которой в 1970-х гг. беседовал первый биограф святителя Луки М. А. Поповский, также вспоминала: «Жили тихо. Раз в месяц приезжала игуменья из Феодоровского монастыря — чайку попить» [12].

Однако, как видно из переписки, лечащим врачом Феодоровского женского монастыря В. Ф. Войно-Ясенецкий стал не сразу. До него за состояние здоровья сестер обители отвечал, как следует из нижеприведенного письма игуменьи, другой доктор.

Письмо первое:

«Глубокоуважаемая матушка Евгения!

Так как фактически врачом Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же, по-видимому, числюсь только на бумаге, то я, считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря. О каковом своем решении и спешу Вас уведомить.

Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

Врач N.N. 30.12.1911»

Письмо второе:

«Во Владимирское Врачебное отделение Губернского правления.

Сим честь имею покорнейше уведомить: врач N.N. оставил службу при вверенном моему смотрению Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом N.N. все время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно.

При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь, и, видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно подал мне письменное заявление 10 марта полагать свои труды безвозмездно.

Феодоровского девича монастыря игумения Евгения»

Переписка настоятельницы игуменьи Евгении
Переславского Феодоровского женского монастыря
с врачебным отделением Владимирского губернского
правления. Фото из фонда Ростовского филиала ГАЯО

Можно утверждать, что Валентин Феликсович на протяжении более чем пяти лет с 1911 по 1916 гг. безвозмездно лечил и консультировал сестер Феодоровского женского монастыря. Но утверждать, что Валентин Феликсович был прихожанином собора Феодора Стратилата, затруднительно, доктор приезжал в монастырь по своей профессиональной деятельности, хотя, конечно, он мог зайти в собор и помолиться. Однако до Феодоровского монастыря было неудобно добираться из дома, расположенного в центре города, возможно, поэтому Валентин Феликсович пишет: «С большим трудом нашел возможность бывать в соборе».

Однако общение с духовными лицами и глубоко верующими жителями города, не могло пройти бесследно для молодого врача В. Ф. Войно-Ясенецкого. Особый духовный настрой Валентина Феликсовича отразился в одном удивительном и известном факте, как писал святитель Лука в своих воспоминаниях, «великом событии в моей жизни, начало которому Господь положил в Переславле»: «в конце моего пребывания в Переславле пришло мне на мысль изложить свой опыт в особой книге — «Очерки гнойной хирургии». Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа. Быть священно-служителем, а тем более епископом мне и во сне не снилось…»

В память о пребывании святителя Луки в Феодоровском монастыре по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора в 2018 г. был установлен бюст святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) работы скульптора Александра Аполлонова. Переславский Феодоровский женский монастырь взял на свое попечение в 2021 г. комплекс зданий бывшей земской больницы Переславля-Залесского, которую с 1910 по 1917 гг. возглавлял земский врач и хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий [13].

В Переславском Феодоровском монастыре организован Центр наследия святителя Луки и онлайн-выставка «Дорогами святителя Луки». Один из принципов, как указывают организаторы [14, 15], на котором следует строить деятельность Центра святителя Луки — это живое продолжение в стенах бывшей земской больницы дел святителя, посвященных самоотверженному милосердному служению ближним в сочетании с постоянным стремлением к нравственному и профессиональному росту.
На территории бывшей больницы планируется создание лечебно-мемориального центра святителя Луки.

Переславские соборы святителя Луки — это храмы, посещавшиеся им во время пребывания в Переславле-Залесском. Однако к ним относятся не только три ранее описанных собора Переславля: Спасо-Преображенский и Владимирский, находившиеся неподалеку от места проживания

В. Ф. Войно-Ясенецкого, и Феодоровский собор — рядом с местом его профессиональной деятельности. Можно предположить, что святитель бывал в старинных монастырях и древних храмах, которые не могли его не привлечь, не заинтересовать, о которых он, наверняка, слышал от духовных лиц и насельниц Федоровского монастыря. К таким примечательным святым местам относится один из наиболее древних и известных монастырей Святой Руси — Переславский Никитский монастырь, основанный в 1010 г., который старше знаменитой Киево-Печерской лавры (1051) более, чем на 40 лет. Следует отметить, что лавра была хорошо известна святителю Луке по студенческим годам. Также будущий святитель мог посещать недалеко от Переславля-Залесского храм Иоанна Златоуста (1794), место пребывания великой православной святыни — Животворящего Креста Господня, явленного в 1423 г.; находящиеся недалеко от земской больницы прекрасный храм Александра Невского (1740) с мощами святого благоверного князя; Сретенскую церковь (1778) и Горицкий Успенский монастырь, основанный XIV в. Все это, несомненно, Переславские соборы святителя Луки.

Переписка святителя Луки с переславцами

Не только переславцы хорошо помнят святителя Луку, но сам святитель всегда помнил этот древний град и его жителей. И этому есть подтверждение. Удивительным событием для почитателей и исследователей жизни и деятельности В. Ф. Войно-Ясенецкого в Переславле-Залесском стала найденная большая коллекция писем (63 письма) от Валентина Феликсовича к бывшей медсестре Анне Алексеевне Макаровой, с которой святитель вместе работал в земской больнице. Как указывает краевед Ю. Я. Никитина, письма хранились в архиве семьи хирурга Бориса Георгиевича Сучкова, работавшего в переславской больнице в 1955–1965 гг. Письма, датированные 1943–1961 гг., присылались по адресу: Переславль-Залесский, Валовое кольцо, д. № 5. Этот адрес принадлежал Ивану Ивановичу Захряпину — племяннику Анны Алексеевны.

По свидетельству Ю. Я. Никитиной, святитель писал о своих детях, научной деятельности, здоровье, интересовался судьбой знакомых переславцев. Среди писем имеется несколько поздравлений с православными праздниками. Валентин Феликсович посылал Анне Алексеевне в Переславль-Залесский деньги на покупку дров, давал советы по лечению глаз. Когда у самого святителя зрение стало слабым, вместо него под диктовку писала секретарь — Евгения Павловна Лейкфельд, но подпись он ставил свою «архиепископ Лука».

Приведем фрагменты 11 писем Валентина Феликсовича бывшей медсестре Анне Алексеевне Макаровой, предоставленных краеведом Ю. Я. Никитиной из архива хирурга Б. Г. Сучкова (Сучков Борис Георгиевич (1909–1966) — заведующий акушерско-гинекологическим отделением Переславской городской больницы в 1955–1965 гг.).

«21.10.1943. Печальны вести о глазах Ваших. Прошу Бога о сохранении зрения Вашего. У Лены до сих пор очень мучительные сердечные спазмы, начавшиеся после смерти мужа. Все сыновья, по милости Божией, благоденствуют и преуспевают в научной работе. Здоровье младшего, Валентина, больного давно туберкулезом, очень улучшилось. И, меня хранит Господь в телесном здравии.

29.03.1950. Анне Алексеевне мир и благоденствие. Благодарю Вас за Ваш прекрасный подарок, который я получил сегодня.

1.11.1950. Благодарю за поздравление и добрые пожелания, свидетельствующие о любви ко мне, грешному, даже далеко живущих братьев и сестер моих. Валовое кольцо, д. № 5.

29.12.1952. Виноват я перед вами в том, что так долго не извещал вас о получении Вашей посылки в целости и сохранности. Очень благодарю Вас за нее. Причиной промедления ответа была моя болезнь, до сих пор не проходящая.

29.06.1954. Старицу Анну Алексеевну да укрепит Господь в нерадостной старости и угасании зрения. В августе месяце мой старший сын Михаил проездом ко мне в Алушту намерен заехать в Переславль-Залесский и Троицу-Сергиеву Лавру. В Переславле он хочет посмотреть все места, связанные с нашей жизнью там, и повидать людей, оставшихся в живых с тех пор. Он помнит нашу последнюю квартиру на Валовом кольце, но забыл, где дом Лилеевой (Дом Лилеевой не найден до сих пор; на месте, которое описывает Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, стоит дом постройки 1930-х гг.). Он приедет к Вам и расспросит обо всем, что его интересует. Вероятно, захочет побывать у Граменицких (Граменицкие: Анна Петровна Альбицкая (Граменицкая), дочь профессора военно-медицинской академии С-Петербурга Петра Михайловича Альбицкого (1880–1922) и жена профессора этой же академии Михаила Ивановича Граменицкого (1882–1942); семья Войно-Ясенецких дружила с Граменецкими. Их дом стоял рядом с Переславским Феодоровским монастырем). Живем в Алуште, но с октября прошлого года и до сих пор небо обложено черными тучами, солнце видим редко. А Крым по недоразумению называют солнечным. Мое здоровье недурно, но уже почти не вижу. Операция будет возможна через несколько месяцев.

27.12.1955. Глубоко жалею Вас, бедная старица, терпящая холод и живущая во мраке погасших очей. В таком же мраке, но не в холоде, и я, ибо знаете, Вы, что погас для меня навсегда свет очей моих. Здоровье мое не дурно, и я могу без большого труда служить в соборе и усердно проповедовать. Дети мои благополучны. Валентин усердно работает научно, но прекрасная дочь его Оленька заразилась от него туберкулезом лимфатических желез. Михаил, старший сын мой, и средний Алексей несут огромную научную и организационную работу. Лена очень довольна своим вторым мужем и не нарадуется им. Старшей моей внучке Ане уже 29 лет; от нее 2 мои правнучки Ирочка и Катюша, а от дочери Веры Владимировны Маруси правнук Володя. Евгения Павловна со своим усердием облегчает мою слепоту. К Рождеству Христову посылаю Вам еще 50 рублей — это на дрова. Приписка: Пришлю Вам почитать о молитве Иисусовой, надеюсь, что слово будет для Вас очень полезно.

21.10.1956. Пожалуйста, сообщите мне адрес Софии Дмитриевны Михневич (Михневич Софья Дмитриевна — хирург земской больницы с 1913 по 1925 г. Работала вместе с В. Ф. Войно-Ясенецким. Вместе с мужем Иваном Михайловичем, терапевтом, переехали в Загорский район в 1925 г.). Хочу написать ей.

14.09.1957. С волнением узнал я из вашего письма, что Господь спас вас от смертельной опасности, когда вы поели сухарей, смоченных очень сильным ядом — пилокарпином. Советую вам прекратить капанье пилокарпина в глаза и возобновить его только в том случае, если появятся боли в глазах. Мое здоровье, слава Богу, недурно. Посылаю вам в этом месяце больше, чем обычно, для покупки дров.

10.10.1957. Недавно я получил письмо из Феодосии от Анфисы Елисеевны Ксенофонтовой, из которого мне было радостно узнать, что она и Анна Петровна Граменицкая проявляют любовь к Вам и заботы о Вас, часто читают Вам вслух. Да воздаст им Господь за их любовь и милосердие. Анне Петровне передайте мое благословение и скажите, что я записал ее имя в свой помянник. Пусть не очень скорбит о временной слабости своей молитвы.

3.08.1958. Я должен огорчить Вас, многоуважаемая Анна Алексеевна. Миша вряд ли сможет приехать в Переславль, так как все его планы и расчеты спутала моя болезнь, ради которой он приехал ко мне, не во второй половине августа, а вчера, 4 августа. 2 недели я пролежал в постели вследствие серьезной слабости сердца, и только сегодня врачи нашли большое улучшение и разрешили встать. Эта болезнь на месяц прервала мои морские купанья, которые очень благотворно действовали на меня в прошлые годы.

7.03.1959 г. Почему Вы пишите, что получили от меня 50 р., когда я послал 75 р.? Не ошиблись ли? Поскорее ответьте. Аня, моя внучка, уже вышла замуж. Миша переводится из Львова в Ленинград, и поедет туда в апреле, а семья его летом. Все, слава Богу, у нас благополучно. О Вас и сестре Вашей Пелагее всегда молюсь.»
В заключение хотим выразить свое почтение переславским почитателям святителя Луки, с которыми мы общались и внимали их рассказам: краеведу Юлии Яковлевне Никитиной — бывшему научному сотруднику Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедник; также схимонахине Ангелине (Капитолине Андреевне Пыряевой, 1926–2013), длительное время проживавшей на территории земской больницы в бывшем доме — «ожидальне», где главный врач В. Ф. Войно-Ясенецкий принимал своих пациентов. Благодарим их за труды в поисках архивных документов и память о выдающемся хирурге и ученом архиепископе Симферопольском и Крымском святителе Луке.

 Литература

1. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. СПб.: Наука, 2008.

2. Переславль-Залесский [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Переславль-Залесский (дата обращения: 25.06.2023).

3. Заграевский С. В. К вопросу о столицах Северо-Восточной Руси: Переславль-Залесский при Юрии Долгоруком, Боголюбово при Андрее Боголюбском // Материалы ХХ межрегиональной краеведческой конференции (17 апреля 2015 г.). Владимир, 2016. С. 296–306.

4. Никитина Ю. Я. Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно (святитель Лука): главный врач в Переславле-Залесском. Ярославль: Индиго, 2017.

5. Пятунина Е. Архипелаг святителя Луки в Переславль-Залесском [Электронный ресурс] // Переславская епархия [сайт]. URL: https://preparhia.ru/arhipelag-svyatitelya-luki-v-pereslavle-zalesskom/ (дата обращения: 25.06.2023).

6. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления. URL: https://admpereslavl.ru/voyno-yaseneckiy-valentin-feliksovich (дата обращения: 25.06.2023).

7. Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдание. Автобиография. М.: Издательство Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2008.

8. Отчет Научно-производственной реставрационной мастерской «Яблоко». Научно-проектная документация. Том 1. Предварительные работы по памятнику архитектуры XII в. Спасо-Преображенский собор в г. Переславль-Залесском. Борисоглебск, 2006.

9. Отчет Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ. Научно-проектная документация. Разработка технологии реставрации белокаменных фасадов и интерьеров. Спасо-Преображенский собор в г. Переславль-Залесском. Шифр 690.18. Том 2. Кн. 5. М., 2006.

10. Редкие граффити с загадочными животными нашли в Спасском соборе Переславля-Залесского [Электронный ресурс] // Журнал Фома. 2022. 10 сентября. URL: foma.ru/redkoe-graffiti-s-zagadochnym-zhivotnym-nashli-v-spasskom-sobore-pereslavlja-zalesskogo.html (дата обращения: 25.06.2023).

11. Феодоровский монастырь в ХIХ веке. 1875–1916 гг. [Электронный ресурс] // Феодоровский женский монастырь [сайт]. URL: http://feodor-monastyr.ru/ru/(дата обращения: 25.06.2023).

12. Святитель Лука Крымский: снова в Переславле-Залесском [электронный ресурс] // Церковный вестник. Журнал Московской патриархи. 2020. № 5 (май). URL: http://e-vestnik.ru/analytics/voyno-yasenetskiy_v_pereslavle_10900/ (дата обращения: 25.06.2023).

13. В Переславле появился памятник Святителю Луке Войно-Ясенецкому [Электронный ресурс] // Первый Ярославский [сайт]. URL: https://1yar.tv/article/v_pereslavle_poyavilsya_pamyatnik_svyatitelyu_luke_voyno-yasenickomu/ (дата обращения: 25.06.2023).

14. Онлайн-выставка «Дороги святителя Луки» [Электронный ресурс] // Феодоровский женский монастырь [сайт]. URL: http://feodor-monastyr.ru/ru/corporate/onlajn-vystavka (дата обращения: 25.06.2023).

15. Переславский Центр наследия свт. Луки: маленький юбилей и большие планы [Электронный ресурс] // Феодоровский женский монастырь [сайт]. URL: https://feodor-monastyr.ru/ru/o-monastire/news/pereslavskij-tsentr-naslediya-svt-luki-malenkij-yubilej-i-bolshie-plany (дата обращения: 25.06.2023).

18. Никитина Ю. Я Главный врач и хирург Переславской земской больницы В. Ф. Войно-Ясенецкий [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2013. № 5(22). С. 6. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15060. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_5_22/nomer/nomer14.php\ (дата обращения: 25.06.2023).

17. Кремль Переславль-Залесского [Электронный ресурс] // Туристер [сайт]. URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pereslavl-zalesskiy/placeofinterest/39024 (дата обращения: 25.06.2023).

18. Собор Феодора Стратилата Переславль-Залесский [Электронный ресурс] // PhotoBuildings. Архитектурная фотобаза. URL: https://photobuildings.com/photo/00/80/43/80431.jpg (дата обращения: 25.06.2023).

19. Юлии Яковлевне Никитиной исполнилось 80 лет [Электронный ресурс] // Переславская епархи [сайт]. 2019. 24 августа. URL: https://preparhia.ru/50112 (дата обращения: 25.06.2023).

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью