Церковно-медицинский журнал

Служение больным и монашеское делание: авва Дорофей — начальник больницы

Автор:В. А. Рябкова
22 Ноября 2023

 


Варвара Александровна РЯБКОВА,
аспирантка медицинского факультета СПбГУ; сотрудник Первого СПБГМУ  
им. акад. И.П. Павлова



Православной Церковью прославлены многие святые врачи. В их житиях мы находим примеры безвозмездного лечения больных, читаем о чудесных исцелениях. Однако история не сохранила для нас слов или писаний святых православных врачей и целителей (за исключением совершивших свой подвиг в XX в. святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и праведного врача-страстотерпца Евгения Боткина), отражающих их отношение к самому делу врачевания или раскрывающих внутренние сложности, с которыми они сталкивались в своем служении. Например, нам не встретится в житиях святых врачевателей описание их переживаний по поводу неудачного применения какого-то лекарственного средства или по поводу того, что служение больным отвлекает их от совершения умной молитвы, чтения Священного Писания и иных аскетических упражнений. В этом смысле уникальным примером святого, прославленного в лике преподобных, и врачевателя в одном лице является авва Дорофей — подвижник, аскетический писатель VI в., основатель и игумен монастыря в Палестине. Труды аввы Дорофея являются классикой аскетической литературы, в течение столетий оказывали глубокое и устойчивое влияние как на восточнохристианскую, так и на западнохристианскую духовную традицию и по-прежнему остаются одним из самых больших авторитетов для современных христиан [1].

Преподобный авва Дорофей. Копия современной
иконы из иконостаса храма Покрова Богородицы
в Ясенево, Москва

Один из разделов Положения о монастырях и монашествующих, посвященный служению монастырей миру, начинается с цитирования фрагмента Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 г.): «Основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика, в первую очередь молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами» [2]. В то же время в документе «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», принятом 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, отмечено, что «монастыри, являясь центрами аскетического подвига и молитвы, издревле участвовали в делах милосердия и благотворительности. При обителях устраивались церковные богадельни, приюты, благотворительные трапезные для неимущих. Монастыри могут осуществлять с учетом особенностей их внутренней жизни те же виды социального служения, что и приходы» [3], т. е. развивать активную социальную работу со всеми категориями населения. В связи с этим, перед насельниками монастыря, определенными игуменом на послушание, связанное с указанными видами деятельности монастыря, во все времена стоял вопрос о правильном сочетании аскетического подвига и исполнения служения, например, в больнице, требующего полной самоотдачи [4, 5]. В данном контексте как для монашествующих, так и для мирян, стремящихся к постижению верного сочетания духовно-молитвенного и социального делания на пути духовной жизни, представляет несомненный интерес наследие аввы Дорофея, многие годы подвизавшегося в монастыре аввы Серида в послушании начальника монастырской больницы.

Прп. авва Дорофей родился в VI в. в Газском регионе (Палестине). Рождение в состоятельной христианской семье позволило ему получить классическое светское образование, которое, по-видимому, включало не только риторику, философию, но и естествознание, и, в частности, медицину, косвенные указания на что можно найти в житии святого, его поучениях [6]. Когда в душе Дорофея загорелось стремление к иночеству, он поступил в монастырь аввы Серида и предал себя в повиновение двум великим старцам — святым Варсонофию и Иоанну Пророку, к которым постоянно обращался со всеми недоумениями на пути духовной жизни [7].

В 2017 г. в монастыре святой Екатерины на горе Синай, основанном в VI в., был найден манускрипт VI в., содержащий медицинские рецепты (в том числе фрагменты одного из рецептов Гиппократа) и изображения лекарственных трав. Данная находка позволяет предположить знакомство насельников монастырей Ближнего Востока с врачебным искусством.

Из вопросов святого Дорофея старцам следует, что он обращался к ним за наставлениями и до вступления в монашество. Сразу после указания на поступление Дорофея в монастырь аввы Серида автор краткого жития святого сообщает о послушании, которое тот нес по благословению святых старцев: «Вышеупомянутые святые старцы нашли нужным, чтобы преподобный Дорофей устроил больницу и, поместившись там, сам имел о ней попечение, ибо братия очень скорбели о том, что, впадая в болезни, не имели никого, пекущегося о них. И так он, с помощью Божиею, устроил больницу, при пособии родного брата своего, который снабдил его всем нужным для ее устройства, потому что был муж весьма христолюбивый и монахолюбивый. И так авва Дорофей, как я сказал, с некоторыми другими благоговейными братиями служил больным и сам, и как начальник больницы имел надзор над сим заведением» [7]. Дорофей был не только врачом, но и управляющим хозяйством больницы. Он следил за закупками медицинских инструментов, посуды, лекарств, а также продуктов для лечения и питания больных, и он же выступал посредником между обитателями больницы и настоятелем [5]. Может показаться странным, почему духовные наставники Дорофея нашли нужным вверить по сути руководящую должность еще новоначальному монаху. В 79-м вопросе Дорофея старцам мы видим, что и самого инока это смущало. Он говорит: «Опасаюсь, отец мой, и того, что управляю больницею, ибо это есть некое властительство, и как бы не подало повода к тщеславию и свободе в обращении. ...Итак, не рассудите ли вы, чтобы мне, для предварительного обучения себя, побыть прежде в более низком послушании, и потом, когда легче будет мне, опять вступить в оное служение? Ты знаешь, отец мой, что я говорю так не потому, чтобы тяготился сим делом, ибо что я делаю, окаянный? Но боюсь, не раздражаю ли я свои страсти, живя здесь» [7]. В этих словах можно видеть глубокое смирение святого, внимание к своим помыслам, тончайшим движениям души. Но не могли же эти качества возникнуть в новоначальном монахе сами по себе? Поиск ответа на этот вопрос представляется важным и для христианина, живущего в миру, т.к. позволяет понять, что может помочь в приобретении смирения, особенно необходимого для человека, которого Господь ставит на какой-то руководящий пост. И вот какие детали раннего этапа жизни в монастыре аввы Дорофея открываются нам из его Поучений: периоду заведования больницей предшествовало назначенное ему аввой Серидом послушание странноприимца, которое состояло в том, чтобы принимать и успокаивать странников [7]. Вероятно, оно и было школой терпения, смирения и усердия к служению ближним и Богу. Особенно трудными были ночные служения, которые порой могли довести до сильного физического изнеможения [5]. Вот как говорит об этом сам преподобный Дорофей: «Когда я был в общежитии, игумен с советом старцев сделал меня странноприимцем; а у меня незадолго пред тем была сильная болезнь. И так (бывало) вечером приходили странники, и я проводил вечер с ними; потом приходили еще погонщики верблюдов, и я служил им; часто и после того, как я уходил спать, опять встречалась другая надобность и меня будили, а между тем наставал и час бдения. Едва только я засыпал, как канонарх уже будил меня; но от труда или от болезни я был в изнеможении, и сон опять овладевал мною так, что, расслабленный от жара, я не помнил сам себя и отвечал ему сквозь сон: хорошо, господин, Бог да помянет любовь твою и да наградит тебя; ты приказал, я приду, господин. Потом, когда он уходил, я опять засыпал и очень скорбел, что опаздывал идти в церковь» [7].

Среди вопросов и недоумений с которыми Дорофей обращался к своим старцам, затрагивается не только тема опасности тщеславия на руководящей должности. Авва

Дорофей также вопрошает:

  • как распределить время между необходимым для духовного роста безмолвием, углублением в себя и служением больным, в котором человек может проявить сострадание, но которое неизбежно сопряжено с рассеиванием ума на земные заботы (Вопросы 63, 64);
  • как сохранить плач, болезнь сердечную, «когда нахожусь среди людей, служу другим и забочусь о том, что кому дать из больных» (Вопрос 34);
  • должно ли углублять свои знания в области медицины или «лучше не заботиться об этом как о рассеивающем ум и оставить сие (чтобы оно не возбудило во мне как в невнимательном тщеславия) и довольствоваться тем, что я уже знаю» (Вопрос 76);
  • что делать, «когда приношу больному вещь, по-видимому, полезную, но она нередко ему вредит» — не осудит ли за это Бог (Вопрос 77).

Это только некоторые вопросы святого, с ответами на которые было бы интересно ознакомиться православному врачу. В частности, на последний упомянутый вопрос Дорофея авва Варсонофий отвечает: «Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему и случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твое сердце, не осудит тебя, ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто-нибудь знающий скажет тебе о сем наперед, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие». Несмотря на очевидную разницу между монахом, давшим обет послушания, и врачом-мирянином, стоит отметить, что осуждение гордости и самонадеянности присутствует даже в таком светском документе, как клятва врача России. Согласно современному тексту клятвы, приведенному в ст. 71 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, человек, получающий звание врача и приступающий к профессиональной деятельности, принимает на себя обязательство обращаться за советом к более опытным коллегам и прислушиваться к ним, если этого требуют интересы пациента.

Возвращаясь к вопросу сочетания аскетического делания и социального служения, хотелось бы отметить его решение аввой Дорофеем с точки зрения целепологания. В 14-м Поучении он говорит о том, что важно не просто совершать добродетели, но совершать их разумно: «Искусен тот, кто разумно совершает добродетели, ибо случается, что иной и подъемлет труд добродетели, но оттого, что неразумно совершает труд сей, он сам губит его или постоянно портит дело и не может окончить его; но строит и разрушает, и кладет один камень и снимает его, иногда же полагает один и снимает два» [7]. Примечательно, что пример, который далее приводит авва Дорофей, имеет непосредственное отношение ко всем, кто занимается медицинской деятельностью и старается претворить ее именно в служение больным. Как не унывать от трудностей, возникающих на этом пути, как сохранять бодрость и радостную готовность к служению, «не выгорать», выражаясь современным языком? А тем, кто призван к удалению от мира, как не закружиться в водовороте мирских забот, не отступить от идеала иноческого аскетического делания, преследуя, по-видимому, благую цель? И вот что говорит авва Дорофей: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это также неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот, что бы не случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Представляется уместным завершить данную статью этими словами святого отца, поучения и жизнь которого, на наш взгляд, могут служить еще одним, ранее недостаточно изученным источником духовной мудрости и наставления для современного православного врача.

Литература

1. Буланенко М. Е. Парадоксы смирения: уроки преп. Аввы Дорофея Газского для современной этики // Вестник РХГА. 2021. № 3. C. 63–83.

2. Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. п. 24 [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. 2013. 2–5 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (дата обращения: 11.08.2023).

3. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского патриархата. 2011. 11 февраля. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 11.08.2023).

4. Масин В. В. Молитвенник или социальный работник: взгляд на православный идеал монашества в начале ХХ века [Электронный ресурс] // Богослов.Ru. URL: https://bogoslov.ru/article/5241587 (дата обращения: 11.08.2023).

5. Курбанов А. В. Больница и странноприимный дом при монастыре аввы Серида в Палестине VI в. // Научные ведомости БелГУ. Сер. «История. Политология. Экономика. Информатика». 2014. № 15 (186). С. 54–59.

6. Спиридонова Л. В. Жизнь и творческое наследие аввы Дорофея (Газского) в контексте истории газского монашества: автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб. гос. ун-т. СПб., 2012. 22 с.

7. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Благовест, 2010.

 

Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина».

В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей. В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии.

Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. И. Даля. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.

Раздел «Вопросы биомедицинской этики» знакомит читателей со статьей о нравственных аспектах развития новых медицинских технологий на основе концепции биокапитализма и с позиций Священной истории.

О наиболее значимых духовно-медицинских конференциях, проходивших в разных регионах нашей страны, сообщают заметки рубрики «События, факты, комментарии» и короткие новости.

Читать анонс полностью