Церковно-медицинский журнал

Неизвестный  архив  святителя  Луки. Открытия  2021–2022 г. Часть I.  Два  поздравительных  письма  1946 г.

Автор:Е. И. Каликинская
14 Февраля 2023

 


Екатерина Игоревна КАЛИКИНСКАЯ
кандидат биологических наук,
лектор факультета фундаментальной медицины МГУ,
член Московского научного общества историков медицины,
директор музея святителя Луки Крымского
в Переславле-Залесском


7 июля 2021 г. известный аукционный дом провел аукцион по продаже большого количества лотов из ранее неизвестного архива святителя Луки Крымского. Среди личных вещей были рукописи, ранее не публиковавшиеся, письма, рисунки.

Центр святителя Луки Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском приобрел для своего музейно-просветительского комплекса несколько предметов, о которых хотелось бы рассказать.

Это прежде всего письма и открытки с поздравлениями архиепископу Луке в связи с вручением ему государственной награды — Сталинской премии I степени. Среди поздравлений, представленных на аукционе, были телеграммы и письма от министра здравоохранения СССР А. Ф. Третьякова, от академиков и профессоров, от бывших пациентов и учеников. Известно, что их было так много, что владыка Лука, несмотря на большую радость, от волнений слег на несколько дней с расстройством сердечной деятельности [2].

   

Конверт от письма и первая страница письма святителя Луки А. А. Макаровой, бывшей сестре-хозяйке Переславской земской больницы,
написанного секретарем владыки 
Е. П. Лейкфельд

Страницы письма А. А. Макаровой
архиепископу Луке от 7.02.1946 г.

Но то письмо, о котором пойдет речь, занимает особое место в биографии святителя Луки, хотя автор его — скромная регистраторша Переславской городской больницы Анна Алексеевна Макарова. Она служила сестрой-хозяйкой в Переславской земской больнице в годы работы там хирурга В. Ф. Ясенецкого-Войно (так тогда писалась его фамилия в документах). Ранее было известно, что в годы служения в Крыму владыка Лука переписывался с ней. Сотрудница Переславского краеведческого музей Ю. Я. Никитина сообщает о 63 письмах архиепископа Луки А. А. Макаровой в Переславль в 1946–1961 гг. [3]. Некоторые из этих писем впервые опубликованы в книге «Народный врач, ученый, подвижник: Святитель Лука в Переславле-Залесском» [1, с. 122–125].

Медицинский персонал Переславской земской больницы в 1913 г.: во 2-м ряду 3-й справа главный врач
В. Ф. Войно-Ясенецкий, слева от него И. М. Михневич, 2-я слева А. А. Макарова. В 1-м ряду сидит 2-я слева
С. Д. Михневич

Из этой переписки следовало, что Анна Алексеевна была близким человеком для будущего святителя: он сообщал ей о своих болезнях и проблемах своих детей, давал духовные советы, помогал деньгами, высылал Журнал Московской Патриархии со своими статьями.

Вот одно из писем 1955 г., написанное секретарем архиепископа Е. П. Лейкфельд:

«Владыка шлет Вам, Анна Алексеевна, мир и свое благословение, благодарит Вас за внимание к его детям и просит сообщить, что у всех все благополучно, кроме Одессы: у Валентина Валентиновича обострение туберкулезного процесса, он пролежал что-то недели три, теперь опять работает, ездил даже во Львов в командировку (весьма почетную). С его единственной дочерью Оленькой тоже неладно: болеет почками, температурит, подозревают tbc в легких или даже в почках. Ей едва исполнилось 13 лет. Эти известия очень огорчили Владыку. Здоровье Владыки, слава Богу, недурно в общем. В конце пятой недели только захватил он насморк и ларингит, от которого еще не избавился, так что завтра (на Благовещенье) решил только служить, а его проповедь за него прочтет ключарь собора. Шлем Вам привет и искренние пожелания в добром здравии встретить Пасху. Евгения Павловна 11.04.55».

Доктор В. Ф. Войно-Ясенецкий в годы
работы в Переславле-Залесском

Однако до недавнего времени было неясно, каким образом завязалась эта переписка. Я предполагала, что Анна Алексеевна не меняла свой переславский адрес и владыка Лука сам написал ей, вспомнив свою верную помощницу из Переславля. Ее адрес на сохранившемся конверте «Валовое кольцо, 5» заставил предположить, что они в переславские годы были соседями: святитель Лука писал в автобиографии, что его семья жила рядом с Валовым кольцом. Возможно также, что он случайно узнал от кого-то из знакомых, что бывшая коллега в старости бедствует и теряет, так же как и он, зрение. Ведь он всю жизнь искал таких несчастных и одиноких людей и помогал им...
Теперь выяснилось, что все было несколько иначе: первое письмо от 7 февраля 1946 г. послала сама Макарова, узнав об объявленной в газетах премии архиепископу Луке, Анна Алексеевна писала:

«Глубокоуважаемый Валентин Феликсович!

Прежде всего поздравляю Вас с высокой наградой и из глубины искреннего сердца желаю Вам силы и бодрости продолжать Ваше плодотворную деятельность на пользу страждущего человечества на многие и многие годы. Слава и нашему правительству, что оно отметило Вас как достойнейшего из достойных. Дай Господи Вам и Вашим детям здоровья и всяческого благополучия, а Анне Васильевне Царствие Небесное, вечный покой и вечная память. Я была бы счастлива, если бы Вы написали мне, как и где живут Ваши дети Миша, Леночка, Леша и Валик. Я все помню и всех вспоминаю с сердечной теплотой, а вспоминаю часто, Вы меня уже почти забыли, вспомните Переславль и земскую больницу, и заведующую хозяйством Анну Алексеевну Макарову, которая, узнавши из газет, набралась смелости Вам написать. Да, много прошло времени с тех пор, как в 17 году Вас проводили, и много нет теперь в живых, тогда веселых, молодых, а многие постарели и одряхлели, в числе которых нахожусь и я, хотя и не седая, несмотря на мой возраст 71 год, живу материально плохо, и здоровье тоже, а главнее всего плохи глаза, один глаз совсем не видит, страшно боюсь за другой...».
В этом письме А. А. Макарова сообщает также архиепископу Луке о судьбе его бывших коллег: «Михневичи Иван Михайлович и Софья Дмитриевна живы и здоровы, с 1925 года ушли из Переславля из-за неприятности, устроились в Коломне при заводе станция Голутвин, большая больница, где и работают до сих пор. Верочка замуж не вышла, работает инженером в Харькове, Коля в армии, в 26 году меня из больницы уволили как ставленницу Михневичей, сказали, что на этом месте должна быть партийная…»

Так мы узнаем о судьбе второго врача Переславской земской больницы — Ивана Михайловича Михневича, заведующего ее терапевтическим отделением в годы работы там В. Ф. Войно-Ясенецкого. С ним у будущего святителя сложились хорошие рабочие отношения, хотя иногда бывали разногласия, например, по поводу необходимости покупки рентгеновского аппарата для больницы (Михневич на заседании земской управы высказался, что это все равно что человеку в лаптях надеть цилиндр, и средства не были выделены) [1, с. 93–94]. Однако этот эпизод не разрушил добрые отношения между ними, а деньги на рентгеновский аппарат пожертвовала хирургу переславская купчиха В. С. Варенцова.

       

Страницы письма К. А. Дренновой архиепископу Луке, профессору В. Ф. Войно-Ясенецкому от 29.01.1946 г.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в конце работы главного врача В. Ф. Войно-Ясенецкого, кроме отчетов по хирургическому отделению, стали печататься и отчеты по терапевтическим больным под авторством И. М. Михневича, что отражает уважение к нему и к его работе главного врача. Да и в письме Макаровой Михневичи вспоминаются как добрые друзья.

Отец Валентин (Войно-Ясенецкий)
в 1920-е гг., Ташкент

Жену И. М. Михневича Софью Дмитриевну, опытную акушерку, хирург успешно обучил методам обезболивания и хирургии, на операциях она ассистировала ему. Через несколько лет Софья Дмитриевна уже успешно замещала его во время командировок, и он не раз с признательностью вспоминал ее работу на страницах «Отчетов о деятельности Переславской земской больницы» [7, с. 3–4] и в отчетах земской управы [4, с. 11]. Освоила С. Д. Михневич и хирургическую офтальмологию, которой обучила молодого переславского врача А. Д. Романовича. Его имя нам было известно из воспоминаний врача И. В. Миронова, который пришел на стажировку в Переславскую земскую больницу через несколько лет после отъезда Войно-Ясенецких и работал там в 1920-е гг. [1, с. 96–97]. Илья Васильевич сообщил о том, что Михневичей изгнали из Переславля по ложному обвинению в троцкизме.

Далее Анна Алексеевна перечисляет целый ряд имен сослуживцев святителя, которые нам ранее были неизвестны: «Из Ваших сослуживцев жив Губин Николай Алексеевич, в Кабанском заведующий поликлиникой, Рутковский Юлий Леопольдович, аптекаря Леопольда Эдуардовича сын… А теперь напишу умерших, целый список на поминание: доктор Лапотников Андрей Александрович, профессор Граменицкий Михаил Иванович, Потехин Сергей Сергеевич, аптекарь Леопольд Эдуардович, фельдшер Зимин Ион Гаврилович, Тихонов Григорий Андреевич, Сапожникова Лидия Павловна, Солертовская Мария Васильевна и ее сын Валериан Дмитриевич и много священников».

Из этих персоналий мы знаем только о профессоре-фармакологе Михаиле Ивановиче Граменицком, уроженце Переславля, который в годы жизни Войно-Ясенецких в Переславле работал в Гейдельберге и в Петрограде, а затем переехал в Пермь, где заложил основы фармакологии на медицинском факультете Пермского университета. По-видимому, знакомство хирурга Войно-Ясенецкого с Граменицким было связано с тем, что Михаил Иванович был женат на дочери выдающегося патофизиолога П. М. Альбицкого Анне Петровне, и они вместе приезжали в родной город на отдых. Валентин Феликсович очень интересовался трудами Альбицкого и даже делал о них доклад на заседании научного Общества в Ташкенте [6, с. 255].

Остальные имена знакомых святителя, упоминаемые А. А. Макаровой, требуют новых исследований.

К. А. Дреннова, 1940-е гг.

Еще одно письмо из поздравлений архиепископу Луке с вручением высокой награды имеет долгую и интересную историю. В книге М. А. Поповского упоминается студентка Ташкентского университета «красавица-медичка» Капа Дренова, которая, узнав, что профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий стал священником, резко критиковала его и говорила, что он не может веровать в Бога, а просто «кокетничает своей рясой» [5, с. 116]. Среди экспонатов, приобретенных для музея Центра Святителя Луки в Переславле-Залесском,  — письмо учителю от Капитолины Алексеевны Дренновой, майора медицинской службы, видного отоларинголога, заведующей отделом эвакогоспиталя в Ташкенте (в будущем Капитолина Алексеевна станет доцентом и заведующей кафедрой Ташкентского института усовершенствования врачей, через год защитит докторскую диссертацию). Бывшая строптивая ученица святителя не только выражает радость и гордость по поводу достойной награды за выдающиеся заслуги, но и пишет удивительные слова: «Наконец-то вознагражден Ваш многолетний, бескорыстный труд служения страждущему человечеству, что Ваши хирургические знания и опыт всеми признаны выдающимися… Пусть еще много раз ярко светит Вам солнце правды и еще много лет жить Вам и работать для счастья народа». Терминология необычная для бывшей комсомолки, и речь здесь идет не только о научной и врачебной деятельности: высоко и благодарно оценивает ученица и общественную деятельность, и духовный подвиг Учителя. По-видимому, за много лет Капитолина Алексеевна многое передумала и переоценила в своей жизни и в личности профессора, она пишет: «среди всех моих учителей Вы всегда оставались для меня несравненным». Но письму нельзя доверить самое заветное, и она пишет лишь о том, как ей хотелось бы поговорить с ним по душам, как «когда-то, на заре туманной юности», сетует на то, что это сейчас невозможно из-за ее нагрузки по работе и занятости архиепископа…

 

Мы можем только восхищаться тем, как святитель Лука воздействовал на самых разных людей, встреченных им на жизненном пути. Даже когда их общение прерывалось на долгие годы, влияние его личности на них оставалось столь сильным и благотворным, что обращало коллег в настоящих друзей, оппонентов — в союзников, врагов — в помощников. Конечно, это происходило не только благодаря его многочисленным талантам и добродетелям, но и силою Духа Святого, который вел его через полную страданий и испытаний жизнь.

Литература

1. Каликинская Е. И. Народный врач, ученый, подвижник: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Переславле-Залесском. М., 2017.

2. Лисюнин В. Ф., протоиерей. Возрождение Тамбовской епархии в годы служения святителя Луки (Войно-Ясенецкого): на материале государственных, ведомственных и частных архивов. Кандидатская диссертация, 2019.

3. Никитина Ю. Я. Главный врач и хирург Переславской земской больницы В. Ф. Войно-Ясенецкий // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 5 (22).

4. Отчет Переславской уездной земской управы Владимирской губернии за 1915 г. Владимир-на- Клязьме, 1915.

5. Поповский М. А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. СПб.: Сатис, 2013.

6. Протоиерей Георгий (Ю. Л. Шевченко). Приветствует Вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб.: Наука, 2009.

7. Ясенецкий-Войно В. Ф. Отчет о деятельности Переславской земской больницы за 1915 г. Переславль-Залесский, 1916.

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью